Как мы на Рыбачий зимой ездили.

Меня часто спрашивают: «Зачем ехать зимой на Север?». Недавно я придумал встречный вопрос: «А зачем летом ехать на юг?». Как говаривал старина Портос – я дерусь, просто потому что я дерусь. Вот и весь ответ.

текст и фото: Лёня Немодный

bb6a1744

Первое на что я наткнулся утром в Титовке перед выходом на маршрут это двое саней. Причём наткнулся в прямом смысле слова, они стояли посередь моей дороги к теплому санузлу. К которому я отправился этим морозным утром, дабы провести с ним вместе некоторое время, а затем проститься на несколько дней.
Выпорхнув обратно на свежий (-38) воздух, я вторично наткнулся на те же самые сани и на этот раз вокруг них в живописном беспорядке валялись всевозможные канистры, коврики, мешочки с запчастями и прочие очень нужные в дороге вещи. Рядом сновали наши мотопутешественники – Саня Ward и Саня Pikalo. Эти отморозки (наверное, можно и как-то иначе назвать людей собирающихся на мотоциклах несколько дней ехать по зимнему бездорожью, но у меня эпитеты отсутствуют), так вот эти… бравые парни играли в "тетрис", пытаясь погрузить барахло в маленькие саночки.

bb6a1712

Я предложил не заниматься самоудовлетворением посредством рук, а просто закинуть всё это к нам в машины. На что Ward ответил, что они взрослые и самостоятельные люди, которые хотят автономности. Я возразил что новорожденный котенок меньше зависит от матери чем они от нас, и что эти тазики всё равно очень скоро окажутся привязанными к нашим машинам. На это Саша так же ответил мне какой-то гадостью и продолжил увязывать сани. Я тяжело вздохнул и пошёл к «Лососю», вокруг которого уже вовсю копошился Вит.

Не прошло и получаса после утвержденного времени выезда как мы выдвинулись на маршрут. Проводить нас приехала компания ребят из клуба «Бобры Мурмана». Посему до Пьяного ручья – конца наезженной дороги, мы передвигались большой колонной. Там сфотографировались на память и разъехались в разные стороны – ребята обратно в цивилизацию. Мы по стежке снегоходных следов курсом на север.

bb6a1794

Вскоре дорога пошла вверх. Стрелка тахометра вниз. Началась традиционное топталово. Это когда каждый раз кратковременно отпустив сцепление и не трогая газ ты наминаешь перед собой пять сантиметров снега, повторяешь процедуру пятьдесят раз подряд, потом решаешь что уже поедешь и так, трогаешь педаль газа, колеса мгновенно взрывают всё что ты тут наровнял и можно начинать процедуру по новой.

На самом верху первого затяжного подъема мы догнали мотоциклистов. Надо сказать, что они сразу вырвались вперёд и гордо мчали в прекрасном далёко, периодически выходя в эфир с неприятными вопросами типа: «ну вы как там, едете вообще?». Но как только снег стал глубже и начался подъем, они сначала замедлились, а потом остановились и начался плановый текущий ремонт. Что-то у них там где-то замерзло. Но подробностей я не выяснял, потому что они были на улице а я в теплом салоне «Лосося» и выходить на мороз для того чтобы спросить что там у них сломалось было лень, а по рации вместо ответа на вопрос: «поедут ли дальше велотуристы?» они насуплено молчали. Мимо нас прошла снегоходная группа. Инструктора приветливо помахали руками, туристы проводили недоумевающими взглядами из под стекол шлемов. Их взгляды как бы говорили: так сюда на машине можно проехать, нафига тогда мы столько денег за снегоходный тур отвалили, надо было ехать на своей «Приоре».

bb6a1815

Мотоциклисты наконец починились и радостно рванули вдаль, предварительно оставив сани, чтобы дальше их тащили мы. Потому что у них сцепление горит и вообще. Видимо двадцати минут автономности им вполне хватило, чтобы перестать выпендриваться.

bb6a1808

Взяв первый подъем и немного потоптавшись на небольших возвышениях, мы снова уперлись в мотоциклистов, на этот раз они меняли сцепление. -38, а они сцепление меняют. Я даже стал немного волноваться из-за того что по возвращению наши коллеги могут решить что настоящими героями были не крутые парни на внедорожниках, а эти два пельменя из пуха и синтепона с мясом внутри, стоически переносящие трудности и даже получающие от них удовольствие.

bb6a1757

Починившись, мы снова ринулись в бой. Правда, больше чем на пару десятков метров нас не хватило – уперлись в полку перед перевалом. Она была качественно переметена и превратилась из горизонтали в легкий уклон. На этом самом легком уклоне Миша Me4isto едва не исполнил «уши» с обрыва. Но вовремя одумался и с помощью моей лебедки вернулся обратно в горизонтальный мир. При этом надо отдать ему должное, бубенчики у парня стальные. Я тоже проявил себя с лучшей стороны и не обделался глядя на то, что исполняет мой соклубник.

bb6a1842

Коллектив взялся за лопаты и буквально за полчаса привел полку во вполне удобоваримое состояние. Пройдя по ней «на мягких лапках» мы поднялись на перевал. С момента выезда с Титовки не прошло и шести часов.

bb6a1870

И тут какая-то сволочь сказала, что самое сложное позади а дальше вообще фигня. Естественно, после этого мы сразу же попали в полную задницу.
Для начала мы почему-то решили, что там где проехали снегоходы надо ехать и нам, а где на самом деле проходит дорога неважно. Поэтому сначала мы провалились в банку на льду озера и немного намочили колеса, потом просто вчпокнулись в какую-то глубокую лужу обитающую под толстым слоем снега и устроили локальный тест лебедок на выносливость, а аккумуляторов на живучесть. АКБ Ярика тест провалили и всю дальнейшую дорогу работали совершенно без энтузиазма. За то, в качестве утешительного приза, нам включили Северное сияние.

bb6a1905

Пока мы лебедились, копали и кушали пельмени, мотоциклисты усвистели в туманную даль окончательно. Встречные снегоходчики рассказали, что нашли их перед крутым выходом с озера на гору, куда они попали по снегоходным следам и один из мотоциклов не смог забраться самостоятельно, поэтому его затащили на гору снегоходом. Сейчас ребята отдыхают в домике Яковлевны в начале Среднего, у них все хорошо, они в тепле пьют чай. Ага, так и сказал – пьют чай. Узнав, что ребята добрались до тепла у меня немного отлегло. На прощание снегоходчики предупредили, что нам на озеро по снегоходным следам соваться не надо, наверх не выберемся, надо идти по дороге, ну или там где когда-то была дорога.
Далее последовало самое интересное, точнее утомительное. А именно строительство автомобильной магистрали класса ТР-2. Начались уклоны с подъемами. Машины не ехали по ним, а постоянно пытались свалиться набок. В результате пришлось копать. Технология отработанная. Впереди идет штрафбат с лопатами и меняет ландшафт, за ним движется Лексус с АКПП и наминает колею, а следом на пятистах оборотах трясемся мы с Витом на «Лососе», затем забирается Ярик на «Бене» с прицепом из двух саней на веревке, догоняющих его на каждом спуске, и замыкает пелетон Сантьяга на Спорте недоумевающий, где на этом шоссе вообще можно было застрять.

bb6a1926

Первую полку шли часа три, вторую подольше. Затем на сладкое получили прохождение уклона на лебедках и якоре в перецепку.

bb6a1947

Тут на связь вышел Ward, который так и не лег спать, несмотря на утреннее время, потому что сильно переживал за нас. Он сообщил что после «мальчика» (памятник мальчику и солдату) дорога идеальная. Как ни странно, но это оказалось правдой и мы маршем прошли четыре оставшихся километра. У домика Яковлевны нас встретил Ward и незнакомый снегоходчик, который узнав, что сюда едут машины, отказался в это верить пока не увидит своими глазами. Увидел. Выпил рюмку и пошел спать. А мы, проведя в пути около двадцати часов, приступили к завтраку.

bb6a1962

Утро (после легкого сна оно наступило в два часа дня) встретило нас приятной информацией о том, что на сегодня объявлено штормовое предупреждение. Ну штормовое, так штормовое. Значит надо поторопиться. Сложили барахло, заправили мотоциклы (фото с заявкой на премию Дарвина прилагается). И поехали дальше.

bb6a1985

Дорога по полуострову Средний была прекрасна, давно мы так легко и быстро не ездили. 24 км за час. А вот на Рыбачьем снова пришлось стравиться. И дальше идти аккуратно и вдумчиво. Виной всему большое количество ручьев, впадающих в море. Одни мы переходили не заметив, другие проломив лед на мелководье, а из третьих приходилось выходить на лебедках.

bb6a2020

Так же встречались мостики, но они не ускоряли процесс, ибо были настолько узкими, что приходилось предварительно полностью очищать их от снега, дабы не промахнуться и не опрокинуть машину. Но как же здесь было красиво! Много раз бывал летом, в разгар полярного дня, но сейчас в темноте все было совсем иначе. Хотя, темноты-то никакой и не было. На небе прожектором сияла растущая луна, высвечивая дорожку на глади Баренцова моря, от горизонта до горизонта рассыпались звёзды, а яркое переливающееся Северное сияние делило небо на две неровные части.

bb6a2060

bb6a2055

bb6a2036

Мы двигались вперед, пробивая переметы, натаптывали дорогу через каменные поля и, в конце концов, добрались до ручья Червяной. Был максимальный прилив и обойти его по морю не было возможности. От первоначальной мысли дождаться отлива пришлось отказаться, так как штормовое предупреждение как раз начало напоминать о себе. Так что, помахав свету маяка на другом берегу, мы развернулись в обратный путь.

bb6a2096

Естественно, что никуда доехать до ветров мы не успели. Пурга накрыла нас на возвышенности посреди гольца. Началась битва за урожай, в которой наши внедорожники выступали в роли комбайнов, мотоциклы в качестве прицепов-борон а снег выполнял функцию собираемого урожая.

bb6a2079

Нашу колею мгновенно перемело и снег ветром в неё натрамбовало с такой силой, что он стал плотнее, чем целина. Постоянно стаскивало и штурманам приходилось скидывать снег с межколейки в колею, чтобы машины могли оторвать мосты от твердого и хоть как-то передвигаться. Счет времени я потерял, но думаю, что обратно мы выбирались несколько часов.

bb6a2112

На дороге по Среднему тоже всё оказалось не очень гладко. Ветер сдувал с ног и несколько раз сбрасывал в кювет стокилограммовые сани как пушинку. Появились большие переметы, которые нам пришлось пробивать. Натаптывать их не получалось так как на таком ветру их заметало быстрее чем мы протаптывали.

И всё же нам удалось добраться до домика Яковлевны на перешейке между Средним и Кольским. Намаявшись в пурге, практически сразу все отошли ко сну. Настало утро, а ветер так и не стих. Приняли решение пурговать еще сутки, потому что соваться на перевал по такому ветру для нас ничего хорошего не предвещает. Тем более что скоро Рождество.

С этими мыслями мы пошли в гости к Яковлевне, где обнаружили Диму - одного из инструкторов обогнавшей нас  вчера на перевале снегоходной группы. Он поехал натропить дорогу, но в пурге с нулевой видимостью перевернулся и повредил плечо. Был сочельник и мы разрешили себе немного выпить поэтому поводу и, находясь в приподнятом состоянии духа, решили заняться ремонтом Димы. Он не возражал.

Было подозрение на выбитую ключицу, это мы бы смогли поправить на месте, но все оказалось хуже, из сумки вышел плечевой сустав и потому ограничились тем, что зафиксировали руку. Когда ветер стих, Виталий - второй инструктор отвез Диму на большую землю, где его доставили в больницу в Мурманск. Там вывих вправили и сейчас всё хорошо, правда теперь предстоит несколько недель неподвижности до полного выздоровления.

Мы же продолжили празднование. Сначала в домике Яковлевны. Где перемежали тосты рассказами из жизни.

А затем на улице, частично в «Лососе», а частично на ветру рядом с ним.

На следующий день ветер существенно потерял в своей интенсивности, и мы приняли решение ехать дальше.
Дорогу сильно перемело и те четыре километра, которые мы пролетели как на крыльях по дороге сюда, в обратную сторону ехалось очень долго и тяжело. Зато потом стало легче. Сильный ветер выдул снег с высот и не замел наши прокопанные полки. Тем не менее, на них всё равно удалось повозиться. Машины стаскивало вбок по склону. Пришлось прокапывать лопатами колею под верхнее колесо, чтобы выровнять и зафиксировать машину на склоне.

bb6a2143

Тем не менее мы в считанные часы добрались до подножия перевала. И тут вечер перестал быть томным. Мы наконец-то получили ответ на вопрос: куда девался весь снег с гор? Он был здесь. Переметы в несколько метров высотой перегородили наш путь. Скопать их не представлялось реальным.

bb6a2172

После небольшой производственной летучки на  тему «И вот что теперь делать, а?!» было принято решение выходить на перемет. Паша Алькапоне возглавил рабочий процесс. Народ вооружился сендтраками и стал перетаскивать их из-за колеса вперед по мере продвижения машины наверх. Двигалась она естественно, при помощи якоря и лебедки.

bb6a2180

Довольно быстро удалось затащить наверх все внедорожники. Дальше добраться до перевала стало делом техники. А вот на полке за ним снова закипела работа. Замело её похлеще чем на пути сюда.

За полкой было еще несколько переметов, не таких высоких, но довольно протяженных. И последующие несколько часов слились в усталом сознании в сплошную череду взмахов лопат, топтания колесами и подтягиваний на лебедках.

bb6a2209

А потом всё внезапно кончилось и мы оказались у Пьяного ручья. Отсюда до Титовки шла проторенная дорога, по которой уже через час мы добрались до финальной точки нашего внедорожного путешествия. Переход от Среднего до Титовки занял пятнадцать часов.

bb6a2076

Впереди было около полутора суток пути домой в пургу и ледяной дождь по покрытой наледью дороге, но это показалось нам таким простым и необременительным, что и говорить-то особо не о чем.
А вот то, о чем хочется сказать, удивившем и порадовавшем меня в этом путешествии – о людях, которых там встретил. Было много прекрасных видов, сложного бездорожья, общения с друзьями, но именно люди Рыбачьего стали для меня самым приятным открытием в этом путешествии. Не то чтобы они какие-то особенные. Просто настоящие. Без рисовки, лжи, пафоса и хвастовства. Вот Дима. Сидящий у стола с вывернутым плечом, постоянно растирающий немеющую руку. Он не стонал и не жаловался на боль, не спрашивал когда его спасут, просто сидел и беседовал с нами о Гене Мурмане, его наставнике и нашем товарище с которым мы в прошлом году брали перевал. Да-да, у нас оказались общие знакомые. И не только с ним, а почти со всеми встреченными. Второй инструктор Виталий и я в разное время работали в одной и той же турфирме в Карелии, и у нас нашлось уйма общих знакомых. Отвозивший Диму в больницу вместе с Виталием Лёха Харя, встретившийся со мной у подножия перевала, оказался моим давним виртуальным знакомцем из фейсбука. Кстати, он передал мешок с подарками (водка и икра) от Кимыча, который по дороге в Норвегию заехал в Титовку проставиться за свой день рождения, но так нас и не дождался.
Удивительно, что на краю земли в двух тысячах километров от дома я встретил столько знакомых и близких по духу людей. Хотя, знаете, наверное, ничего удивительного тут нет, ведь это не мир тесный, просто прослойка тонкая.

ПОЛНЫЙ ФОТООТЧЕТ О ПОЕЗДКЕ >>>

bb6a2150

28.03.2023
Про АКПП