Моё навигационное оборудование.

Довольно часто мне задают вопросы о навигационном оборудовании, которое я использую. Решил написать о нём отдельный пост. Ничего экстраординарного, всё как у большинства путешественников но, возможно, коллегам будет интересно.

За пятнадцать лет в дальних внедорожных путешествиях прошёл вполне традиционный путь от «хамерхеда» со стилусом, выносной антенной и «ozzi», до того что имеется на данный момент. В вопросах навигации я ретроград. До сих пор в качестве путевого компьютера использую Garmin 276C, со старыми генштабовскими картами от Андрея 4х4tur. На них нет новых магистралей, зато имеются просеки и просёлки, давно не используемые, но существующие, по которым при определенной сноровке можно проехать, используя такие неотъемлемые внедорожные скилы как движение в натяг и медитативное пропиливание завалов.
Девять лет назад в пару к 276 прикупил Garmin 800 Nuvi. Он прекрасно дополнил архаичный и неубиваемый морской навигатор. Установленные топографические карты России и заправками, гостиницами и достопримечательностями существенно облегчили поиск требуемых объектов при движении по дорогам общего пользования.

В дополнение к двум вышеупомянутым навигаторам в «Лососе» имеется «Навител», установленный на мультимедийную систему. С недавних пор (года три-четыре) активно использую для движения по городу и трассам «Яндекс-навигатор» в телефоне.

Но вот не далее как в мае этого года на въезде в Беларусь, мой верный Garmin Nuvi благополучно помер. Он давно собирался отправиться на покой, о чём сигнализировал увеличившимся временем старта и спорадическими перезагрузками. И вот взял да и сдох. Благо, предвидя такой исход, я заблаговременно установил дополнительную навигацию на телефон, по которой и провел группу по маршруту. О выборе программы расскажу подробнее.

Несколько лет назад, для путешествия по всё той же Беларуси, мне потребовались электронные карты вышеозначенной страны. В таких случаях я нападаю на упомянутого выше Андрея Форосенко и он, закрепощенный узами давней дружбы, тратит своё время и талант, чтобы впихнуть в трещащий по швам от обилия информации Nuvi, карты Грузии или Казахстана. На этот раз времени встречаться с давним товарищем не оказалось, ибо об отсутствии карт я вспомнил непосредственно по пути к границе. Ну да, бывает и на старуху… В общем, надо было что-то срочно решать и недолго думая я установил на планшет «Навител» купив за 400 рублей карты братской республики. На самом деле я не в восторге от этой программы, так как она имеет не самый удобный интерфейс, требующий большого количества кликов для выбора в меню и подменю требуемого действия, что весьма неудобно за рулём, да и карты не отличаются подробностью. Дороги общего пользования имеются, а вот проселки и просеки присутствуют далеко не все.  Но мне нужно было оперативно что-то установить, и я выбрал не самое лучшее, зато знакомое.

И вот когда Nuvi захворал, я собрался пойти по протоптанной дорожке. Планшет давно канул в Лету, и я решил установить на телефон всё тот же «Навител», благо карты Беларуси я уже покупал. Гугул плей, Навител, установить. Клиент бодро загрузился на телефон и тут выяснилось, что несмотря на ту же учетную запись, на каждое отдельное устройство карты нужно покупать по-новому. Ну что, логика в этом есть. Ладно, думаю, куплю карты еще раз. Сколько теперь стоит пакет Россия, Украина, Беларусь, Казахстан? Сколько-сколько?! Да ладно! Не моргнув электронным глазом «Навител» запросил с меня две с половиной тысячи рублей… В магазине электроники простенький навигатор с «Навителом» и уже установленными набором картам стоит примерно такую же сумму. Где логика? Что это – сбор пожертвований на безоблачную жизнь с владельцев сотовых телефонов или перепись идиотов? Ни в том, ни в другом мероприятии я участвовать не собирался, потому снес «Навител», помахав ему лапкой перед вечной разлукой. Затем пробовал пользоваться «Османдом» программа неплохая, всеядная с точки зрения карт и удобная для работы с треками, но треки я не пишу, а карты менять не люблю, ибо ленив и гуманитарен, так что любая техническая задача заставляет меня немедленно начать озираться в поисках неплотно закрытой двери, дабы сбежать и ничего не делать. Да и интерфейс мне не очень понравился. Это моё сугубо личное мнение, спорить тут особо не о чем, ибо давно известно, что на вкус и цвет - все фломастеры разные.

В результате остановил свой выбор на «ПроГород». Программа платная, но после сюрприза от «Навител», 600 рублей за возможность без ограничений устанавливать и сносить любые карты на выбор, показались мне манной небесной. В последствии друзья рекомендовали обратить внимание на бесплатную «MapsMe» но я к тому моменту уже плотно подсел на «ПроГород» и менять хорошее на условно лучшее не стал. Что могу сказать – программа для моих задач подходит полностью. Маршрутизатор внятный, при наличии инета пробки показывает и рассчитывает время в пути достоверно. О камерах, лежачих и стоячих полицейских предупреждает заранее крупной индикацией с указанием оставшегося расстояния до объекта. Понимает все требуемые форматы ввода координат. Единственный недостаток – не всегда правильно показывает действующее ограничение скорости, так что лучше ему в этом вопросе не доверять, а внимательно следить за знаками на дороге (хотя любой водитель это и так делает).

Так что сейчас в поездках использую спарку «ПроГород» на телефоне и путевой компьютер на Garmin 276C. Когда начинается езда вдали от дорог 276 с его «генштабами» становится тактическим навигационным прибором, а «ПроГород» стратегическим, ибо всегда приятно знать что через двести километров ты выедешь на асфальт.

Для разработки маршрута много лет использовал «ozzi», но года три назад сменил его на «SAS planet» - универсальная программа использующая любые форматы путевых точек, треков и карт, как офф так и онлайн, включая все слои «google» и «яндекс». Так что для разработки длинного маршрута, расчёта времени движения, выбора мест ночевок и прочего программа, на мой взгляд, идеальная.

Конечно, существует большое количество навигационных программ, не попавших в круг моего внимания и ни разу не использовавшихся. Но как я уже говорил выше – ретроград, что с меня взять. =)

28.03.2023
Про АКПП