Пушистый слоник.

Рассказ владельца Соболя 4х4 о долгом пути, который пришлось пройти его машине от стандартного грузопассажирского автомобиля до уютного домика для всей семьи.

автор: Дмитрий Шашков

Не люблю я модное нынче словечко «тюнинг»… Улучшение функциональности – это и звучит по-русски, и в этом, на мой взгляд, смысл подготовки экспедиционного авто. К сожалению, в условиях массового производства не возможно оперативно устранить, или устранить в принципе многие из замечаний владельцев, накопленные за годы эксплуатации машин в различных условиях. Поэтому повышение функциональности и устранение заводских и конструкторских недочетов - удел владельцев. Но обо всем по порядку.

Десять лет назад мы начали путешествовать семьей в составе двух взрослых и детей 7 и 11 лет, начинали на шоссейном универсале. На заднем сиденье в пути детям было вполне себе комфортно. А на ночевках молодые и растущие организмы (супруги и мой) вполне замечательно переносили сон в палатке. Очень много положительных эмоций было получено в те годы. Но дети выросли и в салоне им стало тесновато. К тому же по какой-то непонятной причине, с каждым годом ухудшается погода во время ночевок, причем периодически идет снег и дождь одновременно. К тому же оказалось, что до некоторых достопримечательностей шоссейная машина не может добраться в принципе… Так в семье появился «Тараканище» – Hyundai Terracan. С его помощью мы разобрались с легким бездорожьем, однако погодные катаклизмы по-прежнему пережидали в палатке. И вот в какой-то момент времени один из друзей, с которым мы весело проводили время в лесных массивах, приобрел себе новую палатку, голубого цвета – Соболь. Машинка была в заднеприводном варианте, частенько ее приходилось спасать Тараканищем вне дорог, но объем внутреннего пространства и способ размещения в ней его семьи на ночевках произвел на нас очень сильное впечатление. Я, до этого момента, конечно, ездил в маршрутных Газелях, да и в этом Соболе тоже ранее бывал, но вариант его как небольшого домика как-то не рассматривал. К тому же в те годы полноприводные Соболя были мало распространены. Начались легкие семейные раздумья по поводу аналогичной палаточки на колесах. Первоначально рассматривались варианты полноприводных иномарок, но все отметалось по причинам отсутствия понижающего ряда в трансмиссии, либо высокой цены нового авто, или неадекватно высокой стоимости машины с пробегом и затрат на приведение ее к нужной кондиции. В результате, я решил для себя, что Соболю 4х4 альтернативы нет. От слова нет совсем. Конечно, существует УАЗ Буханка – замечательная машинка. Но длительные экспедиции с шоссейными перегонами по несколько тысяч километров не ее удел. Да и внутренняя высота салона в ней гораздо меньше Соболиной. А то, что в Соболе на штатных сиденьях поперек машины на ночной сон свободно размещается человек ростом до 192 см – дает ему значительную фору перед Буханкой.

Так в июне 2014 года у нас появился Соболь 4х4 с двигателем Камминс и небольшим (около 45000 км) пробегом. Машина в кузове Комби – двухрядная 7-ми местная кабина и багажный отсек за перегородкой. Присутствовали некоторые начальные улучшения функциональности – большой экспедиционный багажник, а так же посредством удаления части съемной перегородки был организован доступ в багажное отделение, что весьма удобно и позволяет убирать ненужные вещи из салона в багажное отделение, не выходя на улицу.

Летом того же года у нас вместе с другими четырьмя экипажами уже была запланирована экспедиция на полуостров Рыбачий. Ехать, правда, планировалось на Таракане, который прошел «техническое одобрение» руководителя экспедиции. А тут за три недели до экспедиции я привожу на предвыездной сбор совсем другую машину, да еще и никому ранее в наших лесах не виданную вживую и с китайским «сердцем». Мне особо ничего не сказали, долго молчали. То ли слов не было, то ли сразу одобрили.

За три недели до выезда было проделано много работ по изучению особенностей машины и устранению недоделок после «обслуживания» в сервисах при прошлом владельце. К нему претензий нет, он старался поддерживать машину в хорошем состоянии. Она была любимой машиной в семье и, как и положено, регулярно ездила на обслуживание в сервис. Но «специалисты», которые чинили машину, делали это как умели. Понимая, что у нас в Череповце и в радиусе 250 км от него нет специалистов, которые могут грамотно провести ревизию и при необходимости ремонт и регулировку Соболя 4х4, а ток же то, что отечественная машина должна будет в тяжелых условиях пройти почти 4000 км без нежелательных приключений, было принято единственно верное решение – провести подготовку машины самостоятельно.

Состоялась ревизия переднего моста с полной разборкой и очисткой от «масла», которым он был заправлен при гарантийном ремонте около 20 тысяч километров назад. При этом понадобилось заменить все подшипники и произвести регулировку зацепления главной пары. Так же сделали вибро и шумоизоляцию пола, стен и потолка машины. Много времени и сил ушло на продумывание и реализацию разделения багажного отделения. Появилась шторка-утеплитель, крепящийся на магнитах.

При открытых дверях  она к тому же защищает от дождя верхнюю часть багажного отделения.

Изготовил корпуса для акустикики в ногах водителя и переднего пассажира, а также комплект «пищалок» на передних стойках что в купе с «подпопным» сабвуфером обеспечивают довольно неплохую «шумоизоляцию» от внешних и внутренних звуков сопутствующих движению.
На левой задней двери разместилось  запасное колесо и крепление походного стола.

Съемные вертикальные подпорки разделяют багажник и не позволяют вещам летать от одного борта к другому. При их снятии можно полностью использовать ширину багажника.

На правой двери естественные карманы используются для хранения мелочевки: веревочек, стяжек, ремкомплекта для шин и т.п.

В дороге на верхней части багажного отделения находятся вещи, которые должны быть под рукой, но в тоже время не мешаться в салоне.

В заднем торце верхнего багажника установлен ролик, служащий для упрощения погрузки длинномерных предметов, например лодки.

Время на доработку было потрачено не зря, вот уже более 3-х лет реализованная компоновка багажного отделения радует возможностью размещать как ПВХ лодку с мотором, так и питбайк, а зимой в багажничек заезжает мотобуксировщик. При размещении питбайка половина полки, которая разделяет по горизонтали высоту багажного отделения частично складывается, при этом на оставшейся горизонтальной части полки во время стоянки реализуется спальное место для одного из членов экипажа. Если в багажнике находится то, что не требует складывания полки, то спальное место вмещает двух человек, или даже троих, а то и четверых детей. Кроме того, разделение багажного отделения позволило реализовать удобное размещение двух 20-ти литровых канистр под топливо, и разных мелочей на полочке над ними.
От установки органайзера с разнообразными выдвижными ящичками я отказался сразу – эта концепция накладывает много ограничений на размеры груза который можно разместить в таком багажном отделении. Верхняя часть грузового отделения по бокам зашита фанерой с мягкой обивкой, что сильно улучшило акустический комфорт на втором ряду сидений, под которым, кстати, размещены прозрачные пластиковые ящики для еды, одежды и иного снаряжения.

По всем остальным  узлам и агрегатам машина находилась в той комплектации, которая покидает ворота завода, плюс пробег в 46000 км. В таком виде она и отправилась в свое первое серьезное испытание, с бродами, крутыми подъемами, морскими литоралями, с сильными кренами и диагональными вывешиваниями.

Для Соболя не составило труда пройти этот непростой путь в 3900 км – все штатные заводские решения не подвели, и мы довольные вернулись домой. Без неприятностей, конечно, не обошлось. Одна из них – заводской недочет в исполнении шланга обратки жидкости из ГУР-а в бачок. Шланг в месте обжима на стальной трубке имеет очень сильный изгиб, а бачок расположен на кузове и во время передвижения по неровной дороге за более чем 400 км, когда рама и кузов тяжелой машины смещаются друг относительно друга с большой амплитудой, шланг порвался. Пришлось ремонтироваться в дороге. Второй неприятностью было возгорание проводки от установленных ранее на «сервисе» электростеклоподъемников. Проложенный кустарно провод, который к тому же не был оборудован предохранителем перетерся и замкнул на массу. Пламени не было, но салон задымило. И все это вдали от цивилизации, в районе маяка на Вайда-губе.

После первого путешествия и оценки полученного опыта был составлен список работ по улучшению функциональности Соболя. Первый пункт: сделать отличительный признак «это не Газель» (так часто называли наш Соболь). Так в прямом и переносном смысле приклеилось к машине имя «Пушистый».

Последующие путешествия по горам Кавказа, жаркому Казахстану, теплому Краснодарскому краю и прохладной Мурманской области вносили определенные коррективы в перечень и последовательность реализуемых мероприятий. Была проделана  работа по подбору и тестовой эксплуатации шин различной размерности и типа рисунка. В результате выбор летней резины остановился на A/T шинах размера 245/75 на штатных дисках, что позволяет уверенно передвигаться почти на всех типах грунтов за исключением жидких болотистых, на которых снаряженная машина весом более 3300 кг быстро становится прочно сидящим якорем вне зависимости от типа резины.

Произведена корректировка положения кузова – штатные подушки при езде по дорогам с большими неровностями приводят к ударам элементов кузова по раме. В штатном варианте лонжерон находился всего в 6 мм от кронштейнов рессор, что приводило к их соприкосновению и сильным ударам. Увеличение зазора до 21 мм устранило этот недостаток.

Серьги рессор заменены на более толстые с третьей точкой стяжки, заводские при длительных кренах гнутся, уходит геометрия подвески и машину начинает сильно вести в сторону. Верхние кронштейны амортизаторов правой и левой сторон поменяны местами, при этом добавилось 40 мм хода мостов вниз. Теперь, при вывешиваниях колес, мосты висят не на штоках амортизаторов (что приводило к поломке), а на рессорах.
Путем установки регулировочных прокладок между рессорами и мостами был устранен серьезный конструктивный недостаток – непараллельность мостов относительно продольной оси машины. Разница по центрам колес правой и левой стороны была 16 мм. Это приводило к смещению машины вправо, особенно на скоростях более 90 км/ч, неравномерному износу резины и уводу при торможении, особенно на скользкой дороге.

После установки мостов на стенде в соответствии с нормами, улучшилась устойчивость машины при прямолинейном движении и торможении. Кроме того на отбойники переднего моста установлены дополнительные пружинные элементы, которые не привели к увеличению жесткости подвески, но значительно уменьшили удары при езде по неровной дороге. Дело в том, что мотор Камминс тяжелее бензиновых, устанавливаемых на эти автомобили, почти на 90 кг, а рессоры у машин одинаковые. В результате через год эксплуатации рессоры под этим весом проседают и на пересеченной местности быстро достают до отбойников от чего получаются сильные удары от моста через отбойник по раме, которые затем они передаются на кузов. На раллийных версиях Соболей для устранения таких проблем взамен штатных резиновых отбойников применяют специальные гидравлические, которые вступают в работу. Но стоимость таких отбойников очень высока. Поэтому было реализовано решение на пружине. Пружинный отбойник начинает отрабатывать за несколько сантиметров до штатного и снижает силу удара.

Не все машины этого года выпуска комплектовались принудительной блокировкой заднего дифференциала и приводными валами со ШРУС. Эти опции пришлось устанавливать самостоятельно.

Для снижения уровня шума от рычагов управления раздаточной коробкой, выполнено ставшее уже стандартным мероприятие – установка шаровых шарниров. Кроме того поставлены грязеотражательные резиновые шайбы на штоки управления раздаточной коробкой.

Поездка в Казахстан усилила желание оборудовать Пушистого кондиционером и салонным фильтром. А затяжные подъемы Кавказа потребовали улучшить охлаждение. Заводская конструкция системы охлаждения двигателя и воздуха после турбины, при которой интеркулер с сотами маленького сечения преграждал доступ воздуха к радиатору двигателя, приводила к перегревам мотора. Да и места для установки радиатора кондиционера за передним бампером при таком решении не оставалось, а ставить огромный ящик с радиатором на крышу ну никак не хотелось… Кроме всего прочего заводской модуль интеркулера и радиатора двигателя выступал вниз от нижнего края бампера на несколько сантиметров, что приводило к неоднократным загибам рамки радиатора при движении по снегу и сильно пересеченной местности, в результате чего в один прекрасный зимний ночной выезд в компании соклубников, на снежной колее радиатор достал таки вентилятор двигателя, который в свою очередь лишился половины лопастей и внес дополнительную «веселость» в и без этого «нескучную» поездку.

В итоге определены и выполнены работы по оптимизации подкапотного пространства. Штатный усилитель бампера был развернут на штатных креплениях на 180 градусов, в результате чего он сейчас является защитой для нижней части радиатора и его рамки от набегающих препятствий, блок интеркулера и радиатора охлаждения двигателя заменен на радиатор от бензиновых Соболей – он и стоит дешевле и охлаждение с ним эффективнее.  В результате между бампером и радиатором появилось достаточно места для размещения радиатора кондиционера, и все сминаемые элементы пассивной безопасности остались на месте. Из половины штатного интеркулера был изготовлен новый, монтаж которого, для лучшего охлаждения набегающим через «ноздрю» воздухом, был произведен над двигателем.

Штатный пластиковый корпус воздушного фильтра, к которому были вопросы по герметичности, заменили на металлический от «Волги».

Испаритель кондиционера был поставлен в штатные места предусмотренные заводом. Кроме этого в штатное отверстие моторного щита установлен салонный фильтр, которым почему-то не комплектуются машины с конвейера.

Последующие поездки показали, что все мероприятия привели к ожидаемому результату – в жарком климате в салоне прохладно от кондиционера, а на горных перевалах мотор не нагревается выше 98 градусов, да и снег зимой можно спокойно сдвигать бампером без риска повреждения радиатора и вентилятора.

Для защиты пола салона и трубок подвода охлаждающей жидкости к второму салонному отопителю, находящаяся рядом труба выхлопной системы была обмотана стекловолоконным термоизолирующим полотном. При этом стало возможным установить дополнительную шумоизоляцию на КПП.

Первоначальный вариант экспедиционного багажника был заменен на более компактный, состоящий из двух разнесенных частей. Легкая съемная и тем не менее прочная лесенка упрощает крепление груза на багажнике. Смонтированные не так давно направляющие трубки являются частью каркаса тента, укрывающего и Пушистого и еще два метра по ширине.

Регулярно протекающий штатный люк был заменен вставкой, в которой был сделан иллюминатор и вентиляционный зонтик с вентилятором от компьютера на 12 V, работающим на вытяжку воздуха.

Даже при выключенном вентиляторе, благодаря улучшению воздухообмена в салоне нет конденсации влаги во время ночного сна. В жарком климате вентилятор подключается к аккумулятору на длительных стоянках, что предотвращает сильный нагрев салона. С учетом малого тока потребления, всего около 0,08 А, вентилятор можно не выключать длительное время.

 Для высвобождения места во втором ряду сидений старый водяной отопитель, занимавший почти половину прохода, был заменен на отопитель нового образца, который расположился под передним пассажирским сиденьем. Рядом с ним установлен воздушный автономный отопитель Планар 2Д-12, для, обогрева салона на стоянках при неработающем двигателе. Установленный вдоль оси машины он эффективно прогревает весь объем салона и не требует дополнительных воздуховодов. Для направления потока теплого воздуха на отопитель установлена поворотная направляющая пластина.

Салон оборудован складным столиком, изготовленным из фанеры, который в разложенном состоянии крепится на растяжках за подголовники. Такая конструкция была выбрана для минимизации веса и занимаемого в сложенном состоянии места. В сложенном положении он увеличивает толщину сидения всего на 10 мм, а в разложенном состоянии ногам ничего не мешает.

Организация места в салоне позволяет с комфортом разместиться для сна на привале всем четверым членам нашей семьи, причем у каждого свое раздельное место для сна. Для ночевки достаточно выбрать относительно ровную поверхность и… все. Выходить из салона никому не нужно, все манипуляции по подготовке ко сну спокойно производятся внутри машины, что особенно ценно, если на улице непогода.

Рабочее место водителя и штурманов оборудовано креплением для навигатора Гармин, рациями СВ и LPD диапазонов, поворотным кронштейном для планшета со спутниковыми картами, мягким карманом для очков и штурманской светодиодным светильником на гибком креплении.

Камминс спокойно позволяет передвигаться по шоссе с крейсерской скоростью 108 км/ч на штатном круиз-контроле, а при необходимости можно и в ограничитель топнуть – до 150 км/ч допустимых на некоторых платных дорогах. На внедорожных участках машина тоже не спасует, для этого есть полный набор внедорожного снаряжения и самый главный инструмент любого путешественника – голова.

Вот по большому счету и весь «улучшайзинг» Пушистого на настоящий момент. Нереализованным пока остались еще два пункта – установка лебедки в свободное пространство рамы сзади и стационарного бака для подогрева водя для душа от штатной системы охлаждения двигателя. Но это еще впереди.
По существу Пушистый это штатный автомобиль, без так любимого многими внедорожного металлического обвеса, лифта кузова и подвески, 33 колес, которые, как мне кажется, являются излишним для семейных путешествий с целью отдыха. Да, при этом машина остается неприметной серенькой мышкой в потоке. Ну как  мышкой.. По размерам-то но, конечно,  больше на слоника похож…

28.03.2023
Про АКПП