Зимняя Чухлома 2016

Отчёт о Новогодней поездке по чухломским лесам.

автор: Белый медведь

В декабре прошлого года мы с друзьями-единомышленниками начали активно думать насчет интересного проведения январских праздников. Ведь сидеть дома с рюмочкой чая и телевизором 10 дней, пускай даже в кругу близких и родных — скучно. Хочется на волю, в пампасы!
И в качестве этих самых пампасов были выбраны леса Костромской губернии, легендарный край Ивана Сусанина и Полной Чухломы.
Как обычно, кристаллизация замысла началась с двух экипажей — Чёрного Тигра и Чёрной Шнивы (мой друг, коллега и иногда штурман Дмитрий Ш.), а затем к нам присоединился еще Женя (KrasnyDrakon) — в общем, актив Ступинского филиала Немодного клуба. В процессе празднования Джиперского Нового Года (www.drive2.ru/b/2594442/) идея заинтересовала еще одного участника — Андрея Malino1, и в итоге команда получилась следующая:
1. Чёрный Тигр (32", лифт подвески, лебёдка)
2. Чёрная Шнива (29", сток)
3. Красный Дракон (30", лебедка)
4. Pajero IV (32", лифт подвески)

Женя даже сделал фирменную наклейку:

817afbas-960

Дорога в Чухломской край и первая ночевка.

Утром 2 января 3-мя машинами выдвинулись от Москвы, а Дима выехал из Кинешмы (это его историческая родина, поэтому он там оказался еще раньше).
Темнеет рано, Галич увидели весь в огоньках, что довольно красиво.

2ec9dbas-960
Огни вечернего Галича

Подъезжая к месту встречи, на лесной дорожке увидели какого-то мужика с топором. При ближайшем рассмотрении им оказался Дима, вышедший нам навстречу. Он приехал раньше, выбрал подходящую полянку для лагеря, и успел засадить Шниву посреди поля в колее. Быстренько вытащив Димин авто, мы приступили к любимому вечернему занятию всех внедорожных автопутешественников — поеданию шашлыка под кружечку самогона и неспешную беседу у костра 🙂

8b3afbas-960

Да, кстати, в этот вечер мой топорик сломал Евгений Красный Дракон в попытке разрубить обледеневшее бревно. Светлая ему память (в смысле — топорику 🙂

927afbas-960
Утро

Эгегейский офф-роуд.

3 января можно смело назвать "днем слабоумия и отваги". В этот день у нас был амбициозный план доехать до заброшенной деревни Бушнево, а затем на север в Чухлому.
К Бушнево есть "короткая" дорога, обозначенная красным на карте Полной Чухломы 2011, которую нам любезно предоставил Лёха77 (красный цвет на языке ПЧ означает "эгегейский офф-роуд, лебедка обязательна"). Т.к. снега было всего по колено, мороз -20-25, мы решили, что эта дорога уже не будет "красной".

c6fbas-960
Нам — туда

Люди тут не ходят, только лоси.

d1a9fbas-960

Поначалу двигались бодро, но вскоре Чухлома показала свое коварство. Под толстым слоем снега лед в колеях, болотцах, ручьях не промерз как следует, и мы стали проваливаться и садиться на брюхо.
Тигр шел первым, вскрывая все "сюрпризы" под снегом, давая следующим машинам возможность попробовать объехать засадное место, что впрочем, удавалось далеко не всегда.

df26fbas-960
Очередной сюрприз Чухломы

Т.к. лебедки были только у двух машин, двигались медленно, иногда приходилось разворачиваться и протягивать дружеский трос помощи товарищам.

eeb6fbas-960
Пригодились даже сэнд траки, которые я взял просто на всякий случай

Чем дальше в лес, тем ямы становились глубже, и попадались чаще.

3516fbas-960

Тем временем стемнело, и вечер окончательно перестал быть томным. Устав от борьбы со снежно-грязно-ледяной кашей, мы остановились на ночевку прямо на просеке, так как большого трафика на этой "дороге" не предвиделось 🙂 За световой день было пройдено около 8км.
На следующее утро, бодрые и полные сил, мы планировали выехать пораньше и победить эту дорогу, доехав до Бушнево.
И тут же убедились в истинности высказывания: "Если хочешь рассмешить Бога — расскажи ему о своих планах". У Шнивы и Паджеро намертво примерзли колеса (тормоза), и они не могли тронуться. Следующие 2 часа ушли на филигранное художественное отбивание льда с дисков и колодок, с периодическим прогреванием газовой горелкой.

5136fbas-960

18f6fbas-960
Глиняно-ледяной слепок суппорта Паджеро

Тагерам повезло больше, со звуком "хрусь-чпоньк" они все же смогли начать движение. Но мне тоже хватило развлекаловки с разматыванием замерзшего и обледеневшего синтетического троса.
Все эти развлечения заметно поубавили наш боевой задор, к тому же Красному Дракону нужно было уезжать вечером этого дня домой. Поэтому мы решили по своим следам вернуться в исходную точку и поискать более легкую дорогу в Бушнево, тем более что на некоторых картах таковая была. Обратные 8 км прошли всего за пару часов и вышли на укатанный зимний грейдер.

208efbas-960

Видео снимали немного, вот то что есть:

Бушнево.

Попрощавшись с Драконом, поехали разведывать новую дорогу. Она действительно оказалась свежей, недавно проложенной трактором с помощью вот такого приспособления из гусеницы и троса:

1b8efbas-960

Судя по всему, дорога была сделана для лесовозов (позже мы встретили парочку). Она привела нас до начала заброшенной деревни, и до храмов мы ехали по целине всего 500 м. Эти церкви (хотя более уместно назвать их соборами, учитывая размеры) очень впечатляют, не зря мы так рвались сюда. Я не великий специалист, но видал много православных храмов, и подобного архитектурного стиля не встречал.

a3cefbas-960

402efbas-960

Внутри есть уцелевшие фрагменты фресок и цветные витражи.

d2efbas-960

8b2efbas-960

Рядом с храмами стоит обелиск в память бойцов, павших в Великой Войне, несколько выбивающийся из окружающего пейзажа.

e6aefbas-960

В Бушнево мы встретили группу ребят на квадрике, как оказалось — из Костромы. Они рассказали, что есть дорога на север, которая после пары километров "хардкора" переходит в лесной "хайвей", ведущий в конечном итоге в Чухлому, также выразили уверенность, что этот "хардкор" мы проедем (хотя они его проехали на квадре, оставив Ниву в точке начала более хорошей дороги). Ну что ж, надо разведать!
Поначалу дорога была вполне приличной, всего лишь один раз засел Паджерик. Но по мере наступления темноты (да-да, это ведь традиция) дорога стала превращаться в такой же "эгегейский офф-роуд", что и вчера. Решив не наступать на грабли дважды, мы развернулись и поехали обратно на лесовозный грейдер, решив двигаться на запад в сторону деревни Курьяново, откуда можно доехать в Чухлому по асфальту.

Танцы со Шнивой.

Ха! Вечерние приключения только начинались, нас ждали новые грабли 🙂
Дима неожиданно сообщил, что у Шнивы не работают тормоза, от слова "совсем", педаль просто мягко проваливается в пол. Доехав до развилки, где лежало приспособление для прокладки лесных дорог, решили на этой более-менее ровной площадке провести экспресс-диагностику тормозной системы. И вот, в самый разгар этой диагностики я отошел к своей машине за каким-то инструментом, а когда вернулся, Дима сообщил, что есть "еще одна маленькая проблема" — двери заблокировались, а ключи остались в замке зажигания. Классика жанра! (Кстати, я запасные ключи от Тигра отдал Дмитрию, на всякий случай, он к сожалению не последовал моему примеру).
Минут 40 ушло на попытки открыть авто с помощью проволоки и прочих вспомогательных приспособлений, увы, без успеха. После этого хозяин машины решил — пора бить, в смысле не морды, а стекло. Жертвой было выбрано заднее правое окно, его заклеили скотчем полностью, кроме уголка, и приступили к операции. Вот тут мой молоток и сломался пополам, не выдержав столкновения со стеклом Шнивы. "Made in China, сделано случайно" или торжество российских технологий над китайскими поделками, может, стекло бронированное было? 🙂
Тем не менее, дырку в стекле пробили топором Андрея (отечественного производства) и открыли дверь.

4e71fbas-960
Фото раненой Шнивы, сделанное на следующий день. Очень не хватает нашей клубной наклейки про слабоумие и отвагу 🙂

Ура! "Маленька проблема" решена, оставалось "всего лишь" решить вопрос с тормозами.
Оказалось, что сдох тормозной цилиндр сзади в левом барабане, возможно, повредило льдом, в общем тормозная жидкость активно текла именно оттуда. Т.к. запасного цилиндра не было, Дима обрезал тормозную трубку, и заглушил конец. После этого долили тормозухи — и вуаля, лучше 3 тормозящих колеса, чем ни одного!
Стоит ли говорить, что все это действо происходило уже после наступления темноты 🙂
Кстати, за все это время мимо пару раз проезжали лесовозы, интересовались, что происходит, не нужна ли помощь. Хорошие люди, добрые.
И еще одна небольшая потеря настигла меня в этот вечер. Пока бегали вокруг Шнивы, я выставил из багажника ящик с продуктами и малый сундучок с инструментом, чтобы иметь удобный доступ к ящику с запчастями. А потом решил прокатиться вперед-назад, дабы предотвратить замерзание тормозов. Ну и прокатился, до характерного звука "хрусь". Выйдя из машины, увидел сзади останки ящиков и разбросанные по снегу продукты и инструменты…

Дальнейшая дорога в этот вечер не была особенно примечательна, кроме того, что по асфальту от Курьяново до Чухломы (около 30 км) мы двигались со скоростью не более 50 км — больше не позволяли диски, оттюнингованные толстым слоем льда.

bdc9fbas-960

В итоге лагерь разбили около 10 вечера недалеко от заброшенной деревни Матьково, усталые, но довольные.

Последнее утро.

Последнее утро встретило нас солнцем, легким морозцем около -15 и сказочным лесом вокруг.

f999fbas-960

8e59fbas-960
Снежный Чёрный Тигр

Поскольку в этот день предстояла обратная дорога, то мы решили по-легкому прокатиться до Асташово, осмотреть один из знаменитых теремов, а затем лечь на курс домой.

Асташово.

В Асташово ведет довольно укатанная грунтовка, ехать по ней зимой — одно удовольствие, особенно если светит солнышко. Терем — просто прекрасен, он был построен зажиточным костромским крестьянином Мартьяном Сазоновым для своей молодой жены Елизаветы в конце XIXв. (любознательные читатели могут подробнее ознакомиться с историей этого деревянного дворца и его восстановления тут: kostroma.rusplt.ru/index/…yaetsya-vremya-19789.html).

7e05fbas-960

6505fbas-960
Решил я вставить хоть одну свою фоточку в отчет 🙂

Управляющий Юрий Баженов всего за 100р провел нам отличную экскурсию по этому скромному 5-этажному домику крестьянина. Внутри полным ходом идут реставрационные работы, причем с максимальным использованием технологий и материалов того времени.

d785fbas-960


f145fbas-960
Более темные доски — оригинал XIX в.

Команда реставраторов также собирает по заброшенным деревням интересные экспонаты старинной мебели и предметов интерьера для музея.

b9c5fbas-960
Комодик

8dc5fbas-960
Вот такие украшения на комодике

27c5fbas-960
Цветные витражи

f3c5fbas-960
Фрагмент оригинального украшения крыши

b625fbas-960
Вот так выглядит новая крыша

c1a5fbas-960
Вид на наши машинки с верхнего этажа терема

К слову сказать, Чухлома так популярна в среде внедорожных путешественников, что недалеко от терема мы увидели железных коней наших духовных собратьев, правда, пообщаться с владельцами не удалось — они уехали, пока мы гуляли внутри:

44d5fbas-960

На обратном пути из Асташово остановились, чтобы сфотографировать заброшенную церковь в соседней деревне Фалелеево (тут даже живет несколько человек, и мы были облаяны огромной местной дворнягой).

a8e5fbas-960

А когда проезжали через Петровское, Дима обратил наше внимание на прекрасные образцы деревянного оконно-украшательского творчества:

2ee5fbas-960

22e5fbas-960

Домой!

Вот и настала пора возвращаться домой. Однако прежде предстояло найти в Чухломе мойку, чтобы попытаться хоть как-то смыть лёд и накачать колеса — не ехать же 600 км на "ледяных" дисках и шинах с давлением 0.9 атм.
После перекрестного опроса местного населения мы нашли мойку, первым пошел Паджеро Андрея. Параллельно мы попрощались с Димой, который стартанул обратно в Кинешму, решив что он и так тихонечко доедет свои 200 км.
Процесс мойки сильно затянулся (минут на 40), после чего тетенька-мойщица заявила, что она устала, промокла и "ваще". В общем, Паджеру она закончит, но мыть колеса Тигра наотрез отказалась за любые деньги, и мне пришлось ехать в Галич (около 60 км).
В Галиче я быстро нашел мойку, где добрые женщины без лишних вопросов стали смывать лед с колес. И тут ледяное коварство Чухломы настигло меня снова. Мойщица позвала меня и со словами: "у вас тут это… с колесом что-то не так…" — предъявила мне здоровенный кусок льда с торчащим из него обломком соска. Эта ледышка отвалилась от диска, попутно обломав сосок на переднем правом колесе.
Ну что, порадовавшись, что как раз накануне установил силовые пороги, достал хай-джек, и быстренько поставил запаску (правда, она у меня MT). Тут как раз меня нагнал Андрей после чухломской мойки.
Решили, заедем по дороге на какой-нибудь шиномонтаж, починим сосок и махнем колесо обратно. Но в итоге я так и доехал до дома на трёх зимних шинах и на одном MT 🙂
Дорога домой прошла без приключений, ехали спокойно, 80-90, т.к. ночь, снег, плохая видимость. Забавно было наблюдать некоторые шустрые машины обгоняющие на по 3 раза 🙂
С Андреем расстались на юге МКАД, и в 3:30 6 января я уже был в Ступино.

Итоги и выводы.

Длительность: 2 января 8:00 — 6 января 3:30.
Общий пробег: 1425км, из них 190км вне асфальта.

f303fbas-960
Трек с комментариями

1. Все вернулись домой благополучно своим ходом, почти без потерь.
2. Все участники команды во всех ситуациях были спокойны и действовали четко и слаженно.
3. Поездка всем понравилась!
4. Получено огромное количество положительных эмоций.
5. В Чухлому нужно ехать на неделю, пары дней нам явно не хватило.
6. В Чухлому нужно ехать еще, и не раз.

Напоследок приведу цитату одного из участников поездки:
"По итогам поездки у нас сильно обогатилась копилка опыта, в следующий раз я такого трепетного волнения, когда стоишь вечером на морозе перед закрытой машиной без тормозов, боюсь, уже не испытаю. Первый раз — это выбор, второй — привычка." :-))

И еще несколько фоток в качестве бонуса:

39ddfbas-960

60ddfbas-960

f65dfbas-960

28.03.2023
Про АКПП