Подготовка внедорожника для эксплуатации в тяжелых, а порой и экстремальных условиях — дело непростое и глубоко индивидуальное, но все же есть определенная последовательность работ. О том, что установить необходимо, желательно, а без чего можно обойтись, и пойдет речь в этой статье.
текст: Лёня НЕМОДНЫЙ
фото из архива автора
Расставляя приоритеты
Последовательность постройки внедорожника
В массовом сознании давно укоренился образ подготовленного внедорожника как автомобиля, на котором навешаны силовые бамперы, лебедки и имеется лифт подвески, поднимающий машину на высоту карьерных самосвалов. Но как быть, если бюджет на подготовку ограничен и растянут во времени, а ездить хочется уже сейчас? Специально для многочисленной аудитории, подходящей под вышеизложенное, и написана эта статья.
Про установку того или иного оборудования я уже неоднократно, поэтому данная публикация будет изобиловать ссылками на написанное ранее. Поскольку материала, обобщающего эти разрозненные публикации, у меня еще не было, я и решил написать таковой.
Итак, что именно влияет на проходимость внедорожника? В первую очередь, конечно же, это грязевая резина, артикуляция подвески и клиренс. Я намеренно перечислил все три эти параметра вместе. Потому как установка резины увеличенной размерности повышает клиренс и влечет за собой лифт подвески (или боди-лифт), эту тему мы подробно обсуждали в статье «Хочу большие колеса!». Также внедорожнику в грязи придется туго без лебедки. И в любом случае на машину требуется установить выведенный воздухозабор, о чем я тоже писал: «Дыши носом!». Поэтому в данной статье я не буду растекаться мыслью по древу, а перейду непосредственно к сути вопроса.
При расстановке приоритетов в приобретении внедорожного оборудования рекомендую начать с лебедки. Потому как все, что вам позволят большие и «зубастые» колеса, — это застрять чуть дальше. Как гласит старая джиперская мудрость, «чем круче джип, тем дальше идти за трактором». Колеса не помогут выбраться из грязевого плена, это работа лебедки. Именно она даст вам автономность передвижения и уверенность в том, что в случае необходимости вы сумеете вызволить внедорожник, не прибегая к «помощи зала». Конечно, лопату и хай-джек никто не отменял, но разница в КПД и человеко-часах при извлечении машины лебедкой и подручными средствами принципиальная. Посему ежели вы поехали в лес, дабы «поколбаситься», то лебедка вам необязательна. А вот если цель — проехать через засадный участок и двигаться дальше, то лебедка — это ваше все. О том как пользоваться лебедкой дабы не покалечить себя и машину я уже писал раньше.
Выведенный воздухозабор также надлежит установить на машину сразу, в противном случае любая глубокая лужа окажется для вас непреодолимым препятствием. А вот уже после того как машина обзавелась лебедкой и шноркелем, можно озадачиваться установкой грязевых колес увеличенной размерности. О том, по каким именно критериям подбирать себе грязевую резину, я писал в этой же рубрике.
Ваш внедорожник обрел колеса, лебедку и шноркель, но некая сумма денег еще осталась в наличии, и вы горите желанием продолжать постройку. Не торопитесь обвешивать свою машину металлическими пластинами под кодовым названием «силовые бампера». Все, чего вы добьетесь, это увеличение веса, которое скажется на проходимости не лучшим образом. Лучше сконцентрироваться на том, что действительно станет подспорьем в борьбе с бездорожьем. Я говорю о стандартном наборе джиперского оборудования, состоящем из стационарной радиостанции, навигатора и дополнительной светотехники. Что именно выбрать из широкого ассортимента, предлагаемого внедорожными магазинами, зависит от личных предпочтений и запланированного бюджета, потому как разница между «дешево и сердито» и «мы не настолько богаты, чтобы покупать дешевые вещи» составляет 300— 400 процентов.
Чаще бывает наоборот: после начала строительства внедорожника вместо излишка бюджета налицо его явный дефицит. И в активе имеется полуразобранная машина и долг перед автосервисом. Чтобы избежать такой ситуации, следует разделить постройку машины на несколько этапов, по окончании каждого из которых вы будете получать автомобиль готовым к дальнейшей эксплуатации. Например, установив выведенный воздухозабор и лебедку, забираете машину из сервиса и какое-то время катаетесь, тестируя новое оборудование, по ходу устраняя недоделки и морально готовясь к следующей стадии подготовки. Затем снова загоняете машину на сервис и, сжав волю в кулак, выделяете средства на покупку колес и лифта. После чего доезжаете сезон на той машине, которая получилась, не спеша вкладывать деньги в «какое-нибудь оборудование», но накапливая опыт эксплуатации. Со временем к вам придет четкое понимание, чего именно вашей машине не хватает, а без чего вполне можно обойтись. Именно таким путем вы обретете грамотно подготовленный и сбалансированный внедорожник, идеально подходящий под именно ваши условия эксплуатации.
Если же вы подойдете к процессу подготовки с позиции навешивания на машину всего, что имеется в каталоге внедорожного магазина, то на выходе ваш автомобиль будет напоминать гуся из сказки Сутеева, который долго менялся с разными зверюшками частями своего тела и в результате стал походить на какого-то монстра из фильма ужасов, отвратительного и совершенно не функционального. И судьба его на бездорожье будет не менее печальна, чем у героя вышеупомянутой сказки.