Рыбачий — Средний — Валдай. Ноябрь 2016.

В сентябре мне не удалось съездить с одноклубниками на Кольский полуостров. Фотографии и рассказы участников не давали мне покоя.

автор: Юра Бронемишка

Очень хотелось увидеть всю эту красоту самому. На ноябрьские праздники планировался традиционный клубный поход Валдай — Селигер, и мне пришла в голову мысль, приехать на точку сбора не из Москвы, а с Кольского, взяв дополнительные отпускные дни. 🙂 В процессе обсуждения и подготовки мне удалось заманить на это небольшое путешествие Алексея Alexey-Shumilin. Двумя машина ехать веселей и спокойней.

День 0.
Итак накануне старта у меня случился очередной аврал на работе, машину из сервиса я забрал поздно, купленную по случаю бензопилу привезли не туда и не в то время, собранный заранее шмурдяк я не успел погрузить машину, и лег спать, уже по традиции, в 3 часа ночи. 🙂

День 1.
Погрузка затянулась. Далее я собрал половину пробок, пока пересек Москву с юга на север, и приехал на место встречи на трассе Холмогоры с опозданием почти в 2 часа. Спасибо Леше за терпение и понимание! Быстро попили кофе, поели хот-доги, и начали свой путь на Север.

Двигались бодро и смогли нагнать отставание от графика. Встали на ночевку в лесу под Вытегрой. Тут уже была зима и приличный слой снега. Трасса под серьезным слоем льда. Без зимней резины на шипах тут делать нечего.

День 2.
Утром вместо планируемых 7 утра начали завтрак в 8, я проспал 3 будильника, пока Леша общался с прибывшим охотником на стоковом МПС-2. Далее всю поездку до самого Валдая мистическим образом нам не удавалось обоим встать в 7 утра. Либо я, либо Леша по очереди просыпались ровно в 8. :)) Пес охотника проявил сильный интерес к моей собаке Варе, пришлось его долго ловить, уходить не хотел.

Куда ты меня привез?

Куда ты меня привез?

Подводная лодка-музей в Онеге.

Подводная лодка-музей в Онеге.

Покатили дальше. В Вытегере посмотрели подводную лодку-музей. Потом заехали на Андом-гору. Там сильный интерес к Варе проявил местный упитанный маламут. Сфотографировали потрясающий берег Онежского "моря".

Вид на Онежское озеро с Андом-горы.

Вид на Онежское озеро с Андом-горы.

Жених.

Жених.

Уже в Карелии случился, наверно, самый адреналиновый эпизод этого отпуска. По счастливому стечению обстоятельств решили пообедать на съезде с трассы. В процессе поедания горячего супа я обнаружил отсутствие одной колесной гайки на правом переднем колесе. Начал проверять и обнаружил, что все гайки на всех колесах раскрутились. Еще бы немного и … привет. В общем в очередной раз родился в тот день.

После протяжки гаек снова тронулись в путь. На границе Республики Карелии сделали фотоостановку. На АЗС в Пушном связались с уважаемым Svyat51 в Мурманске. Он сразу откликнулся на просьбу помочь с поиском гаек, договорились о встрече на следующий день. Ночевать встали в лесу под Кандалакшей.

Лес был темный, в тумане, в воздухе висела влага. Вокруг были странные разноцветные мхи, лишайники и камни. Росли невысокие уродливые сосны и елки, как в фильмах ужасов. Пока собирали лагерь, я обратил внимание, что мы по сути встали на свежий помет животных.

— Леша, это чей?
— А, кабан или медведь!
— Спасибо, успокоил…

🙂 Тут овчарка, привязанная к переднему бамперу, вскакивает на лапы делает пару шагов вперед, в сторону леса и темноты, натягивая поводок, и начинает шевелить ушами, пыриться в кусты и низким голосом тихо ворчать. Я свечу фонариком в лес, ничего не видно. Включаю все балки, вроде никого. Но ужинать спиной к лесу было не очень комфортно. 🙂

День 3.

Странное место. И не туман, и не дождь, и не снег.

Странное место. И не туман, и не дождь, и не снег.

Вот такой лес.

Вот такой лес.

Озеро и болото.

Озеро и болото.

Завтракаем и мчим в Мурманск. Делаем быструю фотосессию у стелы Полярного круга. По дороге встречаем редкого представителя неадекватности на пузотерке. Из-за его непредсказуемых и нелогичных маневров пришлось оттормаживаться с крейсерской скорости почти в пол.

Полярный круг.

Полярный круг.

В Мурманске заправляемся и встречаемся со Svyat51. Спасибо ему огромное за оперативную помощь!

Встреча.

Встреча.

Докупаем провиант и едем в Титовку. По дороге останавливаемся в Долине Славы. Это сильное, тяжелое эмоционально, пронизанное печалью и болью место.

1b3d19es-960

В Титовке проходим пограничный контроль и досмотр, далее сразу сворачиваем на дорогу к перевалу Мустатунтури. Решаем попробовать перебраться на Средний полуостров в этот день. Едем. До Беседки Духов идет разбитая грунтовка/грейдер. Большие слоновьи ямы заставляют ехать медленно. А зимой тут был почти автобан. Мне-то нормально, но собаку доканывает поперечная раскачка, да и осторожничаю с временным патрубком дополнительного бака.

В темноте и при небольшом падающем снеге приползаем к Беседке. Оставляем дары Духам и начинаем взбираться на перевал.

Беседка у Пьяного ручья

Беседка у Пьяного ручья

Какие-то места кажутся знакомыми, какие-то нет. Без снега тут все выглядит иначе. Вскоре проходим перевал и начинаем спуск. Я так и не смог визуально определить, где мы остановились в январе. Ну а сейчас, в октябре, мы уже оказались на полуострове Среднем. Начинается опять "слоновья дорога". Едем, не спеша, в сторону Рыбачьего по восточному берегу, ищем место для ночевки.

Находим интересное место на берегу среди мхов и апокалиптических обломков авиационной техники. Ужинаем дольше обычного, отмечаем первый успех.

Перед сном повезло увидеть Северное сияние. Чуть не проспал, спасибо Alexey-Shumilin, поднял тревогу и разбудил. 🙂

День 4.

Постапокалипсис.

Постапокалипсис.

Мы на Среднем!

Мы на Среднем!

Утром едем на Рыбачий полуостров. После перешейка дорога становиться гораздо лучше. Много камня, ямы только широкие, с продольной раскачкой, которая не так утомительна. Местами разгоняемся до 30-35 км/ч.

Восточный берег Среднего п-ва.

Восточный берег Среднего п-ва.

Западный берег Рыбачьего п-ва.

Западный берег Рыбачьего п-ва.

Идем по западному берегу на север в сторону Вайда-губы и маяка. Потрясающие виды скал, камней, мхов и Баренцова моря. Начинают встречаться броды. С погодой повезло — уровень воды в них проходимый для нас. Максимум по двери. Изредка попадаются шаткие и хлипкие мостки, явно рассчитанные на легковые машины. Лучше их объезжать через соседние броды.

Тихая красота.

Тихая красота.

Броды с небольшим льдом.

Броды с небольшим льдом.

Вид на Баренцово море.

Вид на Баренцово море.

Еще броды.

Еще броды.

Скалы, мхи и камни.

Скалы, мхи и камни.

День 4.

Объезжаем военную часть, радиолокационные объекты, метеорологическую станцию, поселок. И вот мы на Мысе Немецком!

Мыс Немецкий.

Мыс Немецкий.

Так как Норвегия близко, можно называть каменные туры на их манер — троллями :)

Так как Норвегия близко, можно называть каменные туры на их манер — троллями 🙂

Для жителей центрально-европейской части России это настоящий край света. 69° 57' с.ш. — так далеко я еще не забирался. Русские сотовые операторы не работают. Только норвежский роуминг. Вокруг суровая и красивая северная природа.

252319es-960

652319es-960

c52319es-960

Снимаем, гуляем. Лично у меня в голове в этот момент пусто, мыслей нет и это прекрасное ощущение. 🙂 Такое же когда стоишь и смотришь на Полярное сияние.

Маяк на Вайда-Губе

Маяк на Вайда-Губе

Боевая фура.

Боевая фура.

Светлая часть дня постепенно заканчивается. Понемногу поворачиваем в сторону перешейка и обратного пути. Принимаем решение перевал проходить на следующий день, а сегодня пройти Средний и встать на отдых перед перевалом.

Встали на ночевку в красивой бухте. Устроили праздничный ужин с посиделками и долгими разговорами. Меню: 3 блюда с десертом — "терпим лишения!" (с).

Между полуостровами и материком.

Между полуостровами и материком.

День 5.

Один из многих мемориалов в память о кровопролитных сражениях за Заполярье в период ВОВ .

Один из многих мемориалов в память о кровопролитных сражениях за Заполярье в период ВОВ .

Утром едем на перевал. Сразу понимаем, насколько правильно мы поступили накануне. Если бы прошли перевал по темноте, то не увидели бы всё это великолепие.

352319es-960

d92319es-960

Перевал через хребет Мустантури

Перевал через хребет Мустантури

52319es-960

752319es-960

ad2319es-960

f52319es-960

Не хочется уезжать из этого края, но к сожалению мы ограничены по времени.

Спускаемся в долину Титовки. И идем в сторону КПП.

6d2319es-960

Главная часть нашего путешествия пройдена.

Трек по полуостровам.

Трек по полуостровам.

Проходим снова погранконтроль и отправляемся в Мурманск. Дозаправляемся, докупаем провиант и двигаемся на юг. Следует отметить, что с новой горловиной заправки стали быстрыми и легкими. Залить 150л дело нескольких минут.

На ночевку встаем где-то за Кандалакшей. Долго ищем подходящее место.

День 6.

Маршевый день. Бодро мчим на юг по трассе Кола. Северные пейзажи с ледниковыми валунами, кустарниками и мхами постепенно сменяются на знакомые нам таежные хвойные леса. И вот мы на Старой ладоге. Опять поиски хорошей поляны для лагеря затягиваются. Наконец, устав, встаем на окраине заброшенного поля у реки вблизи трассы.

День 7

Неделя в пути. Время летит незаметно. Утром прощаемся с Лёшей, он спешит в Москву на самолет. А я по плану 36 часов катаюсь по Валдаю один до встречи с командой, собравшейся в поход.

Собака по-тихому стала постоянно жить в дороге на моем спальнике.

Собака по-тихому стала постоянно жить в дороге на моем спальнике.

Под Старой ладогой.

Под Старой Ладогой.

До полудня занимаюсь ничего неделаньем: туплю, пью кофе, читаю форумы, доливаю незамерзайку и т.п. Наконец решаюсь, ехать пора. Выбрал нетривиальный путь в Тверскую область через Кириши — Будогощь — Неболчи — Любытино — Боровичи далее на трассу М10 с ночевкой под Ильятино.

За н/п Кириши заканчивается асфальт, начинается грейдер, затем плохой грейдер. Травлюсь. Еду не спеша.

Грейдер.

Грейдер.

Места глухие и интересные. Но строят дорогу. У прораба замечен новый УАЗ Patriot 2017г.

За н/п Неболчи начинается снова асфальт. К вечеру, и с приближением к Валдаю, начинается метель, снега много. Изредка встречаемые фуры и Жигули ползут по дороге 40 км/ч.

Встаю в знакомом сосновом лесу на ночевку. Овчарка радуется сугробам, зарывается в них.

Зимняя сказка.

Зимняя сказка.

День 8

Еду в Вышний Волочек в музей валенок. Закупаюсь по списку для друзей и родственников валенками и носками. Через пробки пробиваюсь в сторону Конаково, где на повороте с М10 встречаемся с Лёней Немодным. Находим хороший лес, разбиваем лагерь, готовим ужин, ждем остальных.

День 9

Колонна почти целиком в сборе. Едем от севера Твери опять в сторону Боровичей и Иверского монастыря.

Травимся.

Травимся.

Так как собака постоянно сидит на спальнике, придумал сделать перестановку, и все вещи, которые лежали сверху задней части спальника, переложить в собачатник. А собаку с ее матрасом на постоянку переместить на верх спальника. Получилось хорошо. Верх свободен и ей удобно.

Так как собака постоянно сидит на спальнике, придумал сделать перестановку, и все вещи, которые лежали сверху задней части спальника, переложить в собачатник. А собаку с ее матрасом на постоянку переместить на верх спальника. Получилось хорошо. Верх свободен и ей удобно.

Играет в снегу.

Играет в снегу.

Колонна.

Колонна.

Объект.

Объект.

Недоезжая Валдая, останавливаемся на отдых в снежном лесу. Ужинаем. Количество блюд не поддается счислению.

Поздним вечером в лагерь заехал незванный гость из местных, когда почти все, кроме полярной овчарки и ее хозяина, легли спать. Удивляют люди, которые едут в лес зимой на легковом недоприводном каблучке безо всего проверить, а "что там за огоньки?", а "что там делают?". Без ружья, без лопаты и пр. "Слабоумие и отвага!" (с) Он искренне не понял, почему я не горю желанием в 12 часов ночи общаться на тему, куда мы едем, зачем и на каких машинах. Естественно он застрял прямо в середине лагеря. Чтобы не будить остальных, постарался поскорее от него отвязаться, вытолкал его автомобиль руками из колеи и отправил домой к жене. Человек поблагодарил за помощь и уехал.

День 10

Лучшее место для отдыха — зимний хвойный лес.

Лучшее место для отдыха — зимний хвойный лес.

Утром едем в Иверский монастырь, где одни потребляли духовую пищу, а другие монастырские пирожки и Немодный чай. 🙂 Далее встали на стандартный маршрут и поехали в сторону Селигера.

Что это у тебя? Дай куснуть!

Что это у тебя? Дай куснуть!

Руины военной базы.

Руины военной базы.

Еще один постапокалипсис.

Еще один постапокалипсис.

Развлекаемся на заснеженном поле.

Развлекаемся на заснеженном поле.

На одном из свободных заснеженных полей устроили развлечение. Сначала просто катались в свободном стиле. Затем устроили драг-рейсинг. Первое место закономерно выиграл Geländewagen с 6л бензиновым мотором. Второе — вроде как досталось Бронемишке 🙂

Заночевали на берегу Селигера в новом месте.

День 11

Селигер.

Селигер.

С утра я торопился по делам в Москву, поэтому выехал рано, минуя посещение Ниловой пустыни. Перед трассой пришлось отогревать горелкой ниппеля и тормозные колодки. Все примерзло ночью после луж накануне. До столицы добрался без приключений, удалось избежать метели и пробок.

Вот так завершился этот интересный и необычный отпуск.
Уже хочется снова на Север! Взять больше дней на сам осмотр полуостровов, посетить восток Кольского.

Общий трек путешествия. 4946км.

Общий трек путешествия. 4946км.

Огромное спасибо Alexey-Shumilin за веселую и надежную компанию, помощь в реализации задуманного!

Огромное спасибо Лёне Немодному! Без его уроков, наставничества, советов, дружеской поддержки и мотивации я бы вообще в жизни не увидел Кольского полуострова!

Еще раз спасибо за помощь Svyat51!

Спасибо всем участникам похода Валдай — Селигер за отличное завершение путешествия и интересное общение!

И, конечно, спасибо всем фотографам за фото- и видео-материалы: Лёне Немодному,, Алексею Шумилину, Александру Вожатому, Владимиру Белому медведю, Дмитрию Р  и Антону (Тоха).

28.03.2023
Про АКПП