Как следует из заголовка, речь пойдет о том как обеспечить необходимый запас топлива в дальнем путешествии.
Лёня НЕМОДНЫЙ
фото из архива автора
Запас хода
Дорожная инфраструктура нашей страны прекрасно развита вокруг двух столиц, неплохо себя чувствует в Европейской части в целом, иногда встречается на Урале. А вот в Сибири, Заполярье и на Дальнем востоке инфраструктура в виде АЗС попадается далеко не каждую сотню километров. А без топлива далеко не уедешь
Если вы готовите свой внедорожник для дальних путешествий, то наряду с внедорожным оборудованием встает вопрос увеличения запаса топлива. Вариантов тут всего два – либо ставить дополнительные топливные емкости, либо запасаться канистрами. В этой статье мы разберем плюсы и минусы обоих вариантов. И начнем с более бюджетного и, как следствие, популярного.
Канистры
Сколько километров между заправками? – вот один из самых популярных вопросов во время подготовки к путешествию. Его задают будущие участники экспедиции, чтобы понять, сколько канистр с собой брать. Обычно это внушительное количество. И пока канистры пусты проблем они особых не доставляют, лежат себе и лежат, разве что полезный объем занимают. Но вот колонна подъезжает к заправке за которой начинается дикая местность и все начинают заливаться по полной. И тут выясняется, что пять из восьми канистр текут и все как одна воняют. В салон машины такое не положишь – начинается крепеж емкостей на верхний багажник, причем «стоя», чтобы не текли. И вроде бы победили проблему, канистры не воняют в салоне, все надежно закреплено, вот только машина из-за того что 150 килограмм угнездились на крыше стала такой валкой, что ни о каком движении по рельефу и речи идти не может. Группа снова останавливается и начинается перераспределение багажа. По одной-две канистры на чужие верхние багажники и в грузовые отсеки пикапов. Проблема снова побеждена, уже во второй раз.
А впереди предстоит заправка машины из этих канистр, процедура утомительная и неприятная, потому что сначала надо отвязать их от багажника, потом просить кого-то придержать воронку и долго держать тяжелую тару в руках стараясь не пролить горючее, особенно это «приятно» делать под проливным дождем или в пургу. А еще во время зимних путешествий по Заполярью очень неприятно осознавать, что солярка в канистре на крыше от мороза и постоянного обдува ледяным ветром превратилась в кисель и ее надо отогревать в салоне перед тем как залить в бак. Пройдя через вышеуказанные мытарства любой путешественник к следующей дальней поездке обзаведется дополнительным топливным баком и забудет все эти «танцы» с канистрами как страшный сон.
Единственный внедорожник на котором перевозка канистр дело удобное и необременительное это пикап. Но наличие отделенного от салона грузового отсека снимает лишь проблемы с неприятными запахами и дополнительным багажным пространством, при этом процедура по опорожнению тары в бак никуда не исчезает.
Дополнительный бак
Так что как не крути, а от дополнительной топливной емкости установленной стационарно не уйти. Где ее расположить? Тут масса вариантов. Например в УАЗах 469 серии и ее наследниках доп. бак прекрасно встает под полом багажного отделения внутри рамы, при этом штатные баки обычно вовсе демонтируются, так как в условиях внедорожного туризма они там долго не живут. Иногда новый бак делают настолько большим, что приходится вырезать полик багажного отделения и поднимать его выше. В Land Rover, Toyota Land Cruiser, Nissan Patrol и многих других, дополнительный резервуар устанавливается на место запасного колеса, о том как это реализуется во внедорожниках Toyota Land Cruiser 105 мы еще вернемся в этой статье.
Но на некоторых автомобилях установить дополнительную топливную емкость не представляется возможным из-за отсутствия свободного места под днищем. Чаще всего такая ситуация имеет место быть на современных машинах с интегрированной рамой. Но это не повод отказываться от увеличения запаса хода. Просто нужно пойти немного другим путем – демонтировать штатный бак и изготовить другой большего объема, который и установить вместо штатного.
О том как организовать систему топливоподачи из дополнительного бака мы поговорим вскользь, так как эта тема весьма специфична. Дело в том, что в каждом конкретном случае нужно исходить из реалий своего двигателя. Если у вас старый добрый дизельный мотор с рядным ТНВД, то совершенно спокойно можно продублировать систему топливозабора и переключать подачу с помощью обычного электроклапана, если же вы владелец современного двигателя, то проще установить систему перекачки топлива из дополнительного бака в штатный чем городить огород с топливной системой высокого давления.
Еще один важный вопрос: из какого материала изготовить новый бак? Для большинства популярных моделей внедорожников в продаже имеются австралийские доп. баки от ARB. Я бы не рекомендовал их к установке, по той простой причине, что это обычный бак из черного металла стоящий довольно дорого только потому что его провезли через полмира. В любом профессиональном внедорожном тюнинг-ателье вам изготовят точно такой же бак за меньшие деньги и, возможно, большего объема и лучшего качества. Так же можно изготовить дополнительную топливную емкость из нержавеющей стали.
Плюсы вышеописанных процедур понятны – увеличивается запас хода, интервал между заправками и нет никаких проблем с канистрами. Но есть и минусы. Их два. Первый в том, что как бы не старались мастера, сделать бак на 200 литров, из которого топливо будет использоваться полностью, к сожалению, это конструктивно невозможно, так что установив такой бак вы должны быть готовы к тому что в качестве несгораемого остатка в нем всегда будет плескаться литров 15-20 горючего. Ну и второй недостаток, гораздо более критичный это вес. Такой бак сам по себе тянет на пару-тройку десятков килограмм и грязи на себя соберет еще килограмм на десять, так что установка доп. бака утяжелит ваш внедорожник и это надо четко понимать. Но все же плюсов у дополнительного топливного бака существенно больше чем минусов.
Японцы давно все придумали
Так как я уже давно путешествую на внедорожниках Toyota Land Cruiser 80-ой и 105-ой серии, с установкой дополнительного бака сталкивался неоднократно. И хочется сказать большое спасибо японским автостроителям, продумавшим эту процедуру от и до. Начнем с того, что для этих моделей существует заводской дополнительный бак, правда, его емкость всего 40 литров, что делает его практически бессмысленным для экспедиционного автомобиля, но зато к нему существует вся фурнитура, поэтому вам остается только приобрести тюнинговый бак или изготовить его самостоятельно.
Все остальное начиная от горловины с разводкой на два бака и заканчивая кнопкой переключения можно купить родное. Разница между 80-ой и 105-ой моделями только в том, что у второй при переключении баков на панели приборов загорается надпись «SUB» а в «восьмидесятке» такой роскоши не предусмотрено.
Что до цен, то австралийский бак на 180 литров стоит около 80 тысяч рублей, серийно выпускаемые отечественные – около 60 тысяч, а индивидуально изготовленные из нержавеющей стали в диапазоне 70-90.
Бак устанавливается в межрамное пространство под багажным отделением. Несмотря на внушительные размеры, емкость не увеличивает свес. На вопрос: «каков должен быть объем дополнительного бака?» у меня, как путешественника, есть только один ответ – максимально возможный. Поэтому на «восьмидесятках» и «стопятках» моей экспедиционной команды стоят дополнительные баки емкостью в 190 литров. При штатном баке в 90 и расходе в 13-15 литров, общий запас хода получается в районе 2 000 километров, что очень неплохо с точки зрения свободы передвижения. Даже когда вы отправляетесь на маршрут в 500 км, лишнее топливо не помешает. Любому путешественнику известно, что внедорожные маршруты измеряются не в километрах а в днях, поэтому рассчитать количество топлива заранее обычно не представляется возможным и дополнительный запас хода не помешает.