Мотоциклисты на Рыбачьем. Из записок Старого Армяна.

Зимние мотопутешествия… перед выездом мне мягко так Друзья намекали, что пора завязывать ездить, пора просто писать, а еще есть павильоны Мосфильма, где снять фильм можно качественнее…  

Александр "Ward" Варданянц

Полез доставать зимний комплект экипа. Вспомнилось, как десятки раз за последнее время рассказывал желающим поехать на мото  о том, что и как надо на себя одевать… Особенно задолбало, рассказывая о новинках в прокладках 6-7 капель, видеть ухмыляющиеся рожи. Я не зря каждую осень перелопачиваю все о «впитывании и комфорте».  С 2012 года «7 капель» увеличили комфортное время пребывания в ботах Салехард с 12 до 16 часов… Точно не об этом писать? Ладно, Ладно Леня,не кричи! Я просто начал с того в чем разбираюсь…

О  Рыбачьем! Я ехать не хотел! Во-первых, перевал мы прошли в прошлом году… Во-вторых, Кимыч ехать не собрался, а значит рассчитывать на помощь джиперов не приходилось… В-третьих, в моей жизни появился Саня Пикало – сумасшедший изобретатель, конструктор и Мастер придумавший хрен знает что, но точно не мотоцикл, хотя на него похожий…

img-20170115-wa0004

Все мои навыки Великого Русского Мотопутешественника эта сволочь по имени «Архар»  отвергала начисто!!! «Архар» это полноприводный мотоцикл компании «Vilar»- 2х2 400сс. Мы с Саней и его очаровательной женой Маришкой укрощали этого зверя всю осень… Саня убирал косячки и недоработки… Маришка каталась в свое удовольствие на обкатанной модели 200 кубиков, а я все пытался найти причину забраковать этого  «сухаря» и сообщить Немодному, что ехать мне не на чем... Нет, нет… Я не боялся… Понятно, что все врут,  и что невозможное возможно…  и до Рыбачьего мы конечно дойдем – просто не на чем, не на чем!!! И еще смущала компания этого Немодного Клуба. Эти ненормальные не пытались заготовить отмазки, а кажется и правда собирались увидеть маяк.  На фоне этой решимости кровожадное «теперь-то мы уж точно вас прикопаем» в исполнении добрейшего Вита, заставило задуматься. А Всеобщая нелюбовь и прошлогодние воспоминания  и отчаянье от невозможности найти и отобрать у джиперов размазанные по их машинам наши вещи, привели меня к мысли об автономности… В общем, ехать я не хотел!

bb6a1738

Об «Архаре»! Он как ласковый пес, каждый раз встречал нас урчанием движка… По целине шел как трактор.  В заснеженном болоте тонул по седло, но каким-то таинственным образом сам выбирался, оставляя колею глубже, чем я могу вылезти… В общем, глядя на те места, где мы катались, я понимал, что его возможности ограничены только воздухозабором и выхлопом по высоте… Но они многократно превышают возможности квадроцикла и мои… Жизнь сильно изменилась, когда Леня Немодный ввел в мой лексикон слово  «стравливаться». Архар приобрел дополнительную устойчивость в колее и проходимость, а я решимость все-таки попробовать…  «Архар» таскал сани с упорством ишачка! Из леса мы с ним как-то вытащили сани с тремя бревнами кил по 50 и симпатичным молодым человеком, пытающимся все это сокровище удержать… Испытания шли до Нового Года… Саня, кажется, бросил спать и проводил в мастерской все время… А у меня появилась непроходящая икота, хотя Маришка говорила, что все понимает… Время шло, на мотоцикле появлялись и приживались конденсаторы, новые карбюраторы, менялись жиклеры и прочие прелести… И я все меньше понимал, как сказать Сане, что это была шутка… и что собираться много вкуснее чем ехать… Чего стоило одно - «да опять пойдем на Рыбачий… Джиперы? Да возьмем и их собой, хотя теперь мы автономны…» Была еще надежда, что Немодновцы не соберутся ехать, но они собирались! И их становилось все больше и больше! В итоге они заказали столько пельменей и тефтелей, что у меня появилась мысль взять предоплату и свалить в Майами доживать безбедно…

bb6a1753

Но все хорошее когда-то заканчивается и начинается черная полоса… У нас она началась как обычно, утром 4-го января (начинаю недолюбливать эту дату). Пришлось одеваться и создавать видимость готовых на все героев.  В санях был запас бензина, палатки, спальники, кухня и несмотря на коллективное питание, запас еды. На спинах у нас висели системы кэмэлбэг на 2,5 литра воды, а полярная ночь радовала нас красками восхода переходящего в закат без появления солнца. «Архары» легко пошли в сторону Пьяного ручья вместе с санями, несмотря на -38 со слов участников мотопробега, едущих на машинах. Кстати, я первый раз за многие годы путешествий ехал без собственного градусника.

img-20170115-wa0000

Когда начали  подъем на перевал выяснилось, что сани прекрасно идут по равнинной местности, загружают задницу на подъемах и совсем плохо ведут себя на наклонных участках дороги.  Задор пропал, в речи появились вынужденно заискивающие интонации при общении с Джиперами. В итоге удалось навязать им (в буквальном смысле) нашу «автономность». 

bb6a1760

После чего их скорость движения слегка упала, а мы усвистели на перешеек Кольского и Среднего полуостровов выпивать и ужинать с фри-дайверами. Встретила нас Атаманша из мультика про бременских музыкантов. Звали ее Яковлевна. Милейший Человек, знающий и понимающий Север, но скрывающий свою Добрую Душу за суровостью окриков и твердостью взгляда…  Посмотрела на мотоциклы и спросила «а вас на чем сюда привезли?»  нас пригласили в дом, где парни с удивлением узнали, что наши вещи едут на машинах… «это не возможно – забудьте!» С гордостью сообщили, что Джипы усиленные нашими санями уже прошли перевал…

bb6a1884

Мы подустали маленько, а вкусное питание чередуемое рюмочками самогона и тепло, должно было нас усыпить… но работающая рация, как маяк в ночи взывала к потерянной  давно совести - «надо копать…», «тут уклон…», «подожди я уже иду…» Но домик взорвался эмоциями когда прозвучало

«Миша ты как там?»

«Еду, все штатно!»

Действительно трудно понять что там может быть штатного в ненормальной дороге с ненормальными машинами, управляемыми ненормальными людьми… Несколько раз порывался выключить рацию.  В конце концов, наши сани доехали и парни тоже. Измотанные 20 часами физического и эмоционального напряжения они выглядели счастливыми…  Я думаю, это была радость, что они снова были с нами!

bb6a1897

На закате так и не вставшего Солнца собрались выезжать на Рыбачий. Получили горячее питание от Ярика, штормовое предупреждение и пинок от Яковлевны. Отправились в Путь.

img-20170115-wa0006

Удивило, что ручьи не замерзли, и машинам пришлось потрудиться. Наши сани заботливо переносили, не топя в воде. А потом нам дали Северное Сияние. Я видел его много раз и разное… Но тут зажгли по полной и по-настоящему! Я пожалел тех парней, кто видел его первый раз… Я помню как я радовался этим зеленоватым облачкам, еле видимым на небе – Ура!!! Сияние!!! Нашим парням, увидевшим  сразу светомузыку в 3D, еще долго придется расстроено говорить в будущем  «ну да… Сияние… а вот в 2017 на Рыбачьем было Настоящее Сияние…» В общем, катание проходило в «штатном» режиме, если не считать поднявшегося ветра и обмерзающих карбюраторов на «Архарах». Саня героически снимал их,чистил, грел и они тут же снова обмерзали.

bb6a1826

Наша невоплощенная в Москве идея о подогреве поплавковой камеры, догнала нас геморроем… Ну беда-то небольшая - потом поправим. Наконец-то, начавшаяся пурга, полноводный ручей и полный прилив остановили этих безумцев и они вспомнили, что пора заняться главным – спасать старого армяна, везти его в тепло к еде и выпивке… К домику Яковлевны мы пришли уже когда ветер разошелся не на шутку, убрав с Дороги видимость совсем.

bb6a2091

Время потерялось и сместилось. Мы отсыпались, ели, выпивали…  пытались доломать сустав хорошему Человеку Диме (оказалось он ученик Гены Насырова, моего Друга) слушали вой ветра и незаметно встретили Рождество. Суровую компанию брутальных мотоциклистов, разбавленную Джиперами, украсила группа снегоходчиков, не прошедших перевал. В домике появились девчонки и пропал и так нечастый мат… Правда они быстро поспали и при небольшом окошке в пурге умотали в сторону перевала.

img-20170115-wa0001

Так как для оживления мотоциклов требовалось приложить усилия, мы с Саней решили не напрягаться. Недолгое унижение и Немодновцы согласились усилить свою группу мной! Саня со снегоходчиком Олегом повез первого «Архара» в Титовку, а мы наслушавшись, что теперь нам после пурги придется копать три дня, тоже без энтузиазма поплелись в сторону перевала, недобро косясь на лопаты… И они скоро пригодились… Сильно пригодились! Пригодились бы еще сильнее, если бы не волшебные приспособления хорошо подготовленной команды и ее слаженная работа. Об этом пару слов отдельно, так сказать взгляд дилетанта. 

bb6a2007

            Первое - полное отсутствие суеты и спешки. Сильно добавляет уверенности, что перемет высотой с двухэтажный дом не придется тупо копать… как только флагманская машина останавливается, штурмана остальных машин одеваются и очень скоро у препятствия проходит мозговой штурм… тот чье решение оказалось лучшим – руководит работами, а пилот слушается только его. Все абсолютно понятно тем кто в теме.

То что эти люди называют Дорогой...

То что эти люди называют Дорогой...

Для меня были новости… Оказалось, что копать это не просто копать.  У копать есть направление движения, глубина и куда кидать то что копаешь… Получив задание, я обстоятельно выкопал «колею» в полный профиль! Когда меня заметили и первые матерные восхищения прошли, я узнал, что это не колея, а армянский капкан откуда не выбраться… самое обидное, что меня же заставили закапывать и утрамбовывать…

bb6a2203

Парни, копают без спешки, монотонно и даже работая навстречу друг другу  сбивают «туннели» точнее чем под Ла-Маншем. Чувствуя свою незаменимость по части копать, я стал искать другие применения своему таланту портить людям жизнь. И тут появилось новое знание – «Якорь» замечательная вещь!!! Если к нему прилагается Паша, то машины легко могут лазить по отвесным стенам, переметам, деревьям и другим специально подготовленным местам, которые Немодновцы называют Дорогами…Мне доверили носить это чудо инженерной мысли! Думаю, что отдавая его мне, они думали, что этот монолит просто нельзя сломать… Дети, я хорошо знаю свои возможности!!! Но безмерное уважение к Якорю заставляло меня относиться к нему как к «хрустальному»! А сколько пудов ягеля мы с ним добыли!!! Как называются эти доски с шипами я не знаю, но тот, кто придумал эти штуки Молодец! Четыре Человека работающие у четырех колес сохраняют снежный покров Кольского полуострова практически нетронутым… Но тут я не уверен, что именно это было их целью…

bb6a2193

В общем, всегда когда ты видишь работу настоящего профессионала, ты понимаешь, что во-первых это красиво, а во-вторых максимально эффективно. Я видел как красиво и непрерывно мы двигались вперед! Было что-то фатальное и неизбежное в этом движении! Камни, снег, ветер… и как точка признания - слова снегоходчика Олега, возвращающегося из Титовки – «это очень экстремальная дорога для снегохода, мы подождем пока вы пробьетесь…» Углы наклона переметов одинаково неприятны для снежников и машин… На спуске с перевала мне нашлось новое применение… Якорь у меня отобрали, отчистили ягель и привязали его на крышу «Бене», лопату я к тому времени благополучно сломал… и поэтому меня отправили перед машиной искать нашу старую колею! Я ее нашел и шел вдоль нее. Жестикулировал и всячески пытался быть полезным… потом обернулся и увидел, что головная машина едет где угодно, но только не там, где я прокладывал наш героический путь… Тут я понял коварный план этих милых людей!!! Вспомнились слова Яковлевны про медведя-шатуна… Прежде, чем я успел смело спрятаться в машине, Ярик мне еще раз напомнил о Яковлевне и передал мне две пачки сигарет от нее! Спасибо хорошая, добрая Женщина!!! Я не стал брать подарок, когда мы прощались, понимая ценность сигарет в этом удаленном оазисе тепла и гостеприимства… Она всучила их Ярику! Спасибо…

img-20170115-wa0002

 Пройдя, «взорванную» несколькими джиперскими командами дорогу от Пьяного ручья до Титовки, мы добрались до цивилизации и ко мне вернулась способность выражать собственное мнение и заодно возможность хамить, потому что мы опять были «автономны». Утром по нашей Дороге приехали Олег и Саня, доставив второй мотоцикл. Они думали встретить нас еще на перевале… Нет, Братцы у фразы «отойди – тут работают экипажи!» есть конкретное, железобетонное наполнение, если это те самые четыре экипажа клуба Немодного! 15 часов… но с каким восторгом и теплотой я буду их вспоминать. Каждый был незаменим и оказывался там, где его ждали. И даже тогда, когда усталость начинала давить на Совесть, команда оставалась НАСТОЯЩЕЙ КОМАНДОЙ!!! Можете как хотите относиться к моему повествованию, но тут я настаиваю – ЭТО ЧИСТАЯ ПРАВДА!!!

bb6a1703

Повторю то, что сказал в прошлом году – «парни с вами всегда!»

З.Ы. правда, я не знаю нафига вам старый армян, но за питание от Ярика, я готов еще портить вам Жизнь. Обнял всех, кто был рядом, кто провожал нас, ждал и встречал… Спасибо!

img-20170115-wa0003

28.03.2023
Про АКПП