ROAD: OFF. Снежный мастер-класс 17.12.16.

Все мои друзья — личности очень разные, каждый со своим вектором и охапкой увлечений. Но их всех объединяет одна неотъемлемая черта: патологическая склонность к приключениям. При любой удачной возможности они бегут от гнетущей рутины повседневности, вписываясь в блудняки, чуждые нормальным членам общества.

Ad-Dante (Павел Павленко)

27fe03es-960

Один из таких друзей, Дмитрий, регулярно приглашает меня принять участие в различных начинаниях. Я уже писал про то, как мы покупали ему Харлей, везли мотоцикл домой и участвовали в ретро-ралли. Кроме того, Дима является большим поклонником оффроуда. Данное увлечение усугубляется ещё и неистовой любовью к немецкому автопрому вообще и к гелендвагенам в частности. Я лично всегда ровно относился и к первому, и ко второму, но когда он предложил составить ему компанию в езде по заснеженным лесам, полям да весям, согласился из тяги к новым впечатлениям.

Сразу оговорюсь, все оценочные суждения ниже — это очень субъективное мнение человека не очень компетентного, фактически обывателя, поэтому не советую опираться на этот текст как на достоверный источник информации.

67fe03es-960

В путь мы двинулись вот на этом детище немецкой инженерной мысли. Внимательный зритель заметит детали, отличающие этот подготовленный гелендваген от ЛУАЗа: мощный бампер с лебёдкой, шнорхель, цвет, экспедиционный багажник, стоимость запчастей и множество прочих нюансов, которые лично я затрудняюсь назвать, но которые наверняка есть.

Загрузившись в Гелик, мы рванули в Московскую область, под Чехов. Хотя глагол «рванули» не совсем подходит под описание динамики 112-сильного атмосферного дизеля, трудящегося под капотом нашего внедорожного монстра. «Начали двигаться в нужную сторону» — соответствует куда лучше. Не очень стремительно, но неотвратимо набирая скорость, мы покинули город и выбрались на трассу.

Зимой старый гелендваген гораздо лучше демонстрирует свои ездовые качества — например, его перестают обгонять велосипедисты. В основном, потому что в холодное время года они встречаются куда реже. Существенно понижается вероятность перегреться. Есть, конечно, и небольшие минусы — холодная, как сердце моей бывшей, печка, которая регулируется от «морозного поветрия» до «ледяного ада». Но если вы собираетесь на оффроуд, то это уже подразумевает, что вы тепло оделись. Кроме того, вы всегда можете открыть окно, высунуть замёрзшую конечность и погреть её в потоке набегающего воздуха. Поэтому подобное мелкое неудобство я отметил только чтобы немного оттенить его очевидные достоинства.

В сети можно встретить злопыхания завистников и диванных экспертов, которые ругают скоростные характеристики гелендвагенов старой формации. Ответственно заявляю, что эти инсинуации не имеют ничего общего с реальностью: под горку, особенно с попутным ветром, наша скорость переваливала за 100 километров в час! Конечно, если поверхность имела уклон более чем 3 градуса, а попутный ветер стихал, мотору уже становилось тяжеловато, скорость падала до 80, но кто поставит это в укор машине, которая работает в таких непростых условиях?

Педантичный хозяин восстановил машину по технической части максимально близко к стоку, но не удержался от небольшого количества чисто оффроудного тюнинга. Позади рычага КПП находился небольшой пульт управления доп. оборудованием. Он хорошо вписался в интерьер военной машины и имел лишь один недостаток — встроенные светодиоды явно предназначались не для индикации, а для ослепления низколетящих самолётов. Для того, чтобы спасти сетчатки водителя, пассажиров и жителей окрестных деревень, нам пришлось водрузить на пульт шапочку, меняя её время от времени, когда зелёный луч прожигал в старой дырку.

В природе всё должно находиться в балансе, поэтому яркий светодиод уравновешивался самыми бесполезными фарами, с которыми мне доводилось сталкиваться до этого. Они светили настолько паршиво, что когда их выключали, снаружи становилось светлее.

В общем, как вы уже поняли, старый гелендваген обладает своим неповторимым шармом. Поездка на нём подобна путешествию на машине времени. Не потому, что он словно переносит вас в лихие постперестроечные времена — просто пройдут геологические эпохи, пока вы доберётесь до нужного места.

Я уже чувствую, что мой затылок дымится от сотен гневных взглядов фанатов марки, прочитавших предыдущие абзацы. Однако всё это относится к езде по асфальту, то есть совершенно чуждой данному автомобилю стихии. Как только мы свернули с дороги, гелик показал своё истинное лицо.

Ходовая этого автомобиля действительно затачивалась под бездорожье. И это не рекламные уловки маркетологов, а реальный факт. Конечно, я не видел его в действительно экстремальных условиях, но в езде по снегу, полю, буеракам, карабканьи на горки он показал себя отлично. Фатально застряли мы лишь единожды, и то по своей глупости, а не по вине машины. Гел очень уверенно прокладывает путь там, где его до этого даже не предполагалось. Для многих признаком «вездеходности» является полный привод; в серьёзном оффроуде это может вызвать лишь усмешку, потому что подразумевается так же, как жабры у рыбы, крылья у птицы или продажность политиков, как нечто само собой разумеющееся. Настоящие отличительные черты здесь — пониженные передачи, блокировки и прокладка между рулём и сиденьем, позволяющая всё это грамотно использовать. С технической точки зрения у Гелика есть всё, чтобы двигаться практически при любых условиях. И он позволяет это делать даже таким неопытным водителям, как я.

Больше всего старому Гелендвагену не хватает мотора. Нет запаса мощности, очень маленький крутящий момент, особенно для такого большого веса. Ему бы в полтора-два раза больше дури, и дело пошло куда веселее. Энерговооружённость у него на уровне УАЗа, если не хуже, учитывая лёгкость отечественного внедорожника.

Второй минус — очень короткий ход педали газа. На бездоре, где дозировать передаваемую на колёса мощь при помощи сцепления крайне не рекомендуется из-за того, что это сцепление очень легко спалить, возможность тонко работать газом очень важна. Оптимальным считается движение на трети открытия, обладая при том и запасом верхов, и пространством для маневра внизу. Это в теории. На практике из-за короткого хода ниже трети у Гелика почти сразу начинается положение «выкл».

По дороге на мероприятие взгляд наш зацепился на торчащую из придорожных деревьев перевёрнутую машину. Судя по длинному следу, начинающемуся с трассы и заканчивающемуся на опушке леса, водитель легковушки не справился с управлением, вылетел с дороги и, перевернувшись, врезался в насаждения. Под давлением совести мы решили остановиться и соскрести остатки находящихся внутри людей. К моменту, когда мы вернулись задним ходом назад, машину уже вернули на колёса, а среди копошащихся вокруг человечков оказались водитель и пассажир машины.

e7fe03es-960

Мужик и его женщина не просто родились в рубашке, они явно скупили всю одежду в небесном секонд-хэнде перед тем, как появиться на свет. Несмотря на то, что скорость была немаленькой, а машина получила многочисленные повреждения (заднюю стойку, например, сложило совсем), на них не было ни царапины. Более того, ни намёка на шоковое состояние.

17fe03es-480

Так как медицинская помощь пострадавшим не требовалась, мы предложили вытащить их ведро из кювета на обочину. Мужик с радостью согласился, но вопрос, где у него буксировочный крюк, поверг его в ступор. Он сказал, что никогда не забивал себе таким голову. Погуглив, я выяснил, что он должен идти в комплекте с домкратом — чехол с оным мужик нашёл неподалёку, но, осмотрев, промычал, что крюка там нет. Это сильно осложняло дело, потому что ни рамы, ни бампера, ни даже фаркопа у этой ошибки автопрома не было: решительно непонятно, за что вообще можно было вытянуть данный пластиковый автомобиль.

97fe03es-960

Применив смекалку, мы умудрились закрепить враспор разводной ключ и потянули раздолбанную Кию к дороге.

57fe03es-960

Здесь стоит сказать, что я очень впечатлился возможностям варновской лебёдки. Небольшой механизм тащил по заснеженному (глубиной до полуметра) полю тонну с гаком, при том практически волоком! Чтобы понимать, насколько это были недетские усилия — вот что под конец стало с разводным ключом.

77fe03es-960

На дорогу машину вытаскивали уже при помощи самого гелика. Для этого на несколько минут пришлось приостановить траффик на трассе. Повезло, что было утро субботы, движение было не очень интенсивным.

f7fe03es-960

Помогая собирать разбросанные пожитки, мы взяли в руки чехол от домкрата, из которого выпал… буксировочный крюк.

ffe03es-480

Горе-водитель прокомментировал это следующим образом: «О \НИЧЕГО СЕБЕ\ прикол, а он оказывается был, ха». Только спешка на мероприятие спасла его от принудительной установки найденного крюка в анус. Распрощавшись с бедолагами, мы двинулись дальше. Через некоторое время мы углубились в подмосковный лес и выехали на заполненную техникой поляну.

8ffe03es-960

Тачки были очень разные, от народной Нивы до подготовленной Тойоты, от довольно странно смотрящегося здесь Додж Рэма до Джипа Рэнглера. Гелендвагенов, считая нас, было всего два. Второй был свежее и мощнее, но менее приспособлен к внедорожным условиям.

ag103es-960

К слову, была там и пара мотоциклов, хоть и необычных — полноприводных. Часто видел их на выставках\ в интернетах, а тут появилась возможность потестировать аппараты в полевых условиях. Но обо всём по порядку.

Первая часть мероприятия была посвящена лекции Лёни Немодного, широко известного в узких кругах человека, участника огромного количества экстремальных экспедиций. Он делился с собравшимися опытом и нюансами езды по снегу и льду. Рассказ часто перемежался историями из личной практики, интересными фактами из эксплуатации экспедиционников и так далее. Узнал очень много нового — например, почему нужно открывать окна при форсировании рек и почему ночевать в дизельной машине на севере можно, а в бензиновой — не стоит. Лёня отличный рассказчик и крутой оффроудщик, у которого многому можно поучиться.

6g103es-960

Вторая часть состояла из практического занятия, и мы, наконец-то, смогли продемонстрировать все свои преимущества.

Отъехав от лагеря несколько метров, мы заприметили отличную заснеженную горку. Нетронутый белый покров явно намекал на то, что все остальные участники мероприятия замандражировали покорить безымянную высоту — этот подвиг идеально подходил для нашего матёрого гелендвагена.

eg103es-960

Без каких-то проблем мы вскарабкались на склон, горделиво возвысясь над лагерем. Это было началом очень серьёзной ошибки.

Поверив в собственную исключительность, мы решили, что нам нет преград, и рванули вперёд. Это было несколько не предусмотрительно, потому что горка заканчивалась припорошенным снегом болотцем, в которое мы и влетели на полном ходу.

Машина как-то сразу стала ниже и завалилась на правый бок. Салон наполнился чарующими запахами стоячей воды и кабаньих экскрементов.

bg103es-960

С учётом того, что с одной стороны колёса у нас висели в воздухе, а с другой — провалились в ад, пытаться выбраться было бесполезно. Поэтому с позором пришлось звать на помощь соратников. Из ледяного плена нас вытащил обладатель ядовито-зелёного Рэнга Митя, за что ему отдельное большое спасибо.

7g103es-960

Отделались легко: ушли в минус оба расширителя по правому борту. Задний вырвало из креплений, передний погнуло так, что краска отошла целым слоем (но пластик оказался крепким, оба вернулись в первоначальную форму — так что дело ограничится перекраской). Кроме того, оторвалось крепление накладки на бампер. С учётом того, что мы навалились почти тремя тоннами на льдину, могло быть куда хуже.

fg103es-480

80103es-480

Народ разбился на пары и отправился покорять окрестные просторы. Мы в пару, конечно же, выбрали нашего спасителя, которому потом разок тоже помогли выбраться.

480103es-960

Рэнг показал себя отлично. У него была не совсем подходящая резина, но в остальном он был ничуть не хуже Гелендвагена, а в разы более мощный мотор был огромным преимуществом. С места он словно подпрыгивал, рвался в сугробы!

Про впечатления от езды я уже написал сполна выше. Могу лишь добавить, что это было довольно весело. Вирус внедорожья я не подцепил, но опыт интересный и полезный.

Отдельная тема — езда на полноприводных мотиках. Она оставила двоякое впечатление. С одной стороны, огромные бублики гребут под себя очень мощно, преимущества от двух ведущих колёс чувствуется неиллюзорное. С другой стороны, полное отсутствие подвески, особенно передней, делает эту хреновину совершенно неуправляемой. Любая кочка (которую при том не видно под снегом) может отправить мотоцикл в совершенно неожиданное направление. В общем, конструкцию ещё явно нужно дорабатывать, но в целом направление интересное. Авторы девайсов собираются в скором времени отправиться на них чуть ли не на Кольский полуостров. Безумству храбрых поём мы славу!

c80103es-960

С наступлением темноты львиная доля участников осталась праздновать и шашлычить. Мы же были вынуждены покинуть честное сообщество и вернуться в город мастеров. Дорога назад была без приключений и проходила под глубокомысленные мужские разговоры о вечном. Но это уже за рамками моего рассказа.

280103es-480

Надеюсь, многобуковье моё не сильно утомило и, возможно, даже немного порадовало. Спасибо всем, кто осилил!

28.03.2023
Про АКПП