Поваренная книга автотуриста

Реалии нашей с вами современности таковы, что сегодня туристом называют и курортника, и экскурсанта, и любого человека по случайности пьющего в другом городе. Я же имею четкую формулировку того кто есть турист: «это человек автономно существующий во время пути».

На чем держать этот самый путь, уже дело десятое. На машине, значит автотурист, на байдарке – водник, на веревке – альпинист, на задних лапах – пеший турист, лошадки, снегоходы, лыжи, ну понятно, да. Но вот если во время пути ближе к вечеру начинаешь искать гостиницу, а в середине дня озираешься в поисках кафе – ты отдыхающий, на чем бы при этом не скакал. Мнение это, конечно, субъективное, но оно таково.

А что главное в любом путешествии? Правильно! Еда. Ибо, каков стол таков и стул, а с неправильным стулом особо не попутешествуешь. Да и откуда взяться у путешественника благостному настроению коли в желудке пусто? Голодный человек зол и раздражителен, а отсюда напряжение отношений в коллективе, скандалы, массовые драки и т.п. Так что еда, друзья мои, это краеугольный камень любого путешествия. И сейчас, хотите вы того или нет, я дам несколько советов начинающим автопутешественникам по данной теме.

Закупка продуктов

Для приготовления пищи требуется некий набор ингредиентов. Это раньше кашу можно сварить и из топора. Но тогда у топоров были деревянные топорища, а от них и бульон и аромат. От нынешних с их стальными да пластиковыми рукоятками толку в этом плане мало. А значит, перед тем как отправляться в путь стоит заглянуть в продовольственный магазин.
Что именно и в каком объеме покупать зависит от того куда, как и в какое время года вы едете. Если это зима и путь вы держите в заснеженные высокие широты, то ваш выбор – продукты глубокой заморозки. Пельмени, овощные смеси, блинчики, полуфабрикаты. В общем, вся та снедь, которую можно быстро пожарить в условиях Полярной ночи. Так же вполне сгодятся разномастные консервы, ибо мороза они не боятся. Правда, их лучше хранить в отапливаемой части автомобиля или перед употреблением размораживать. Для этого достаточно положить вышеуказанные консервы поближе к воздуховодам печки за пару часов до употребления и будет вам счастье.

НО! Если вы владелец Land Rover с дизельным двигателем и сэкономили на жидкостном автономном подогревателе, консервы у печки в мороз не отогреть. Зато всегда можно заморозить подтаявшие пельмени или блинчики. А еще у старых моделей на капоте имеется замечательное запасное колесо, внутри которого пельмени чувствуют себя так же комфортно как и у печки салона.

Для хранения продуктов глубокой заморозки вам потребуется пикап с его холодным грузовым отсеком или ящик (кофр) на крышу.

Если ваш путь лежит в знойное лето – никаких замороженных, охлажденных и скоропортящихся продуктов заранее покупать не стоит. Ограничьтесь бакалеей, консервами и долгоиграющими овощами вроде картошки, моркови и лука. А коли вы отправляетесь в братские республики бывшего Союза (Беларусь, Казахстан, Армения, Грузия и им подобные) то глобальные закупки лучше проводить после границы, ибо продукты качественнее и дешевле.

Куда и когда бы вы не поехали, в машине стоит иметь небольшой НЗ на случай непредвиденных трудностей. Для неприкосновенного запаса отлично подходят сухофрукты и орехи, шоколад, мясные консервы.

Организация питания в группе

Как гласит народная мудрость, цель любого похода: набрать побольше еды, занести её подальше и там сожрать. Не могу не согласиться с данным постулатом. Но тут появляется вопрос логистики. Когда тур. группа состоит из тебя одного — всё просто, набил машину едой, отъехал от дома метров на пятьсот, так чтобы из окон видно не было. Остановился и ешь, периодически прерываясь на публикации в соцсетях ёмких фраз типа «на Каспии отличные закаты» или «И не думал, что на Алтае так красиво». Когда еда заканчивается, возвращаешься домой. Другое дело, если группа состоит из нескольких человек. Тут уже схалявить не получится, придется на самом деле ехать. И питаться лучше тоже сообща. Знаю, знаю – если хочешь быть здоровым, ешь один и в темноте. Но в коллективе тоже есть свои плюсы. Например, чем больше группа, тем дешевле обходится питание одной ложко-единицы. Мы обычно на старте долгого маршрута скидываемся по «пятерке» с лица, мелкие дети и собаки в общаке не участвуют, за подростков родители вносят половину суммы, ибо те толком не едят, а выпивать им не разрешают. Из этой суммы мы и оплачиваем общие траты – закупку продуктов, экскурсии и т.п. Когда деньги подходят к концу, скидываемся еще раз. Но как показывает практика, группе из десяти машин такого взноса хватает на неделю пути ни в чем себе не отказывая. Чем меньше группа, тем больше денег требуется на аналогичный ассортимент. Необъяснимо, но факт.

За завтраком решаем что будем готовить на ужин и следующим утром, так же проводим ревизию продуктов. По пути останавливаемся у магазина и докупаем необходимое. Обычно скоропорт покупаем на день, дабы съесть за время стоянки. Если выездов к цивилизации не планируется несколько дней, то используем в готовку консервы. В централизованной закупке есть еще один важный плюс – запас еды всегда сбалансирован. В случае когда каждый экипаж закупается самостоятельно, обычно вечером выясняется, что имеется пять батонов колбасы, восемь банок маринованных огурцов, а хлеба купить забыли.
Готовим мы по очереди. Но не по графику, а по желанию. Кто-то берет на себя руководство приготовлением горячего, кто-то салатов, остальные свободные руки используются на чистку и резку. Поскольку наше правило – один член экипажа занимается разбивкой индивидуального лагеря, второй отправляется на общественные работы, от остановки на ночевку до горячего ужина за накрытыми столами проходит не более часа. А в дождливую погоду и вовсе за полчаса управляемся, ибо ни что так не стимулирует мышечный тонус, как холодная вода доставляемая ветром непосредственно в лицо собственника мышц.

Летнее меню

Тёплое время года хорошо тем, что совершенно не вносит никаких корректив в ассортимент продуктов питания – что хочешь то и покупай. В маленьком сельском магазине в продаже только замороженная курятина, отлично, кидаем в машину, к вечеру имеем практически размороженную птичку. Кстати, об охлаждении продуктов. Лучше, конечно, иметь газовую морозильную камеру, а еще лучше две! Но обычно в наличии в лучшем случае холодильник класса «-5 градусов от температуры окружающей среды», или и вовсе какая-нибудь изотермическая сумка. В таком случае не стоит заморачиваться с генераторами холода. Проще наморозить заранее бутылок с водой и использовать в качестве хладагента их, а когда вода растает её всегда можно с удовольствием выпить. А после для охлаждения еды… блин, кого я обманываю?! Для охлаждения водки и пива в изотермической сумке отлично подходят всё те же замороженные «синие птицы счастья» или свининка.

Для готовки мы используем мощные газовые горелки под бытовой баллон и вместительные казаны, так как компания у нас немаленькая. Большие газовые баллоны не очень удобны при транспортировке. Зато весьма бюджетны в эксплуатации, а так же не мерзнут до -15 по Цельсию, в отличие от маленьких дорогущих баллончиков, которые при готовке отлетают как гильзы от пулемета, а при небольшом минусе и вовсе перестают функционировать.

Обычно в качестве основы для горячих блюд мы используем овощи, которые пассируем прямо в казане, а далее уже по выбору – или заливаем их водой и приступаем к приготовлению супа, или закидываем мясо и дальше двигаемся в направлении жаркого или плова. А коли мы находимся в осенней Карелии или на Кольском, то забабахиваем килограмм десять грибов и пару кило сметаны для приготовления двадцати литров жульена.

Салаты готовим совершенно любые, но главное объем должен быть таким, чтобы съелся вечером, край – утром до жары, иначе остатки салата приходится переводить в фонд бесплатных обедов для лисичек. Собственно, основная проблем по жаре это хранение еды, особенно уже готовой, нарезанной и заправленной, посему не стоит увлекаться кулинарией без уверенности, что всё будет немедленно съедено.

На завтрак мы часто готовим «немодную яичницу». Это такое блюдо, которое включает в себя всё что осталось на столе после вчерашнего ужина – мясную нарезку, овощи, остывший шашлык, сыр. А потом всё это дело заливается парой-тройкой десятков яиц и доводится до готовности на медленном огне с постоянным перемешиванием. Однажды во время готовки выяснилось, что яйца закончились. Так вот это ни как не повлияло на съедобность конечного продукта. Народ ел с удовольствием, отсутствие название образующего ингредиента заметили немногие, да и то не сразу.
Так же утром отлично идут сухо-кашки и «дошики». Не знаю почему, но от абстиненции лучше всего помогает «дошик» гордо именуемый говяжьим. По крайней мере в нашей компании он пользуется большим спросом. Да, всё верно, стол завален вкусной и разнообразной едой, а нас вечно на какую-нибудь гадость тянет. Есть хорошая версия, это объясняющая, но я её тут приводить не стану.

Кадр из фильма О чём говорят мужчины.

Зимнее меню

В сильные морозы самое главное – есть быстро. Потому что первая ложка супа обжигает губы, а последняя к ним примерзает.

Обычно готовим еду небольшими порциями. То есть не три пачки пельменей в большой кастрюле, а три небольшие кастрюльки по одной пачке. Причин тому несколько. Первая – зимой используем бензиновые горелки относительно небольшой мощности. Большая кастрюля закипает довольно долго, если закипает вообще, всё из-за большой площади охлаждения. Причина вторая – лучше съесть с небольшими перерывами по несколько горячих пельменей с горячим же бульоном чем как в первом абзаце. Но в данном случае речь идет, конечно же об экстремальных морозах. На -15 всё отлично готовится в большой таре.

Хозяйке на заметку: чтобы не ждать пока примус прогреется и не дышать копотью, можно быстро разогреть его портативной газовой горелкой и сразу использовать.

Очень хороши в зимних условиях замороженных овощные смеси. Пассировал овощи в казане, добавил воды, дождался кипения, высыпал замороженные овощи и тушенку, дал покипеть – супчик готов.
А вот с вечерними посиделками всё не так радужно как летом. Еда, оставленная на столе, имеет обыкновение замерзать. Поэтому о нарезанных помидорчиках, вареных яичках и сырке лучше забыть. Маринованные огурцы, сало, холодец, хлеб вот завсегдатаи зимнего стола. А салаты, овощи-фрукты и т.п. должны быть немедленно съедены сразу после выноса из теплой машины. Так что доставлять к столу их лучше порционно. То же касается и воды для готовки. Не стоит её сразу всю вытаскивать из машины и складывать горкой возле зоны готовки, потому что утром (или если с погодой особенно повезло то через час) рубить воду в чайник придется топором. То же касается и прохладительных напитков класса «соки-воды» мерзнут они со страшной силой, даже те что мега-химические. Правда, жёлтый «швепс» не замерзает совсем. Как-то зимой у нас в -40 на Новый год замерзло всё включая шампанское, даже водка прихватываться начала, один «швепс» был жидок и бодр. С тех пор я его побаиваюсь…

После трапезы остатки продуктов лучше убрать в теплые машины, ибо оставленная на столе снедь к утру превращается в ледяные скульптуры, с вмороженными вилками и ложками.
И не забывайте мыть руки перед едой. Или хотя бы протирайте их влажными салфетками, ну на крайняк пачкайте одну руку, а для еды используйте другую.

Удачи в путешествиях, друзья и всем приятной трапезы!

28.03.2023
Про АКПП