Маленький солдат

Сказ о том, как Toyota RAV4 превратили в знатного проходимца.

текст: Владимир Романов
фото: Лёня Немодный

Существует определенная категория джиперов, для которых доработка автомобиля это настолько увлекательный процесс, что на выездах они появляются 4-5 раз за год, а остальное время проводят в гаражных боксах в доводке любимого внедорожника до «предкотлетного» состояния.

bb6a6358

Так сложилось, что к участию во внедорожных соревнованиях у меня нет интереса и на передний план вышел туризм и поисковая деятельность, так как состою в ПОО имени М.П. Краснопивцева. У нас очень много мест боев Великой Отечественной Войны куда ведут только фронтовые дороги и направления, до которых может быть до 200 км асфальтового покрытия и лишь потом бездорожье. Автомобиль в данном случае является инструментом и помощником в этом правильном деле.

После опыта владения тяжелым внедорожником пришло понимание, что решающим аргументом на бездорожье помимо «зубастых шин» и лифта подвески является вес автомобиля.

Это послужило причиной сразу отсечь все авто весом более 1400 кг, а так же отечественного производства. А что в сухом остатке?

bb6a6324

Suzuki Jimny/Vitara, Pajero Mini/Junior/Pinin, Kia Retona/Spotage. Джимни конечно идеальный вариант проходимца – этакий квадрик на мостах с крышей и печкой. Но размеры японских key car сильно ограничены в ширину, а ездить хочется не в «пол оборта». Pinin из-за GDI двигателя сразу отпугивает, а с классическим двигателем найти не просто. На «корейцах» уже накатался, поэтому хотелось попробовать «японца». Хотелось леворульное авто, при наличии праворульного варианта. Это открывает доступ к качественным и недорогим контрактным запчастям из страны «восходящего солнца».

Тойота в этом классе представлена RAV4, но рамы и понижающей передачи нет. Однако первое и второе поколение имеет честный «full time» с блокировкой межосевого дифференциала. Смотрим вес – 1190кг, мощность двигателя 129 л.с.! Авто для туризма это большие пробеги по асфальту, и не большие пробеги по умеренному бездорожью. Нужна ли рама и понижайка в туризме если кузов жестский короткобазный, а двигатель обладает приличным запасом мощности?

bb6a6311

Начал искать в интернете информацию про этот автомобиль. Первым источником была Википедия. Читаю основные «болезни» первого поколения: течь верхнего сальника рулевой рейки через 120—150 тыс. пробега (замена сальника), сквозная коррозия горловины топливного бака через 100 тыс. пробега (замена), течь переднего и заднего сальника коленвала через 100 тыс. пробега (замена одним блоком ГРМ, помпа, оба сальника, сцепление с корзиной), ненадежный насос охлаждающей жидкости (помпа) (замена через 100 тыс. км, при максимальных нагрузках может потечь и раньше), подушки редуктора (замена каждые 150 тыс.)...»

Т.е. авторы считают основными болезнями течи сальников через 120-150 тыс. пробега?! В отечественном автомобиле к таким пробегам кроме кузова врядли что-то еще остается не замененным.

Конструктивно автомобиль оказался простым, что обеспечило определенную надежность. Ведь чем меньше узлов, тем меньше верятность поломки одного из них.

В корпусе МКПП располагется передняя ось и межколесный дифференциал с пневмоблокировкой, от фланца КПП идет карданный вал со ШРУСовыми соединениями и одним подвесным подшипником непосредственно на заднюю ось. Таким образом отсутствует раздаточная коробка как отдельный узел, который помимо всего прочего «съедает» клиренс.

Стоимость обслуживания по замене жидкостей в трансмиссии существенно снижается, ведь нужно менять масло только в заднем редукторе и КПП.

bb6a6269

Двигатель 3SFE очень распространен в Тойотовском модельном ряду. Не боится перегревов, маслянного голодания, при обрыве ГРМ клапана не гнет. При реальном расходе 10 л по трассе одного бака хватает на 600 км пробега. Отличный доступ к навесному оборудованию. Удивительно, но уже штатно генератор расположен максимально высоко – мелочь, а приятно!

bb6a6287

Начался поиск подходящего экземпляра. Критерии: АКПП, желательно левый руль и люки. И как это обычно бывает, вечером какого-то обычно вторника мне попадается битый RAV4 с МКПП в соседней области за умеренную стоимость. Беру деньги, отпрашиваюсь с работы и лечу на заветный адрес. Откопав автомобиль из сугроба осматриваю кузов. Вполне себе ничего, зазоры на месте, двигатель в гараже в углу. В салоне сработавшая подушка безопасности (и это в авто 1995 года выпуска!). Как пояснил владелец, он хотел его восстановить, но за пол года так и не нашел времени им заняться. Документы проверили, все в порядке, решено – беру! Грузим на эвакуатор и везем в гараж.

После приобретения всех необходимых запчастей для кузовного ремонта отдаю авто специалисту на жестянку.

Так как все малярно-мовильные работы доверяю делать только самому себе, то через неделю забираю разноцветный автомобиль. Проверяю все функциональные размеры – все в допуске! Грузим на эвакуатор и везем в бокс на покраску.

Идея покрасить в цвет хаки мне пришла опять же случайно, когда на глаза попался армейский вариант Туарега. Ну почему ни сделать армейский вариант RAV4? Разбираю салон, подготовка и покраска кузова в цвет «хаки» полимерным покрытием Раптор, которое дает красивую матовую текстуру и не царапается ветками в лесу.

bb6a6289

Отвожу двигатель проверенному мотористу, который сразу меняет сцепление в сборе, все сальники, ремни и все что необходимо, о чем можно забыть на 120-150 тыс. км. После покраски авто снова на эвакуатор и уже к себе в гараж. Антикор полостей, шумоизоляция, подварка в требуемых местах, герметики, замена лобового стекла, полная ревизия проводки. И вот добрались до самого интересного: превращение паркетника в туриста. Вот тут нужно постараться усилить достоинства автомобиля нивелируя недостатки. Преимуществом разрезных мостов является приличный клиренс. Поэтому делаем лифт подвески. Спереди: проставки 25 мм между чашкой и стойкой, пружины здание от MPS – они по диаметру витка совпадают со штатными, но количество и толщина витков больше. Сзади ставим усиленные пружины KYB от «Нивы». Касательно амортизаторов примаю решение сначала доездить на штатных, а потом установить увеличенного хода, поэтому снизу привариваю еще одни «уши» для увеличения хода. Скажу откровенно, правильнее было бы увеличивать ход сверху: точка сжатия пружин смещается ниже и колеса увеличенного диаметра при максимально сжатых пружинах не будут касаться арок.

bb6a6283

Так как отсутствует понижающий ряд, то большим диаметром колес увлекаться не стал. Штатные колеса имеют размер 215/70/16. Ставим следующий типоразмер 225/75/16. Арки пришлось изнутри расширить чтобы колеса не терли подкрылки в поворотах. Выбрал шины Hankook RT03 MT, которые зарекомендовали себя отличной

bb6a6256

проходимостью на снегу и мягком грунте при давлении 0,1-0,3 атм. К тому же очень комфортны на трассе. Под данный размер шин были выбраны кованные диски Mickey Thompson Delta в размере 16x8, ET 0. Вес одного диска всего 10 кг.

Реактивная тяга была удалена для обеспечения не плохой артикуляции подвески на бездорожье. Необходимости иных изменений в подвеске нет. В итоге замеры клиренса по защитой показали 29 см спереди, и 30см под задней осью. Чтож, отличный результат!

bb6a6361

Долго и мучительно определялся с лебедкой. В итоге остановился на Стократ ATV4000Lb, а для перестраховки был приобретен блок. Площадку изготовил из толстостенной профильной трубы, и установил на таком уровне, чтобы лебедка была скрыта в бампере. Это сразу же обязало укоротить стальной трос в два раза. Блок соленоидов расположился высоко под капотом. В целом конструкция вышла легкой, но с запасом прочности.

bb6a6247

Багажник при 4-х местном варианте совсем маленький, но для сумки с компрессором, кофра с аптечкой и такелажем хватает. А на 3-й двери расположились в креплениях самохватах топор, лопата и фонарь.

bb6a6263

Что за туристический авто без экспедиционного багажника? Установил видавшую виды трофейную алюминиевую корзину на опоры «атлант». Может показаться что высоковато, но это позволяет открывать люки в режим вентиляции. А, чтобы снимать люки пришлось удалить две средние перемычки. Функционал не пострадал.

bb6a6251

Под багажник был спрятан диодный свет фронтальный 120 Вт и тыльный 40 Вт. Это позволило не бояться повредить лайтбар при проезде лесных дорог с нависшими ветками. При необходимости можно снять корзину разъединив разъем проводки. Включение осуществляется тумблерами вертолетного типа по центру консоли.

bb6a6261

Шноркель является страховочным атрибутом. Это не означает, что теперь можно нырять по самую крышу. Как минимум, трамблер этого не простит. Часто бывает, что машина «ловит» гидроудар в самой безобидной луже. Поэтому лучше потратить на этот девайс символическую сумму в сравнении с капремонтом двигателя. Шноркель на RAV4, наверное, существует в природе, но в России такой не найти. Пришлось прибегнуть к мировому опыту и на международном форуме RAV4 (а есть и такой) нашел у одного англичанина Рав с прекрасно вписавшимся шноркелем от TLC Prado 90 для 1KZ ( пусть хоть что-то будет от легендарного мотора). Доработав корпус воздушного фильтра смонтировал шноркель, предварительно спилив 6 см трубы сверху, чтобы он не казался перископом и изготовив иную пластину для крепления к стойке.

bb6a6249

От запасного колеса отказался просто по опыту эксплуатации МТ шин. Да и возить нештатное колесо на двери багажника обязательно приведет к её провисанию. Конечно запаска нужна при дальних путешествиях, а в пределах области у меня есть друзья которые в случае необходимости её привезут.

Решил установить CВ-рацию, но не хотелось ставить антенну на крышу, чтобы потом весело побрякивать ею в лесу по веткам, а еще хотелось дополнительную канистру снаружи. Во-первых все тот же армейский антураж. Во-вторых в салоне не будет запаха бензина. В-третьих каждый литр объема багажника на счету. Установил антенну на каркасе крепления канистры, чтобы не выступала выше экспедиционного багажника, а саму канистру зафиксировал снаружи 3-й двери. Рация разместилась в нише вместо полочки, а тангента под рулем. Никаких лишних проводов и все под рукой. Вместо родных передних сидений установил от TaGAZ Tager – они имеют широкие и высокие подушку со спинкой, что очень удобно в дальних поездках. Сверху одел грязещитные чехлы.

bb6a6273

Обычно езжу с напарником, а задние сиденья складываю. Этого пространства вполне хватает для скарба двух человек, поэтому экспедиционный багажник практически всегда пуст.

В первый же выезд после установки двигателя отправились в суровые леса Смоленской области, где пришлось преодолевать лесовозные колеи и целину – эдакая разведка боем. Машина, не смотря на все трудности, успешно справилась с этой задачей, оставив поле для дальнейших доработок.

bb6a6379

В дальнейших планах установить задний редуктор с блокировкой Torsen от Toyota Celica GTFour и задние дисковые тормоза от Toyota Ipsum (ох уж эта тойотовская унификация). Изготовить защиту бензобака, усиленные регулируемые поперечные тяги заднего редуктора и выносную штангу дополнительного света. Но это уже долгими зимними вечерами. А пока сезон не закрыт, мой маленький солдат в поисковых экспедициях помогает устанавливать имена героев, благодаря которым День Великой Победы все-таки наступил.