Полуостров Мангышлак. Памятка автотуриста.

Вот и еще одно путешествие по Казахстану позади. Две недели под палящим солнцем в бескрайних степях среди фантастических пейзажей полуострова Мангышлак.

Можно долго перечислять красоты этого края, но на этот раз я хочу рассказать о другом. После возвращения из поездки мне пришло много сообщений с вопросами о дорогах, автоинспекции, ценах и отношении к путешественникам местных жителей. Посему я решил написать материал посвященный ответам на заданные вопросы. Некую памятку автопутешественника, которую и представляю вашему вниманию.

Граница.

Первое с чем приходиться столкнуться в путешествии по Казахстану это пересечение государственной границы. За последние годы процедура существенно упростилась. Благодарить за это надо в первую очередь вступление Казахстана в Таможенный союз. Теперь российским автотуристам не нужно терять уйму времени на выгрузку багажа и подробную инспекцию. Машины, за редким исключением, осматривают бегло. Просят открыть капот, двери и багажник. Заглядывают в бардачок, иногда просят показать содержимое той или иной сумки. Паспортный контроль для участников таможенного союза так же происходит в отдельной очереди от остальных, а их довольно много, в основном это граждане бывших союзных республик, чей путь в Россию лежит через территорию Казахстана.
Основные правила не изменились. По-прежнему запрещен провоз оружия и боеприпасов. Если в машине найдут завалившийся под сидение патрон, будут серьёзные проблемы. Так что, друзья, охотники, тщательно осматривайте салон перед поездкой в Казахстан.
Виза не требуется. Пройти границу можно как по внутреннему так и по заграничному паспорту. Во второй ставят отметки о въезде и выезде. Стоит обратить особое внимание на то, что паспорт не должен быть ветхим. Если страницы от долго использования надорвались по корешку это с большой долей вероятности станет причиной отказа во въезде.
К сожалению, процедура прохождения границы все так же занимает долгое время, из-за большого машинопотока. На этот раз мы провели на границе три часа по дороге туда и два на пути обратно.
Еще одна приятная новость — увеличен срок нахождения на территории государства без обязательной регистрации до 30-ти календарных дней. Что вполне достаточно для продолжительного путешествия. При прохождении границы выдается миграционная карточка, терять которую не следует, она понадобится для выезда обратно.

Дороги и инфраструктура.

За двенадцать лет, прошедших с моего первого визита в эту страну, дороги изменились к лучшему кардинально. Сейчас от Уральска до Атырау и далее на Бейнеу и Шетпе идет шикарное шоссе, ровное и прямое.

От Шетпе до Актау и далее до Жанаозена трасса еще строится, но проехать по ней так же не составляет никакого труда. Больше не приходится "глотать пыль по ухабистым проселкам и тратить массу времени на эту часть пути. К сожалению, дорога от Атырау на Астрахань находиться все в том же отвратительном состоянии что и много лет назад, но по словам местных пограничников, в этом году должны отремонтировать и ее.

Так же изменилась и ситуация с АЗС. Еще в 11-ом году я обратил внимание на появление сетевых заправок КазМунайГаз с хорошими магазинами и качественным топливом. На данный момент эти АЗС несколько сдали. Магазины, как правило, встречают пустыми полками, а топливо наливают, мягко говоря, на глазок. Например в 40-ка литровый бак УАЗа легко влезает 50 литров, а в на треть пустой 75-ти литровый Фотона — 40. Но появились новые сети из которых особо хочу выделить Sunoil, Helios и НЕФТЭК. На последней даже имеется бесплатный WiFi. И на всех хорошее топливо, магазины и обходительно обслуживание.

Цены на горючее в Казахстане существенно ниже чем в России. Дизель в пересчете стоит в районе 25,5 рублей, а девяносто второй бензин около 27-ми. Газ, так и вовсе практически бесплатный 7-8 рублей за литр. Но с ним имеются две проблемы. Первая — его часто нет в наличии, а к заправкам на которых он есть стоят очереди из двух-трех десятков машин.
Вторая проблема в том, что на большинстве АГЗС заправочные пистолеты старого советского образца и переходников на новый нет. Так что лучше приобрести оный заранее.

Кафе на дорогах есть, кормят вкусно и недорого. Но как кафе так и заправки встречаются только в населенных пунктах, которых на пути следования попадается не очень много.

А отправляясь в поездку по степи стоит озаботиться запасом топлива.

На всех заправках, у кафе и на площадках отдыха водителей стоят мусорные контейнеры, так что проблем с избавлением от накопившегося за время лагерных стоянок мусора нет никаких.

А еще на степных дорогах очень пыльно, поэтому обязательно имейте с собой запасной комплект воздушных фильтров (двигателя и салона), а лучше даже пару.

Важное дополнение: двигаясь по степи не разгоняйтесь слишком быстро и старайтесь выбирать дорогу с минимумом травы. Периодически останавливайтесь и осматривайте днище и нижнюю часть моторного отсека на предмет забившейся сухой травы. И обязательно во время пути держите под рукой исправный огнетушитель емкостью как минимум 3-4 кг. Будьте осторожны! Слишком много машин сгорело в казахских степях. Одну местную машину наша группа тушила. Так что, поверьте, это не пустое предостережение.

Автоинспекция.

Инспектора на стационарных пикетах тормозят машины часто, проверяют документы, интересуются целью визита. Узнав что цель автопутешествие, желают доброго пути и возвращают документы.

Важный момент — обязательно приобретите страховку. Это можно сделать как у границы, так и незадолго до ее пересечения. На трассе стоит много ларьков предоставляющих эту услугу. Сама страховка подорожала и теперь минимальная обходится в 1 600 рублей, но без нее никак. Штраф за отсутствие очень высокий. Собственно как и в целом штрафы за нарушение ПДД. Так что лучше строго соблюдать правила дорожного движения. Знаков ограничения скорости на трассе очень много, как правило это связано с переходами скота между пастбищами. При этом есть нюанс — часто на таких переходах знак конца ограничения стоит после перекрестка, все потому что в Казахстане примыкание второстепенной грунтовой дороги не оборудованное знаками приоритета перекрестком не считается, и соответственно не прекращает действие знака ограничения скорости.
Патрульных машин на трассах достаточно много, при чем скоростной режим они часто замеряют прямо в движении, так что будьте внимательны.
Без разрешения инспектора при остановке, из машины выходить нельзя. Так что если вас тормознули, открывайте окошко и ждите пока он подойдёт.

Магазины и обмен валюты.

В крупных городах имеются торговые центры, с ассортиментом на самого придирчивого покупателя. В более мелких населенных пунктах приходится довольствоваться небольшими павильонами, в которых кроме бакалеи, овощей и фруктов особо поживится нечем. Но есть и хорошая новость — воду в пятилитровых баклажках продают повсеместно, даже в самом маленьком магазине. Для удобства она расфасована в коробки по три штуки.

Проще всего расплачиваться банковской картой. Курс выгодный, мороки с обменом никакой. Карты берут во всех супремаркетах и сетевых АЗС, а вот в небольших магазинах и почти всех кафе карты не принимают, так что отправляясь в глубинку, следует заранее озаботиться обменом наличности.

Это можно сделать в любом крупном торговом центре. Цены на продукты и услуги, так же как и на горючее, примерно на треть ниже чем в России.

Местные жители.

К путешественникам из России в Казахстане относятся хорошо. Проезжая мимо стоящих внедорожников сигналят и приветливо машут руками. Вообще сигналят, как и везде на юге, довольно много, но при этом обычно в качестве выражения позитивных эмоций.
По-русски старшее поколение говорит поголовно, более молодое ограничивается набором из нескольких слов, которых вполне достаточно, чтобы объясниться в магазине или на заправке.

Мулла Султан-Епе рассказывает о подземной мечети.

В Казахстане принято здороваться за руку. Если хотите выразить уважение к собеседнику пожимаете его руку двумя своими. Вежливость возвращается с торицей, люди с энтузиазмом подсказывают дорогу, дают полезные советы и просто разговаривают на любые интересующие темы. В этом отношении на полуострове Мангышлак российский турист чувствует себя как дома. Пообщавшись с десятками людей, могу с уверенностью сказать, что это наш братский народ. Радушный и гостеприимный.

Фото участников путешествия >>>