Игра на понижение.

Чего бы такого заменить в трансмиссии, чтобы она чувствовала себя получше.

Лёня Немодный

Любой внедорожный тюнинг, если его вовремя не прекратить, рано или поздно упирается в пренеприятный факт – «родная» трансмиссия отказывается вращать колеса увеличенной размерности. То есть вращать-то она не против, но передаточного отношения не хватает и мотор уныло булькает, не в силах развить требуемые обороты. На асфальте, вроде бы, все еще ничего и машина как-то едет, правда, на обгоны выходит как на взлет: минимальный запас расстояния до встречки — километр. А на бездорожье да на спущенных до грязевого давления колесах и вовсе швах. Не едет и все тут…
И тогда в голове покорителя бездорожья начинает брезжить мысль: «надо понизить передаточное отношение!». И мысль это в целом верная, но есть нюанс. Понижать можно двумя способами – заменой главных пар мостов и установкой кита на понижающий ряд раздаточной коробки.
И тот и другой способ имеют свои плюсы и минусы. В случае замены главных пар снизится крейсерская скорость автомобиля, а если ограничится установкой иной шестерни в раздатку, то выигрыш только при движении по бездорожью на пониженном ряду, при этом машина будет по-прежнему «тупить» на трассе. Посему выбор способа понижения зависит от условий эксплуатации. Если у вас экспедиционник, в который вы «воткнули» колеса на 20 и более процентов превосходящие по размеру штатные, то наиболее верным способом возвращения статуса кво станет установка пониженных главных пар, компенсирующих увеличение размера колес. Если же вы владелец туристического внедорожника, на больших зубастых колесах, который по асфальту передвигается недалеко и ползком, то более верным вариантом доработки станет установка кита в раздаточную коробку. Ну а если вы внедорожный маньяк, построивший из машины трактор для вспахивания болотных ковров на соревнованиях формата «Кто уложится в контрольное время и при этом финиширует не пешком», то ваш выбор и замена главных пар и установка более зубастой шестерни в раздатку. До кучи можно поставить две коробки передач в ряд или собрать из пары раздаток одну с двумя понижающими рядами. Но у маньяков свой путь, их учить только портить, к тому же они все равно советов не слушают, ибо учатся только на своих ошибках да и то не всегда. Потому все сказанное выше было обращением к людям вменяемым, вдумчиво подходящим к любой доработке автомобиля.

2100px-gear-kegelzahnrad-svg_

И вместо послесловия: Какой способ понижения вы бы не выбрали, помните, что разгрузив мотор, вы не уменьшите нагрузку на трансмиссию, а увеличите. Если вы поставили кит в раздатку, значит разгрузили лишь сцепление (гидротрансформатор) и КПП (АКПП), при этом крестовины кардана, главные пары и полуоси получают дополнительную нагрузку. Если заменены главные пары, то к выше оглашенному списку «халявщиков от нагрузки» добавятся карданные валы, полуоси же в него все равно не попадут, и примут на себя всю дополнительную нагрузку без остатка. И с этим тоже надо будет что-то делать. Но это уже тема для отдельного разговора.