В предыдущей статье на данную тему. Речь шла о возможности проникновения угарного газа в салон «притопленного» УАЗа классической конструкции. Причина выбора очевидна: все случаи отравления имели отношение к продукции Ульяновского автомобильного завода. Статья получила сильнейший резонанс... Тест показал, что находиться в стоящем в воде заведенном УАЗе опасно для жизни. И вот спустя год мы решили вернуться к этой теме...
текст: Лёня НЕМОДНЫЙ
фото: Андрей ХОРЬКОВ
Брод через реку Стикс.
Часть Вторая. Смена Ладьи
Повторное исследование на тему концентрации угарного газа в салоне стоящего в воде автомобиля
В тесте приняли участие:
Вновь пришло время
Наступила осень. Пошли дожди. Грунтовые дороги размокли, и на них появились глубокие лужи. Но рыбалка и охота в самом разгаре, у любителей офф-роуда начался осенний сезон, да и сезон дачный еще не окончен. А значит, вновь пришло время поговорить об опасности отравления вредными веществами в салоне автомобиля.
На этот раз мы решили несколько отойти от «УАЗовской» темы и взглянуть шире. Как в свете означенной проблемы обстоят дела с внедорожниками других марок? А может, отравления в УАЗах обусловлены не особенностью конструкции этих автомобилей, а злым роком, помноженным на распространенность ульяновских внедорожников? Конечно, при этом мы отдавали себе отчет о полной невозможности протестировать все встречающиеся в России модели. Вы спросите, по какому принципу отбирались испытуемые? Тщетно потыкавшись в представительства автокомпаний и дилерские салоны, мы в конце концов решили пойти по пути «наименьшего сопротивления» и предложили принять участие в тесте... знакомым владельцам внедорожников. Приехали те, кто не испугался оставить машину на полчаса в реке...
Каждые две минуты
Таким образом, на испытания попали три бензиновых и две дизельных машины разных производителей и годов выпуска. Но нас это вполне устраивало. Ведь в данном случае мы ставили своей задачей отнюдь не испытание конкретной модели. Важнее было понять, как скажутся на результатах измерений конструктивные особенности машин. Но совсем отказываться от ульяновских внедорожников мы не стали. В прошлом году в тесте участвовали лишь машины 469-го семейства и его прямые наследники, имеющие идентичную конструкцию пола. И соответственно, за кадром остался «новый» кузов ульяновского завода. В общем, шестым испытуемым на этот раз стал УАЗ-31622 с инжекторным двигателем.
Условия теста остались прежними. Замеры проводились в салоне автомобиля, по пороги погруженного в воду в течение 20 минут с интервалом в две минуты. У бензиновых автомобилей измерялось содержание в салоне угарного газа (СО) и углеводородов (СmHn), а у дизелей – оксида азота (NO), диоксида азота (NO2), СО и СmHn.
Средства измерения вредных веществ, использованные в ходе теста |
|||
Наименование оборудования | Назначение оборудования | Относительная погрешность | Диапазон измерений |
«Тесто-615» | Определение температуры воздуха и влажности | ± 0,4°С ± 3% | (0±50)°С (0-99,9)% |
«Колион 1В-02» | Анализ углеводородов, СmHn Анализ монооксида углерода, СО |
± 10% ± 10% |
(2–1000) мг/м3 (2–300) мг/м3 |
Электрохимический газоанализатор МГЛ-19М-СО | Анализ монооксида углерода, СО | ± 10% | (NULL,1–100) мг/м3 |
Хемилюминесцентный газоанализатор мод. Р-311 | Анализ оксидов азота NO, NO2 | ± 5% | (NULL,01–10) мг/м3 |
Описание токсического воздействия вредных веществ
Оксид азота NO.
Четвертый класс опасности. Кровяной яд, переводит оксигемоглобин в метгемоглобин и оказывает прямое воздействие на центральную нервную систему. Отличительные особенности отравления NO от отравления NO2: быстрота, с которой развивается отравление, синюха (образование метгемоглобина), паралич и судорога как результат поражения головного мозга.
Диоксид азота NO2.
Третий класс опасности. Бурый газ с удушливым запахом. Предельные концентрации: 0,14 мг/м3 – порог по изменению цветовой чувствительности глаз, 14 мг/м3 – раздражение глаз, носа и дыхательных путей, 95 мг/м3 – уменьшение диффузии СО2, отек легких.
Углеводороды СmHn.
Четвертый класс опасности. Сильные наркотики индифферентного действия и смогообразующие реагенты. Экспозиция 300 мг/м3 в течение нескольких часов приводит к неустойчивости реакций нервной системы, аналогично наркотическому воздействию.
Вредное воздействие оксида углерода на организм человека |
|||
Концентрация СО, мг/м3 | Длительность воздействия | Симптомы отравления |
|
6 | 25 мин | Снижение цветовой и световой чувствительности глаз | |
3 | 3 часа | Снижение точности зрительного восприятия пространства и ночного зрения | |
50-60 | 3-5 часов | Снижение слуха, изменение ЭКГ | |
80-100 | 3-5 часов | Снижение скорости зрительного восприятия, ухудшение координации движений и аналитического мышления | |
440-460 | 1 час | Боль в области лба, пульсации в висках, головокружение |
|
880 | 2 часа | Потеря сознания, коллапс | |
1300-1700 | 1,5-3 часа | Учащение дыхания и пульса, судороги, кома | |
1800 | 20 минут | То же головокружеине, кома | |
1800-2300 | 1-1,5 часа | Ослабление дыхания и сердечной деятельности. Может наступить смерть |
Тест окончен. Все машины показали разные результаты, но объединяет их одно – возможность эксплуатации в условиях «высокой воды» без угрозы для жизни. И вновь из общей массы выбивается УАЗ, новый кузов которого сопротивляется проникновению СО еще хуже, чем предыдущий. И вот еще что. Вы наверняка задаете себе вопрос, почему в тесте не принял участие самый массовый отечественный полноприводный автомобиль. Нет, мы не забыли о «Ниве», просто в не слишком отдаленном будущем мы планируем подготовить специальный материал, который будет посвящен различным модификациям этого внедорожника.
Nissan Titan Пробег: 36 400 км Двигатель: 5,6 л (инжекторный) Топливо: бензин АИ-92 |
Концентрация угарного газа в салоне во время теста была втрое ниже предельно допустимой концентрации (ПДК). Это и не удивительно: содержание СО непосредственно в выхлопе автомобиля минимально. Концентрация углеводородов в пределах нормы. Мы привлекли пикап, чтобы понять, как влияет отделение кабины от грузового отсека на содержание вредных веществ в салоне. Но эксперимент оказался практически сорван в связи с тем отрадным фактом, что вредных веществ (ВВ) данный автомобиль практически не выделяет...
Jeep Cherokee Пробег: 196 000 км Двигатель: 4,0 л (инжекторный) Топливо: бензин АИ-92 |
От этого автомобиля мы не ждали слишком оптимистичных результатов. Кузов далек от идеального состояния, целостность днища нарушена в ходе доводочных работ, а содержание СО в выхлопе превышает мыслимые пределы. Каково же было наше удивление, когда приборы показали, что содержание ВВ в салоне соответствует нормам, находясь на пороге ПДК. Содержание углеводородов также минимально. Мы повторили замеры, поставив машину на большую глубину. И, тем не менее, результаты оказались схожими.
ПДК – предельно допустимая концентрация. В данном случае мы рассматриваем ПДК рабочих зон (кабина автомобиля). Так вот, Nissan Titan и Jeep Cherokee на деле доказали, что их салоны являются комфортной рабочей зоной для своих владельцев. Но если «свежий» Nissan никого не удивил, то старенький Jeep откровенно порадовал.
|
Isuzu VehiCross
Пробег: 139 400 км
Двигатель: 3,5 л (инжекторный)
Топливо: бензин АИ-92
Очень редкий в России, да и во всем мире автомобиль (выпущено всего 12 тыс. штук). Как и в предыдущих случаях, эту машину мы привлекли к тесту не для того, чтобы определить данные именно этой модели. Важнее было понять, чего можно ожидать от автомобилей подобного класса. Результаты нас удивили. Содержание СО в салоне постепенно увеличивалось и к последнему замеру превышало ПДК в 7–8 раз. Это, конечно, вредно, но к серьезным последствиям нахождение в подобной атмосфере не приведет. Кстати, была отмечена и довольно высокая концентрация углеводородов. Но стоило включить кондиционер, как содержание ВВ в воздухе салона тут же упало до нуля.
Результаты Isuzu VehiCross оказались далеко не безукоризненны. Правда, до реально опасных цифр еще достаточно далеко.
|
УАЗ-31622 «Симбир» Пробег 92 000 км Двигатель: 2,7 л (инжекторный) Топливо: бензин АИ-92 |
От инжекторной машины относительно «свежего» поколения я изначально ожидал некоторого превышения ПДК. Однако результаты теста были подобны удару грома. На второй минуте содержание СО в салоне достигло 299 мг/м3 (что в 15 раз превышает ПДК), а на четвертой минуте прибор зашкалил... Вот вам и новый кузов. На этом фоне как-то теряется упоминание о том, что углеводородов было тоже больше нормы. Такие ужасные результаты во время прошлогоднего теста показал самый гнилой УАЗ-469! Что ж, владельцам этой марки остается лишь посоветовать: при преодолении водных преград открывайте окна, благо в этой модели стекла опускные.
УАЗ «Симбир»… Кузов относительно новый, а проблемы самые что ни на есть старые… Концентрация ВВ в салоне превышает все мыслимые пределы. В данный момент находиться внутри машины просто опасно. |
Nissan Patrol Пробег: 170 000 км Двигатель: 4,2 л (атмосферный) Топливо: дизельное |
На второй минуте теста ПДК по NO и NO2 в салоне дизельного автомобиля была превышена в 4 раза, но к шестой содержание окиси неожиданно пошло вниз и к десятой минуте превышало ПДК всего в 2 раза, содержание СО при этом оказалось близко к нулю в течение всего цикла измерений. Находиться в этой машине можно практически без опасности для здоровья.
У дизельных автомобилей ПДК рассчитывается из суммы NO и NO2. Оксиды азота менее опасны для здоровья, чем угарный газ. |
LandRover Defender 90 Пробег : 250 000 км Двигатель: 2,5 л (турбированный) Вид топлива: дизельное |
Еще одна легенда офф-роуда. Видавший виды 90-й Defender с массой дефектов кузова и выхлопной системы. Честно говоря, именно от этого внедорожника я ждал наихудших результатов. И тем не менее... Да, превышение ПДК по оксидам азота в 4–5 раз – результат, конечно, далекий от идеала, но не катастрофический! А вот СО, напротив, в пределах нормы. При таком содержании ВВ не лишним будет ездить по воде с открытыми окнами, но в любом случае, серьезного вреда здоровью это не нанесет.
LR Defender с неисправной выхлопной системой и дефектами кузова превысил ПДК. Но до опасной концентрации дело не дошло. |