Не тот сибиряк, кто мороза не боится, а тот, кто тепло одевается. (народная сибирская поговорка).
автор: Лёня Немодный
Казалось бы, что может быть проще, чем зимняя одежда? Подавляющее большинство жителей нашей страны о том, что такое мороз и снегопады знает не понаслышке. Но теплая одежда для недолгих перемещений между жильём и работой это одно, а экипировка для дальних зимних путешествий – совсем другое. Всё потому что участникам таких поездок приходится проводить на морозе по много часов, часто без возможности обогреться или переодеться, при этом они вынуждены заниматься тяжелой физической работой по извлечению застрявшего автомобиля или ремонту оного. Именно поэтому к одежде и обуви предъявляются самые высокие требования.
Головной убор
Без шапки в сильные морозы никак. Требований к ней несколько: она должна быть теплой, непродуваемой, дышащей, легкой и небольшой. С теплотой всё и так ясно, второе требование вызвано сильными ветрами, гуляющими по тундрам Заполярья, «дышать» материал должен для того, чтобы во время физических нагрузок обеспечивать хороший теплоотвод, по тем же причинам шапка должна быть легкой.
Компактность необходима для того, чтобы на шапку можно было надеть налобный фонарик и при необходимости накинуть капюшон. Легко понять, что одни характеристики противоречат другим, посему головных уборов под разные задачи должно быть несколько. Для того чтобы «плясать» вокруг машины с тросами и лопатами одна, для длительного бездействия на морозе другая.
Обычно используют теплую, большую ушанку и легкую флисовую шапочку, вторую как правило комбинируют с накинутым на голову капюшоном куртки. Так же не лишним будет маска или полумаска на лицо, для защиты от шквального ветра и несомых им мельчайших кристаллов льда и жесткого снега. Дополнительно можно использовать горнолыжные очки для защиты глаз.
Верхняя одежда
Курток, так же как и шапок, должно быть несколько, но у всех них есть общий элемент – наличие капюшона, желательно с меховой оторочкой защищающей от ветра и снега. Так же одежда должна полностью закрывать спину, включая «филейную часть».
Для активных действий больше годятся легкие и теплые пуховики и мембранно-флисовые куртки, для вечернего чаепития на морозе отлично подойдет непродуваемая массивная куртка предназначенная для низких температур длиной до колен и с объемным капюшоном.
Очень важно, чтобы верхняя одежда имела мягкий тканевый, флисовый или меховой ворот. Тогда вы сможете застегивать её под горло, без угрозы натереть шею и подбородок грубым материалом, а так же избежите локальных обморожений из-за контакта холодного синтетического материала с кожей.
Штаны
Лучше одевать две пары – одни поверх других. Вниз термобелье или легкие флисовые штаны, рейтузы. Сверху непромокаемый и не продуваемый полукомбинезон.
Он надежно защитит от холода и ветра вашу поясницу, когда вы будете приседать, нагибаться и выполнять прочие акробатические этюды в глубоком снегу с лопатой и домкратом. Так же в таком полукомбинезоне и одетой поверх него куртке можно без вреда для здоровья долгое время лежать на снегу под машиной с гаечнымиключами в руках. Кстати, о руках.
Перчатки
И снова потребуется два комплекта – легкие флисовые или синтетические перчатки для мелкой моторики и объемные теплые рукавицы желательно меховые внутри и прочные снаружи, такого размера, чтобы в них руки помещались в упомянутых выше легких перчатках, ибо переодевать одни на другие на морозе процедура не из приятных, особенно если её приходится повторять с завидным постоянством.
Обувь
Здесь отойдем от уже привычного дуализма, потому что типов обуви должно быть как минимум три. Высокие ботинки, непромокаемые утепленные бахилы и легкая и просторная теплая высокая обувь. Заполярье, оно наступает не сразу, до него еще как-то доехать надо, а это многие часы за рулем. Опять же, иногда на пути попадаются города с гостиницами, музеями и кафе, куда вваливаться в унтах или валенках не комильфо. Для выше указанных целей вполне подойдут обычные высокие зимние ботинки.
Но для Крайнего Севера они не годятся. Даже если на коробке было написано «до -50 градусов». Потому что вся такая обувь рассчитана на активность. То есть пока вы бегаете или быстро ходите, ноге не холодно, но стоит вам остановиться - начинаются проблемы. Автор знает о чем говорит, так как много лет назад в дорогущих супер-пупер-северных ботинках отморозил палец на ноге пока в -50 стоял у машины и чинил дверной замок. Посему как только начались настоящие холода сразу переобуваемся.
Для того чтобы вести машину нужна высокая теплая обувь с незакрепощенным голеностопом. Я лично из всего многообразия выбираю монгольские унты. Они выгодно отличаются от классических советских летных наличием рифленой подошвы, которая не скользит на утоптанном снегу и не меховым, но кожаным сапогом снаружи, на который не налипает снег. Так же вполне годятся любые утепленные сапоги из ЭВА с войлочным чулком или аналогичные бахилы.
Как правило, заявленные характеристики по пригодности использования при низких температурах у такой обуви не расходятся с реальностью. Главное на что следует обратить внимание при выборе – ширина обуви. Подошва должна помещаться на одной педали и не захватывать соседние, иначе при управлении автомобилем могут возникнуть определенные трудности.
Для вечернего фуршетного стояния около машин и долгого бездействия на морозе отлично годятся валенки. В них нога хорошо отдыхает, это особенно актуально, когда по несколько дней нет возможности надолго снять обувь. Главные условия при выборе валенок – они должны быть ручной валки и из стопороцентной шерсти. Таким требованиям сейчас, увы, отвечает только продукция кустарей. Еще один важный момент – валенок носят на босу ногу.
ВАЖНО: Не в коем случае не стоит отправляться в зимнее путешествие в новой еще не проверенной в деле одежде и обуви. После покупки сначала испытайте новую экипировку в короткой поездке на день-два, и только убедившись в том, что она достаточно удобна и тепла берите её в дальнее зимнее путешествие.