О самоочистке колеса.

Буксовать или не буксовать, вот в чём вопрос!

автор: Лёня Немодный

Неоднократно слышал мнение: для того чтобы очистить колесо от грязи на бездорожье, нужно энергично буксовать. Мол, тогда грязь сама и отлетит – самоочистка, однако!

На самом деле всё иначе. Описанное выше есть не что иное, как очищение колеса за счет центробежной силы. И это вовсе не самоочистка. Так что же тогда она такое? В первую очередь следует усвоить, что самоочищение шины напрямую зависит от разреженности протектора и происходит следующим образом: на пластичных и смешанных грунтах, когда рабочая поверхность шины отрывается от поверхности на ней остается грязь, когда колесо делает оборот и этот сектор протектора снова соприкасается с поверхностью новый грунт выдавливает старый. Таким образом, де юре протектор постоянно заполнен грязью, а де факто эта грязь каждый раз новая и находится в плотном контакте с грунтом, обеспечивая сцепление с поверхностью. Чем протектор крупнее и расстояние между грунтозацепами больше, тем лучше происходит вытеснение. Поэтому для пластичных грунтов больше подходит экстремальная внедорожная резина. При мелком рисунке а-ля М/Т, не говоря уже об A/T и шоссейной резине, самоочищение практически не происходит.


Если же начать буксовать, надеясь на то что грязь улетит сама, грунт в протекторе потеряет сцепление с поверхностью, проще говоря шина замылится, а за счет высокой скорости вращения прекратится эффект самоочищения и, как следствие, сцепление с поверхностью. А если раскрутить колесо до состояния отлетающей грязи, то всё к чему приведёт такое "самоочищение" это к тому, что машина поедет строго вниз.
Так что чистить колёса пробуксовкой надо лишь тогда, когда вам на бездорожье экстрима не хватает, в остальных случаях лучше двигаться в натяг, не мешая грязевой резине делать свою работу.

28.03.2023
Про АКПП