Сравнительный тест подготовленного Nissan Patrol 160 3.3D и удивительной «сборки», выполненной на основе бронированного кузова пикапа Ford Bronco, рамы ГАЗ-66, независимой подвески БТР и дизельного двигателя от ЗиЛ «Бычок»
текст: Лёня НЕМОДНЫЙ
фото: Александр ДАВИДЮК
Бронепоезд из Ромашково.
Основная масса людей имеет вполне стандартный набор требований к автомобилю, и мировой автопром их с легкостью удовлетворяет. Любите скорость? Пожалуйте, спортивное купе. Семья большая? Вот маленький автобус – минивэн. По плохим дорогам катаетесь? Внедорожник. И вдруг – хочу недорогую, но большую машину, чтобы по тотальному бездорожью ехала, была комфортабельна, надежна и при этом относительно недорога в эксплуатации. И тут уж мировой автопром растерянно разводит наманикюренными руками и пожимает плечами в белоснежной рубашке. Нет, оно все, конечно, есть, но вот что касается невысокой цены… Ну а раз машины мечты в природе не существует, значит, ее надо построить.
Есть несколько путей приобретения автомобиля с индивидуальными чертами характера. Самый простой – купить стандартную машину и заказать ее доработку в каком-нибудь тюнинг-ателье. Но это, во-первых, весьма дорого, а во-вторых, ничего мало-мальски оригинального за разумные деньги там не предложат – серийный лифт, серийный обвес и стандартные модификации. Второй путь – купить уже построенный кем-то аппарат, но, скорее всего, он не будет соответствовать вашим запросам, да и ремонт незнакомой конструкции – дело хлопотное. К тому же такие машины обычно продают в изрядно «поюзанном» состоянии. Но есть и третий путь – в процессе эксплуатации постепенно модифицировать автомобиль, дорабатывая и заменяя узлы и агрегаты, а в результате получить конструкцию… вызывающую фурор на дорогах общего пользования.
Наши руки не для скуки
До того, как за него взялись неугомонные руки, он был простым как песня ГАЗ-66. Но хозяину захотелось увеличить и без того немалую проходимость. Так на машине появилась торсионная подвеска и мосты от… БТР-60. Дальше – больше: бензиновый мотор показался недостаточно тяговитым и был заменен на турбированный дизель Д 245.7 (ставится на ЗиЛ «Бычок»). Спереди установили механическую лебедку от БТР (с приводом от коробки отбора мощности), а сзади – тоже механическую, но уже от ГАЗ-66, с приводом от переделанной раздаточной коробки БТР. Казалось бы, на этом можно было и остановиться. Но предела неугомонности доморощенных конструкторов не было... Кабина «шишиги» далека от самых скромных представлений о комфорте? Долой ее, а заодно и грузовую платформу. В итоге на освободившуюся раму водружается кузов от Ford F250, но по форс-мажорным обстоятельствам он очень быстро приходит в полную негодность. После чего машина некоторое время стоит без дела, а потом меняет хозяина. Новым владельцем уникального «транспортного средства» становится Антон Ганичев. И он в свою очередь устанавливает на автомобиль… бронированный кузов от инкассаторского Ford F350! Причем, как вы догадываетесь, причиной столь оригинального выбора послужили не какие-то там супер-расчеты или патологическая боязнь покушений, а просто-напросто невысокая цена бывшего перевозчика денег.
Жертва обстоятельств
Вот и вся история странного «бронепоезда», о котором собственно и пойдет речь в этой статье. Что ж, машина действительно оригинальная, но непонятно, в каких целях можно использовать это чудо на колесах, – скажете вы и будете совершенно правы… Для оценки возможностей удивительного агрегата мы отправились на полигон, где подвергли его серии наших обычных тестов и не только. Но об этом дальше, а пока у нас возникла неожиданная заминка – какой автомобиль можно предложить ему в качестве оппонента. Ведь согласитесь, сложно представить себе конструкцию, хотя бы мало-мальски схожую с испытуемым. Но определенный выход был найден…
Как вы уже поняли, испытуемый «бронепоезд» представляет собой самый что ни на есть типичный продукт «гаражного» строительства. То есть машина конструировалась без плана и предварительных расчетов, а выбор комплектующих по большей части определялся… случайными обстоятельствами. Кроме того, агрегаты и узлы многократно переделывались в процессе эксплуатации в стремлении (на наш взгляд, довольно утопическом) создать на этой разномастной основе адекватный туристический автомобиль, сочетающий в себе проходимость, надежность и комфорт. Впрочем, похожую историю (правда, с гораздо меньшими масштабами разрушений) имеет масса строившихся в гаражных условиях внедорожников, один из которых и оказался у нас под рукой. Итак, представляем вашему вниманию второго участника нашего сегодняшнего теста: Nissan Patrol 160 (1986 года выпуска), готовился в аналогичных условиях и с похожими целями. Список доработок не менее длинен, но они не настолько глобальны. Помимо лифта подвески (перенос рессор поверх мостов) и установки грязевой резины размерностью 37 дюймов стоит, пожалуй, упомянуть разве что установку механической лебедки и силовых бамперов. В общем, эти разные по габаритам и техническим характеристикам машины оказались относительно близки друг другу по духу и специализации.
Измерительные процедуры
Мы начали тест со снятия геометрических размеров и взвешивания автомобилей. «Форд» (так мы для краткости будем называть гибрид) далеко обошел Nissan по клиренсу, но при этом броневик имел в два раза большую массу, да и угол въезда, несмотря на значительную высоту автомобиля, существенно уступал конкуренту. Последний параметр обуславливался выступающей из-под переднего бампера лебедкой и торчащими чуть ниже палками торсионов (всю эту красоту сверху закрывает защита). Кстати, я не случайно акцентировал ваше внимание на переднем свесе. Как подтвердилось на следующий день, во время тестов на бездорожье он оказывает очень заметное отрицательное влияние на проходимость машины. Но, как бы там ни было, а при существующей конструкции уменьшить нос не представляется возможным.
Взвешивание показало, что две трети нагрузки у «Форда» приходятся на переднюю ось, а общая масса этого как бы легкового внедорожника и вовсе зашкаливает – пять тонн! Ее, конечно, можно несколько уменьшить, избавившись от бронированных дверей, но кардинально это ничего не изменит. Впрочем, владелец, скорее всего, именно так и поступит, ведь, помимо большой массы, двери броневика просто неудобны – тяжелые, открываются только ключом или изнутри, а толстенные стекла идеологически не опускаются.
Что же до измерений ходов подвески на стенде диагонального вывешивания, то оба автомобиля явно не блещут в этой номинации. Жесткой рессорной подвеске туристического Patrol особая гибкость не свойственна, а о независимой торсионной конструкции от БТР даже и говорить не приходится.
Некоторую интригу внесли замеры поперечной устойчивости. Центр тяжести у обоих испытуемых находится довольно высоко, но у «бронепоезда» это в первую очередь связано с тяжестью бронированного кузова, а у Nissan вызвано лифтом подвески. В итоге, 36 градусов у Patrol и 40 у «Форда», причем последнюю цифру я бы не назвал высоким результатом, особенно если знать, что колея машины более двух метров.
Технические характеристики тестируемых автомобилей |
||
---|---|---|
Nissan Patrol |
«Бронепоезд» |
|
Объем двигателя (л) |
3,3 |
4,7 |
Макс. скорость (км/ч) |
90 |
80 |
Руль от упора до упора (оборотов) |
4 |
3,5 |
Радиус поворота (мм) |
||
влево |
6550 |
9250 |
вправо |
7850 |
10 600 |
Объем топл. бака (л) |
70 |
300 |
Передняя лебедка |
механическая |
механическая БТР-60 |
Задняя лебедка |
механическая ГАЗ-66 |
Змейка на бронепоезде
Поставив на дорогу первый конус, Евгений Сперанский привычно отсчитал двенадцать шагов и собирался было поставить второй, но обернулся и, смерив взглядом стоявший неподалеку «Форд», предусмотрительно отсчитал еще четыре шага…
Первым на «змейку» ушел Nissan. Машина раз за разом проходила полосу, крены были небольшие, да и скорость тоже... Вердикт не принес особых неожиданностей: конечно, не легковой автомобиль, но машина вполне адекватна.
Теперь настала очередь «Форда» лавировать между конусами. Если смотреть со стороны, то машина вела себя на удивление достойно (скорее всего, это заслуга Сперанского). Но при этом скорость выполнения упражнения стала до неприличия низкой. А вы на что рассчитывали? Неповоротливость монстра, помноженная на практически полное отсутствие динамики, просто не выдерживают никакой критики. Вердикт Евгения Борисовича был достаточно резок: хуже, чем среднестатистический… грузовик. В общем, на дорогах общего пользования этому, с позволения сказать, автомобилю не место.
Но, как бы там ни было, мы все-таки решили произвести замеры максимальной скорости (ну что поделаешь, если оба сегодняшние испытуемые такие небыстрые?). В результате всего этого «стритрейсерского» безумия «бронепоезд» оказался раскочегарен (да-да, именно это слово) до скорости 70 км/ч, а подготовленный Nissan Patrol выдал на-гора 90 км/ч. Причем, если у «Форда» сама конструкция подвески, рулевого управления и передаточные числа не позволяют (и слава Богу!) существенно увеличить этот показатель, то ходовая доработанного Nissan способна «переваривать» гораздо большие скорости. Способна-то она способна, но мощности 3,3 литра атмосферного дизеля просто не хватает на 37-е грязевые шины...
В сравнении с «шишигой»
Забраться в кабину «бронепоезда» мне удалось с первой попытки. Удивило ощущение, что я сижу за рулем обычного внедорожника. Мягкое кресло, удобная посадка, руль, панель приборов, все родное, привычное, вот только обзор бедноват… Да что там «бедноват», в полуторах метрах перед машиной ничего не видно! А это не есть хорошо, и на месте Антона я бы поставил в бампер обзорную камеру. Нажимаю кнопку стартера, и машина оживает. Поехали! Только едем как-то… медленно. Добавляю газу, и… ничего не происходит. То есть машина ускоряется, но совсем без энтузиазма. И еще в салоне довольно шумно, но по сравнению с шишигой – тишина и покой. Ну да ладно, пора останавливаться. Прикасаюсь к педали тормоза, и машина встает колом (так можно и зубы о руль выбить)! Да, как ни крути, а к пневматическим (да к тому же очень странно работающим) тормозам надо привыкать, как, впрочем, и к самой машине. Только я привыкать не хочу. А то, боюсь, привыкну и потом не смогу на обычных «маленьких» внедорожниках ездить…
Казнить нельзя помиловать
Далее было «испытание водой». Уровень в искусственном броде с бетонным дном составлял 1,2 метра, и обе машины преодолели его «аки посуху». Правда, Nissan через щель в днище у ручки управления лебедкой хлебнул немного воды в салон, но ее тут же слили через специальные отверстия в днище. «Форд» же никаких неприятных сюрпризов не преподнес. Впрочем, оно и не удивительно, поскольку вода едва доставала ему до порогов…
А вот забраться на 40%-ный подъем «бронепоезд» не смог. И даже не потому, что не хватило тяги. Все оказалось гораздо прозаичнее. Штатные топливные баки ГАЗ-66 были демонтированы, и на смену им в кузове пикапа установили резервуар на 300 литров. И все бы хорошо, да вот накопительную камеру в нем не предусмотрели. В общем, когда машина с небольшим количеством солярки в баке пошла на подъем, двигатель тут же хватанул воздуха. И пока Nissan в свое удовольствие раскатывал по 40- и 50%-ным подъемам, экипаж «бронепоезда» был занят закачкой топлива в систему. Причем, надо сказать, что Антон, как мне показалось, даже не был расстроен очередным фиаско. Просто в его длинном списке насущных проблем появилась еще одна маленькая недоработка, которую надо бы устранить. А вы как думали? Строительство подобного монстра априори нельзя закончить, его можно только прекратить. Но, судя по всему, Антон прекращать не собирается.
Пока ребята возились с машиной, солнце ушло, и тест на бездорожье решили перенести на следующий день. И провести его не на полигоне, а в естественной среде обитания...
Как по рельсам
На следующее утро мы, как и было намечено, отправились покорять российское бездорожье. По колее «бронепоезд» шел, словно по… рельсам. И в этом нет ничего удивительного с таким-то клиренсом. Но вот на пути встретилась небольшая, но довольно глубокая яма. Машина уверенно нырнула в нее левой стороной, правое заднее колесо в ту же секунду повисло в воздухе, а передний бампер, напротив, уперся в землю на выходе. При этом у меня сложилось ощущение, что машина не сделала «уши» только благодаря широко расставленным колесам. Попытки же выбраться своим ходом показали, что блокировка заднего моста… не работает. Пришлось извлекать машину при помощи лебедки.
Следующим испытанием стал земляной бруствер высотой около 80 см. И здесь злую шутку сыграл слишком большой передний свес. «Бронепоезд» уперся бампером и, как ни вращал колесами, не смог на него заехать. А вот Nissan, напротив, преодолел данное препятствие без видимых усилий. Тут по рации пришло сообщение, что неподалеку от нас залился в броде ГАЗ-66, и соответственно, нужно, что-нибудь достаточно тяжелое для его эвакуации. Тяжелое, говорите? Ну-ну...
Дайте нам точку опоры
И вот мы уже у злополучного брода. Сперва я думал, что мы подцепим заглохший грузовик лебедками обеих машин. Но «бронепоезд» справился с задачей в одиночку – массы и усилия для извлечения грузовика ему хватило с избытком. А потом мы начали переправляться сами. И вот тут «Форд» вновь постарался реабилитировать себя за предыдущие промахи. Машина каталась по руслу реки, как по асфальту. Да, на таком аппарате смело можно ехать по половодью. Только бы дно было твердым…
Подводя итог нашему экспресс-тесту на бездорожье, хочется сказать, что чуда, увы, не произошло, и ни одна из испытуемых машин не показала проходимости, достойной Чемпионата России по трофи-рейдам. Но, если подготовленный Nissan Patrol при этом продемонстрировал офф-роуд-возможности, лежащие далеко за пределами стандартного автомобиля, то «бронепоезд» повел себя как типичный шоу-кар. И еще мне неожиданно вспомнилось высказывание одного из конструкторов: «Построить настоящего монстра – не такая уж большая проблема. Сложнее сделать так, чтобы «оно» ехало…»
P. S. «Сколько на свете путей и дорог», – пел в старом мультфильме паровозик из Ромашково. Признайтесь, что вы помните этого романтика из детства. Да и куда тут денешься, если он и вправду хороший. Останавливается, цветочки нюхает… А вот в качестве транспортного средства данный мультипликационный герой непригоден. Обаятельный? Да! Старательный? Ну, в общем-то. Производит впечатление? А то как же! Так в чем же, собственно, проблема? Не едет…
Хлопотное наследие
При имплантации подвески и мостов от бронетранспортера в ГАЗ-66 проблема была в том, что машины имеют принципиально разные несущие системы. ГАЗ-66 рамный, а БТР-60 имеет несущий кузов. Соответственно и способы крепления подвески у них иные. К тому же, БТР существенно шире. Чтобы преодолеть это противоречие, были изготовлены кронштейны, копирующие аналогичные части кузова БТР. К ним крепятся рычаги и корпуса торсионов независимой подвески, а также амортизаторы. А на передних кронштейнах закреплены маятниковые рычаги рулевой трапеции.
Сами кронштейны не только «приболчены» к лонжеронам рамы ГАЗ-66, но и дополнительно связаны между собой швеллерами. А так как при движении конструкция испытывает большие нагрузки, ее стянули двумя шпильками М20.
Для того чтобы приблизить «широкую» колею моста БТР к «узкой» колее грузовика, необходимо было переделать редуктора. К счастью, конструкция переднего и заднего редуктора одинаковая. Для уменьшения колеи оказалось достаточно заменить длинный чулок полуоси на короткий.
Серьезной переделки потребовала и раздаточная коробка. На БТР-60 двигатели расположены в корме, и при установке «военного» агрегата получалось, что отключается не передний, а задний мост. Чтобы связать трансмиссию воедино, потребовалось изготовить новый карданный вал, идущий от ЗиЛовской коробки передач к БТРовской раздаточной коробке. Сами же карданные валы, идущие к мостам, остались в наследство от вышеупомянутого донора ГАЗ-66.
Я мечтал о таком автомобиле
Антон Ганичев, Владелец «бронепоезда»
Желание иметь подобную машину появилось давно. Я далек от экстремальных поездок по бездорожью, гораздо больше меня привлекают экспедиции. ГАЗ-66, на котором я ездил до этого, не устраивал меня по целому ряду показателей, но в то же время имел хорошую проходимость и грузоподъемность. Мне хотелось машину, которая, не теряя преимуществ грузового вездехода, будет обладать достоинствами обычного внедорожника. Тот аппарат, который получился на сегодняшний момент, как нельзя лучше отвечает этим требованиям. Комфортабельный салон, сравнительно небольшой расход топлива, пять посадочных мест, и при этом сохранены все достоинства ГАЗ-66. Возможно, благодаря дизельному двигателю и мостам от БТР эта машина получилась даже более проходимой.
Легализация «Народного творчества»
Схема постановки на учет транспортных средств с измененной конструкцией проста. Для начала нужно прийти в ГАИ и заявить, какие изменения вы собираетесь сделать. Вам выдадут направление в НАМИ. После этого вы предоставляете в НАМИ: машину, подтверждение из автосервиса о произведенных работах, а также копию лицензии автомастерской. После экспертизы вам должны выдать заключение о том, что построенное вами транспортное средство может использоваться на дорогах общего пользования. Останется только поставить машину на учет в ГАИ. Перед стандартной процедурой нужно будет пройти еще через местных экспертов, задача которых состоит в том, чтобы проверить подлинность выданных вам справок и соответствие узлов и агрегатов. В общем, в теории все очень просто и легко. А на практике…
Ненавижу палатки
Павел Разин, владелец Nissan Patrol
Хотел что-нибудь прикупить в районе семи тысяч для неспортивных покатушек. Пожеланий было два – возможность установки механической лебедки (электрика выше моего понимания) и полноразмерной «кровати» (ненавижу палатки). Когда предложили Patrol 86-го года, опешил – такой «ветеран» не рассматривался… Однако цена ($1000) решила все сомнения! На сэкономленные деньги поменяли замысел, имя, колеса и так… по мелочи. И теперь он живет красивой, полной приключений жизнью. Едет куда хочет и доставляет много удовольствия экипажу и окружающим.