Двое из ларца

Помните замечательный старый мультфильм «Вовка в Тридевятом царстве»? Были там два ладных хлопчика мускулистые, позитивные и совершенно одинаковые.

Юра Бронемишка
Жека Кедров

Наш сегодняшний рассказ о подготовке посвящен Mitsubishi Pajero Sport, при чем сразу двум. Машины принадлежат двум молодым людям, катающимся в одном и том же внедорожном клубе, посему эти машины часто встречаются на бездорожье, а поскольку имеют схожую проходимость то обычно работают в паре, опекая друг друга.
А вот рассказы владельцев о том, как и под какие задачи готовились эти автомобили.

Бронемишка

В моей жизни Mitsubishi Pajero Sport II появился 4 года назад, спустя полгода после того как я увлекся offroad'ом. Машину выбрал с двух с половиной литровым дизелем в комплектации Instyle . Все началось с того, что пересел с легкового автомобиля на кроссовер Hyandai Tucson. Вскоре оценил преимущества полного привода и большого (как я тогда думал) клиренса. Поездки в деревню зимой перестали быть опасным приключением. Затем совершив с друзьями 3-х недельное путешествие на минивэне с прицепом-караваном по северной Европе, я открыл для себя новый формат путешествий – автомобильные. Оказалось, что туризм не обязательно должен быть связан с путевками, проживанием в отеле и строгим следованием заранее составленному маршруту. Автомобиль дарил ни с чем несравнимую свободу передвижения и возможность увидеть места, недоступные обычным туристам.

Я стал изучать отчеты и блоги путешественников в сети. Больше всего на меня произвели впечатления рассказы о кругосветном путешествии на пикапе Mitsubishi L200 и отчеты известных российских путешественников о покорении заполярья и востока страны на внедорожниках. Окончательно мой мир перевернул тест-драйв Land Rover Defender 110 на грязевом полигоне.
Несклонный к компромиссам в технических аспектах, я принял решение, что нужно менять автомобиль на полноценный внедорожник. К сожалению, на тот момент бюджет не позволял купить новый Defender 110 или Wrangler Unlimited Rubicon. Других новых мостовых рамных внедорожников уже не продавалось на нашем рынке. УАЗ Хантер и Patriot я не рассматривал, так как не хотел становиться автослесарем наравне со статусом путешественника (следует отметить, что тогда, я смотрел на УАЗ глазами владельца корейского кроссовера и не имел знаний и опыта о бездорожье и внедорожниках; сейчас я считаю Patriot хорошим вариантом для путешествий в своем формате). Конечно, на форумах мне советовали б/у Toyota Land Cruiser 80/105/100 и Nissan Patrol Y61. Но я не рискнул брать 10-20-летний автомобиль вслепую. В итоге после полугода мучительного выбора я остановился на Mitsubishi Pajero Sport II, как на универсальном варианте для города и путешествий, золотой середине по проходимости, качеству, комфорту и надежности.

В первый год я только поменял отвратительную штатную шоссейную резину на Yokogama G012 A/T. Сьездил в Крым, Санкт-Петербург и Белоруссию, немного покатался по Московской области. Единомышленников в деле покорения бездорожья в моем круге общения не нашлось, а дальние путешествия в одну стоковую машину были чреваты ненужными и экстремальными приключениями. Я решил готовить автомобиль к автономным путешествиям вдали от цивилизации. При этом машина должна была продолжать выполнять городские функции автомобиля “на каждый день”. Техническое задание составлял в основном на базе изученной в сети теории.

На первом этапе был сделан лифт подвески (ARB EMU + IronMan), установлены M/T колеса 33” от BF Goodrich, силовой обвес: передний и задний бампер, пороги, экспедиционный багажник (ARB + МШУ), шноркель Safary, рация CB, лебедка ComeUp DV9.5RS, леера, стационарная пневмосистема на базе компрессорной станции Berkut для подкачки колес, управления пневмотормозом лебедки и пневмосигналом на крыше, а также дополнительный галогеновый свет на крыше (передний и задний). Управление дополнительным оборудованием выполнено в виде центральной потолочной консоли с тумблерами и кнопками.

Спустя полгода после окончания первого этапа подготовки я познакомился с Лёней Немодным и вступил в ряды Немодного клуба. Стал активно ездить на мастер-классы, покатушки, любительские соревнования, в походы и путешествия, постепенно все дальше забираясь от дома. Каждый выезд на бездорожье сопровождался получением бесценного практического опыта. Стало понятно, что в автомобиле сделано хорошо, чего не хватает, что нужно переделать.
На втором этапе подготовки были выведены все сапуны в моторный отсек, сделано дополнительное охлаждение АКПП, появился экспедиционный спальник с ящиками для хранения снаряжения, выполнена перепрошивка ЭБУ мотора, заглушен EGR, установлено управление отопителем Webasto дистанционно с мобильного телефона (автономный подогреватель Webasto был установлен еще при покупке машины), стационарное питание видеорегистратора и навигатора и другие полезные мелочи. Леера я снял.

На третьем этапе я готовился к зимней поездке на полуостров Рыбачий. На машину установили дополнительный бак на 140 литров, при этом задние пружины Ironman +200 кг пришлось заменить на OME +400, так же был сделан подогрев обоих топливозаборников. На верхнем багажнике разместился алюминиевый ящик. Машина обулась в ошипованные зимние колеса диаметром 33дюйма. Появились крепления для инструментов в салоне, лопаты на багажнике, спутниковый треккер, бортовой компьютер Multitronics. При этом задний ряд сидений я демонтировал.

 

В следующем году алюминиевая защита агрегатов выработала ресурс и была заменена на стальную. Затем я установил кит с понижением 2.7:1 в раздаточную коробку. Дополнительный свет был заменен на диодный. Передний бампер облегчили, что потребовало изготовления кастомного бачка омывателя, переделали клюз лебедки. Также на передние стойки были установлены ручки от Toyota для облегчения посадки в высокую машину. К тому же в семье появилась собака и сзади пришлось оборудовать площадку под собачий матрас.

В настоящее время переделывается топливная горловина для удобной раздельной заправки обоих баков.
Автомобиль получился достаточно универсальным. Я им очень доволен. Использую его каждый день в городе для поездок на работу, в магазин, в деревню. Он способен успешно преодолевать легкое и среднее бездорожье, комфортно путешествовать на многие тысячи километров с полной экспедиционной загрузкой и прицепом, обладает большим запасом хода. В нем могут жить без палатки несколько недель 2 человека или один с собакой. Все изменения были сразу узаконены установленным порядком.

Из недостатков следует отметить излишний вес и врожденные проблемы всех внедорожников с передней независимой подвеской. Конечно, всегда хочется большей проходимости, тут нет пределов. Но считаю Pajero Sport II достиг предела своих возможностей. Снижение веса потребует значительных финансовых вливаний и нетривиальных конструкционных решений для защиты 4-х радиаторов спереди (мотора, кондиционера, интеркулера и АКПП), а также топливных баков снизу. Установка колес более 33” приведет к существенному снижению ресурса элементов передней подвески, ШРУСов и полуосей, что считаю недопустимым для экспедиционного внедорожника. Таким образом, на базе этого автомобиля этап тюнинга можно считать завершенным.

Сантьяга

Владельцем Pajero Sport II я стал абсолютно случайно. В семью нужна была большая просторная машина, и знакомые отдали нам «паджерик» практически за полцены.

На любой внедорожник я тогда смотрел как на большой полноприводный универсал и зачем они в городе не понимал. Как же я сейчас рад, что нам не подвернулся какой-нибудь паркетник или жертва маркетинга. Только со временем пришло понимание, что более универсального автомобиля я не видел. Рамный внедорожник, подключаемый полный привод, межосевая и задняя межколесная блокировки. С мотором тоже повезло, довольно редкий для этой модели дизель объемом 3,2 литра. Первая же поездка на бездорожье показала, что машине требуется дополнительная подготовка. Да и водителю тоже...

Началась вдумчивая и неторопливая постройка автомобиля для внедорожной эксплуатации, проходившая в несколько этапов. В первую очередь был приобретен шноркель, ибо затраты на его покупку и установку существенно ниже стоимости переборки или замены двигателя в случае гидроудара. Дальше решено было работать над проходимостью. Первым шагом стала покупка грязевой резины увеличенной размерности. Для установки колёс диаметром 33дюйма были заменены пружины и амортизаторы на усиленные от OME. Для защиты кузова от внешних факторов были изготовлены силовые бамперы и пороги, машина была закатана в защитное покрытие - полемочивину. Для связи с другими участниками дорожного движения была установлена СВ-радиостанция, на крыше нашла своё место выносная УКВ антенна, для увлечения дальности приёма портативной УКВ-рации. «Паджерик» подрос, и из гламурного зализанного универсала  превратился в суровый внедорожник...

На этом первый этап завершился, пришло время опробовать машину в деле. Результатом я остался безмерно доволен и с удовольствием «рассекал» по ближайшему Подмосковью, ощущая себя настоящем покорителем бездорожья! Но до определенного случая… Когда я застрял на глубоком снегу в лесу. Более шести часов «танцев» с брёвнами и хайджеком проведённые на морозе существенно ускорили приобретение и установку лебёдки. Потому что колёса просто позволяют тебе проехать чуть дальше, а вот лебёдка — дарует автономность и позволяет не только заехать, но и выехать обратно!

Со временем пришло осознание, что великого проходимца из MPS не построить и я решил пойти по экспедиционному пути.

Вторым этапом стало приобретение дополнительного света и продолжение работы над автономностью машины. В дружественном сервисе была изготовлена алюминиевая площадка на крышу. На ней разместились запаска, хайджек с лопатой и  дополнительный свет в виде двух светодиодных балок и четырёх ламп рабочего света — два назад и по одному в каждую сторону. Свет встал достаточно удачно, мне даже довелось как то раз ночью выступать в роли посадочных огней для парапланеристов... Ребята остались довольны!

Параллельно с работой над светом происходило изготовление дополнительного топливного бака. На выходе я получил суммарный объём 210 литров! Запас хода вырос до 2000 километров. Так же в багажнике поселилась спальная полка.

На данный момент машина уже успела показать себя с лучшей стороны, пройдя от южных морей до Заполярья... Мы благополучно съездили на полуостров Рыбачий зимой и покатались по горам Северного Кавказа летом. Со всеми тяготами и невзгодами экспедиционной жизни «паджерик» справлялся стоически. Единственным тонким моментом стали аккумуляторы, ходившие на машине с завода. После 40 градусного мороза этим старичкам потребовалась дополнительная помощь, что бы завести мотор.

На мой взгляд, сейчас «паджерик» подходит к конечному варианту подготовки, осталось исправить мелкие огрехи. Ничего кардинально менять я уже не собираюсь. Единственное желание — со временем обзавестись КИТом в раздаточную коробку, ибо понижения 1,8 мне пока не хватает.