Воспоминания о Грузии 2017.

Мы провели в Грузии две недели. Заложили большую петлю по стране, посетили отдаленные высокогорные селения, сделали несколько тысяч отличных фотографий и вдоволь отведали восхитительной грузинской кухни, не забывая запивать её правильными напитками.

Но рассказать я хочу не об этом. Для меня другие страны это в первую очередь люди. И во время нашего путешествия мне посчастливилось познакомиться и пообщаться со многими людьми, которые оставили в моей памяти самые приятные впечатления. Воспоминаниями о самых ярких из этих встреч я и хочу с вами поделиться.

Болт

Мы остановились пополнить запасы продуктов в городе Ахмета. Пока выбирали что купить и таскали провизию в машину, Дима обнаружил что на его Соболе 4х4 по прозвищу «Пушистый» слизало резьбу с болта крепления рессоры. Запасного не было. Что делать? Неподалеку от магазина находился шиномонтаж и я посоветовал Диме спросить там. К сожалению и у мастеров требуемый болт не обнаружился, они сказали, что попробуют его найти, но придется подождать. В результате я с группой поехал ставить лагерь в непосредственной близости от города, а Дима с семьей остался ждать. Когда место для лагеря было найдено, Лёха Ш вернулся обратно к Диме, чтобы подстраховать и провести на место ночевки. Ждать пришлось долго. Часа полтора-два. В результате мужики вернулись с требуемым болтом. Потратив время на поиски, они наотрез отказались брать какие-либо деньги, мотивируя это тем, что помочь гостю их долг. Тем более, что полтора часа езды и поисков это такой пустяк, что тут даже не о чем говорить.

Вино

В Кахетии мы остановились в Вазисубани, дабы купить местного домашнего вина. Вит пошел на разведку, а наша группа из десяти машин остановилась на обочине с «аварийкой». Через несколько минут к моей машине, стоявшей первой в колонне, подошел старый грузин и спросил, что у нас случилась и какая нужна помощь. Так везде в Грузии. В отличии от нашего исконно русского «какого хрена вы тут стоите, проваливайте обратно в свой город», грузины всегда искреннее стараются помочь и никогда не проходят мимо оставив без помощи.
Я ответил, что у нас всё благополучно, просто остановились купить вина. Старик сразу оживился:
— Вино надо? Пойдём со мной!
— Да уже пошли, мы просто ждём.
— Кто пошёл?! Куда пошёл?! – дедушка находился в крайней степени возбуждения.
— Я точно не знаю, — ответил я, — куда-то туда, — махнул рукой в направлении, в котором исчез Виталик.
— ОН НЕ ТУДА ПОШЁЛ! ЕМУ СЕЙЧАС ПЛОХОЕ ПРОДАДУТ!
Я неопределенно пожал плечами. Пожилой грузин, со всей возможной прытью на какую был способен, устремился в указанном мной направлении. Через пару минут он уже вел за собой Виталика во двор дома прямо за нашими машинами.
В результате мы купили двадцать литров отличного вина, и по нашему мнению и с точки зрения грузин встреченных нами позднее. НО! Процесс покупки занял полтора часа.
Сначала Вита и тех, кто отправился на закупку вместе с ним, угощали виноградом, дабы парни поняли какое именно вино они купят. В процессе сбора, прошел небольшой ликбез о том, как именно надо снимать грозди с лозы: «Что ты лапаешь его! Аккуратнее ну! Виноград как женщина любит ласку, с ним грубо нельзя!».
Потом пробовали вино, потом говорили за жизнь, а поскольку жизнь у дедушки была долгой, то и разговор затянулся.
Все попытки вызволить Виталика и уехать ни к чему не приводили. Наконец, он смог вырваться из стальной хватки кавказского гостеприимства и мы продолжили наш путь. Но перед этим Вит записал номер телефона дедушки и его зятя, который работает водителем автобуса Тбилиси – Москва — Санкт-Петербург и когда у нас кончится выпивка, он привезет нам хорошего вина и чачи.

Паспорт

В Тбилиси мы решили побаловать себя цивилизацией и остановились в гостинице. Группа пошла заселяться, я тоже вышел из машины и остановился в ожидании Вита. А тот все никак не мог найти свой паспорт. Через несколько минут и я присоединился к прочесыванию «Фотончика». Сначала мы искали паспорт там, где он мог быть, потом там где не мог, затем еще раз с пристрастием перетряхивали все возможные места его дислокации. Паспорта не было…
Выкурив по нервной сигарете, мы подключили дедукцию и установили, что единственное место где мой ясноокий компаньон мог промумить документ удостоверяющий его бесшабашную личность это обменник на границе. Мы меняли большую сумму (около ста тысяч рублей) на общаковое питание и потребовался скан паспорта. В этом самом сканнере скорее всего и остался Виталькин дубликат бесценного груза в заграничной версии. Мы нашли чек, на нем оказался телефон отделения банка и владелец гостиницы сам позвонил туда и выяснил, что паспорт действительно забыт и уже передан пограничникам, у которых мы и сможем забрать его на обратном пути. Стоит ли говорить что на радостях мы с Витом устроили себе праздничный обед, постепенно перешедший сначала в ужин, потом в ночные посиделки и затем в не отложившийся в памяти путь из ресторана до номера. По свидетельствам очевидцев, мы шли сами, но шаг чеканным не был.
Закончив вояж по Грузии, мы снова прибыли на таможенный переход Верхний Ларс и Виталька отправился на поиски своего паспорта. Тот обнаружился у начальника смены, который отдав документ счастливому владельцу, воздел руку в традиционном для кавказцев жесте непонимания и возмущения и громко изрёк с непередаваемой посредством букв местной интонацией: «Чэм ты думал?!».

Нури

Но самая фантастическая встреча произошла в окрестностях Батуми. Мы остановились на две днёвки на берегу моря, неподалеку от устья реки Чорох. В нескольких километрах от турецкой границы. На совершенно безлюдном пляже. Когда-то здесь находилась советская военная база, сейчас от нее ничего не осталось, кроме двух полуразвалившихся армейских бытовок.

Сами того не ведая мы перекрыли лагерем проезд к морю которым пользуются местные рыбаки. Выяснилось это, когда ближе к вечеру к нам выехала беленькая Нива с пожилой семейной парой и остановилась, не зная как нас объехать. Мы сразу же придумали отличный внедорожный объезд на котором Нива мгновенно застряла, но столь же молниеносно была извлечена обратно на твердую поверхность лебедкой Ванькиного Джимника. Далее экспериментировать нивоводы не стали, и пожелав нам хорошего вечера и приятного аппетита (совершенно искренне и без всякого сарказма), объехали лагерь с другой стороны по менее рискованной траектории.

Уже по темну подъехал Nissan Patrol, который повторил судьбу Нивы, с той лишь разницей, что выехал сам. Из него вышло трое мужчин и вступили в дружескую беседу.
К этому моменту я был уже сильно уставший и потому, подарив мужикам по журналу «Клуб 4х4», отправился на боковую. Но сон, до того момента столь требовательный внезапно отступил (у выпивших такое бывает) и я долго лежал, слушая через открытое окно рассуждения гостей на совершенно различные темы. При этом говорили они до того правильно и хорошо, что я поневоле заслушался. Затем я всё же провалился в объятия Морфея и уже утром узнал, что мой безумный партизанский отряд успел подружиться со случайными знакомыми и сегодня они снова приедут к нам в гости. Этой новости я обрадовался, ибо жалел, что не успел пообщаться с ними лично. Вдобавок ко всему выяснилось, что жена владельца машины родом из Беларуси, как и мой Виталик, мало того, они даже из одного и того же города – Орши.
Вечером вновь приехал Нури, его брат Мура и жена Ирина. Чуть позже подошёл дядя Ваня, задержавшийся чтобы собрать для нас свежего инжира. Было домашнее вино, долгие беседы и тосты. Ах, что это были за тосты! За то время пока Нури произносил их, я успевал выпить не один раз, потому что они текли как чистые горные реки, вливаясь друг в друга и ни на мгновение не останавливая свой бег.

Не знаю, как это вышло, но я сразу сдружился с этим замечательным человеком. У нас нашлось очень много общего и в мировоззрении и в характере. Даже образ жизни оказался во многом схож. Я провожу полжизни в путешествиях и походах, а капитан танкера Нури Какабадзе на многие месяцы покидает дом и бороздит простор мирового океана, заходя в порты разных континентов.

Наш заключительный вечер на берегу моря Нури решил отметить на широкую ногу. Он привез большой мангал, два огромных таза с мясом, а Ирина напекла домашних хачипури.

Боже мой, как же все было вкусно. Такого шашлыка я еще не ел, хотя считал себя в достаточной степени избалованным данным блюдом. Хачипури превосходили все те, что я имел удовольствие есть до того, а беседы, беседы были все так же прекрасны и тосты бесконечны.

Утром в путь нас провожали наши новые друзья. Мы прощались так как-будто знакомы всю жизнь. С нас взяли обещание приехать снова. Мы в свою очередь звали к себе в гости наших новых друзей. И всё прощались и никак не могли наговориться перед расставанием.

Вместо послесловия

Мы часто переписываемся с Нури в сети, созваниваемся и после каждого такого разговора я напитываюсь энергией, слыша тёплые пожелания и добрые искренние слова. Нури скоро в рейс, на этот раз в Карибский бассейн. Я готовлю маршруты предстоящих путешествий и провожу клубные выезды. Мы живем дальше, каждый своей жизнью и заботами, но оба знаем, что в другой стране есть брат, который всегда будет рад твоему приезду.
Я много слышал о грузинском гостеприимстве, но только побывав там понял каково оно на самом деле. Грузины говорят, что гость он святой, потому что от Бога. Доброе отношение к гостю у них в крови и нам есть чему у них поучиться.
Я обязательно снова поеду в Грузию. Не за прекрасными горными пейзажами и не за вкусной едой, а для того чтобы снова иметь возможность общаться с этими замечательными людьми и, конечно, увидеться с Нури. Ведь если я не приеду к нему в гости он сильно расстроится. А еще я очень хочу, чтобы у него получилось выбраться ко мне в Подмосковную деревню, хочу принять его в своем доме, накормить лучшей едой и угостить столь полюбившейся ему «немодновкой». Хочу показать, что и в России гость от Бога, и что наши народы едины в лучших своих проявлениях.

ФОТООТЧЕТЫ УЧАСТНИКОВ ПУТЕШЕСТВИЯ >>>

28.03.2023
Про АКПП