Рассказ о нашей тренировочной зимней поездке совместно с мотоциклистами.
Бойтесь встреч в пути. Ибо вы можете наткнуться на какого-нибудь странного человека. К примеру, на старого армяна… на мотоцикле… зимой… под Воркутой. И что дальше? Естественно вы становитесь добрыми приятелями, потому что неадекваты и местами отмороженные путешественники притягиваются друг к другу как буйно помешанные магниты. И вот вы уже планируете совместные поездки, а чуть погодя едете скатываться на Кольский полуостров и, естественно, зимой.
Мы пошли сразу в Титовку, а Саша Вард поехал в Питер, ему нужно было забрать там одного очень важного участника нашей экспедиции. Но об этом позже. А сейчас о нас. Мы выехали рано утром третьего числа. Первая долгая остановка в Ярославле. Закупаемся продуктами и грузим их в холодильники на загривках наших железных коней.
Потом обед и ужин в лукойловских «Баранках» под Грязовцем и Липиным бором. Затем перевязка мотоцикла, пытавшегося сбежать с прицепа. Короткий сон на ТНК под Беломорском. И вот мы в Титовке. Где на базе нас ждет праздничный ужин в честь дня рождения Жени Кимыча, а так же сам Кимыч, Лёха77, Вард и Гена Насыров. Все равномерно голодные (без нас за стол не садились) и слегка выпившие (пить можно и стоя).
Мотоциклы сняли с прицепов и затащили сюда же в столовую. Дабы они за ночь отогрелись и утром завелись. На улице мороз, а у нас тепло и вкусно. Уже в ночи приезжает Эврик, еще один мотоциклист из Мурманска на боевом «Урале» с приводом на коляску.
Утро. Готовимся к выезду. Вард передает нам игрушечную коровку. Именно за ней он заезжал в Питер. Она принадлежит маленькой девочке Лейле, которая была смертельно больна, но потом благодаря сложной операции и самоотверженной помощи старшего брата она пошла на поправку. Это её счастливая коровка, она уже не раз путешествовала с Вардом на его мотоцикле, а потом пропитанная дорожной пылью возвращалась к хозяйке, принимала ванну и занимала своё место среди других игрушек. В эту поездку коровка отправляется оседлав шноркель нашего «Лосося».
Спускаем колеса прямо около базы, до бездорожья считанные километры. Выдвигаемся. На подъезде к Пьяному ручью встречаем московский «паджерик». Ребята прочитали о нашей поездке и решили тоже прокатиться в этом направлении. С нашего разрешения они присоединяются к колонне.
Начинаем ползти вверх, дорога заканчивается. Снег и переметы. Машины идут плохо, прогрелась и набрала давление резина. Травимся еще раз, теперь до 0,5. Машины идут лучше. Впереди Кимыч, его автоматическая трансмиссия как нельзя лучше годится для «топтания» снега, за ним мы с Витом на подстраховке. Следом два мотоцикла, затем «спорты» Бронемишки и Сантьяги, для обоих это дебютная поездка в зимнее Заполярье. Паджерик и Урал попрощавшись с нами уезжают обратно в направлении цивилизации, а у нас начинается настоящая работа. Дорога все круче забирает вверх.
Темнеет. Поднимается ветерок. Дорога полностью скрывается под переметами. Начинаем валиться.
Принимаем решение пустить вперед штурманов с лопатами. Надо выровнять дорогу, иначе так и будем «ловить диагонали». Ребята копают, мы топчем. И как-то незаметно выкатываемся на седло перевала к кресту.
Здесь уже метет не по-детски, быстро занося снегом наши следы. Идем вниз, впереди Средний. На очередной складке машина Кимыча замирает. Лебедим на ровное, приступаем к осмотру. Передний мост не работает, из него торчит покореженный шрус с высыпавшимися шариками. Приехали, блин…
До Рыбачего уже подать рукой. Впереди затяжной перемёт на спуске и подъем в конце Среднего, но для нас они вполне преодолимы, точнее были преодолимы пока «сотка» не стала моноприводом. Как ни жаль, но принимаем решение прекратить продвижение и возвращаться. Спуститься мы сможем и так, но вот забраться обратно будет весьма проблематично. К тому же наша восьмидесятка без равнозначного по характеристикам второго внедорожника не сможет полноценно тропить дорогу. «Спорты» слишком легкие и не в состоянии идти с нами «цугом». Пока ведем дебаты, мотоциклисты вырывают себе небольшую снежную нору и прячутся в ней от ветра.
Итак, разворачиваемся. Последовательность обратная, первыми идут «спорты», за ними наши моноприводные соратники, в хвосте мы «лососем» тащим «сотку». Несколько сотен метров, пройденных вниз за пару десятков минут в обратную сторону занимают больше часа. Но мы все же выбираемся наверх и приступаем к спуску.
Под горку дело идет веселее. И единственным небольшим приключением становится вытаскивание обратно на дорогу сползающего к обрыву Бронемишки.
Ночь застает нас уже на Пьяном ручье, где мы разбиваем лагерь и ужинаем в беседке под разгоревшимся северным сиянием.
Утром Кимыч уходит на Питер чиниться. Мы прощаемся с Вардом и Геной, предварительно заведя обе их легковушки, отказавшиеся самостоятельно это делать на тридцатиградусном морозе. Мчим в Мурманск, чтобы успеть посетить музей на атомном ледоколе Ленин. Но, увы, все же опаздываем. Посему принимаем решение переночевать в Мурманске в гостинице, тем более что как раз середина путешествия, пора бы и помыться, и пустить слезу умиления, сидя на теплом унитазе из под которого не дует холодный ветер и не летит снег.
Наш с Витом номер выбирается в качестве кают-компании, на стальном подносе шкворчит газовая горелка, в кастрюльке булькают калмыкские пельмешки (спасибо Варду за подгон, пельмени очень вкусные). Коллектив ведет неспешные беседы, по мере снижения уровня в бутылке с немодновкой беседы становятся всё громче и веселее. Затем постепенно энергетика банкета начинает идти на спад, а потом вдруг раз, и утро, я тру глаза, лёжа в постели и глядя на Вита, который на соседней койке занят тем же. В общем, примерно как всегда.
У гостиницы стоят наши машинки. Ночью было -40, сейчас -35. «Вебаста» Лосося отказывается включаться. Эта гадина вообще последнее время срабатывает только когда и так тепло. После серии прогревов свечей наша восьмидесяточка отвратительно стуча холодным дизелем все же начинает рабочий процесс. «Спорт» Бронемишки прогретый исправной «вебастой» бодро стрекочет по другую сторону от прицепа с мотоциклом, и лишь «Шершавый» Сантьяги не подает никаких признаков жизни. Оба АКБ мертвы. Начинаем танцы с бубнами. Комплект проводов прикуривания есть только у меня, два АКБ им не прикурить, а стартеру, чтобы закрутил, нужны оба. Отправляем Женю Патриота в находящиеся неподалеку гаражи. Вскоре он возвращается с мужичком несущим комплект проводов.
Пробуем прикурить двумя, ничего не выходит. Мужик, устав смотреть на наши ужимки, предлагает подъехать к его гаражу и запитаться от пускозарядного. Тащим Лососем Шершавого. У гаража цепляем ПЗУ. На второй АКБ вешаем провода с обеих батарей Лосося. Ждем несколько минут, чтобы аккумуляторы немного набрали заряд. Поворот ключа – победа! Шершавый возвращается к жизни. А владелец гаража угощает нас полутора литрами своего самогона. Я не остаюсь в долгу и в ответ дарю схожее количество немодновки, тогда к мурманскому самогону добавляется банки с домашними грибочками, аджикой и капустой. Вот такие вот отзывчивые и гостеприимные люди живут в городе Мурманске.
Мчим на ледокол. На парковке в порту стоит очень знакомая Нива, так и есть вот и владельцы идут к нам, приветливо размахивая руками это Рома Alnair и Вера. Они тоже не усидели дома в Новогодние праздники и отправились прошвырнуться по стране. От них мы узнаем, что сегодня музей закрыт. Видимо не судьба посетить этот исполин, ну что ж, значит в другой раз.
Едем дальше, до поворота на Кандалакшу в колонне становится на одну машину больше. На развилке прощаемся. Ребята держат путь на Медвежьегорск, а мы уходим на Варзугу. Проходим Умбу и встаем на ночевку на заснеженной парковочной площадке у дороги на самом берегу Белого моря.
Утро, завтрак и снова в путь. Варзуга. Всегда бывал здесь летом и вот он первый зимний визит. Все белым бело, на домах высокие снежные шапки, над церковным домом вьется печной дымок. До чего же красиво!
И тут меня посещает мысль проехать и на тоню Тетрина – рыболовецкий хутор-музей на берегу моря близ Умбы. А что, почему бы и нет?! Едем!
Вот и своротка, она даже немного накатана. Правда, всякое подобие пробитой колеи заканчивается у дачного поселка. Здесь же я сдавая задом сваливаюсь со спрятавшегося под снегом моста из брёвен в колее.
Пока лебедимся, подходит местный дядечка и его заливистая лайка. Увидев, что нас три машины, мужик искренне радуется тому, что мы накатали дорогу для его стокового Патриота стоящего неподалеку. Разговорившись, мы просим приглядеть за прицепом, потому как дальше мы с ним не пройдём. И отцепив «якорь» выходим на берег моря.
Следов нет, но мне они и не нужны, я хорошо знаю эти места. Едем по целине, форсируем ручей и выходим на заметенную дорогу со стежкой снегоходных следов, по которой и приезжаем в тупик у рыболовецкого вагончика. Рано я похвастался, что помню местные дороги. Пропустил поворот. Разворачиваемся в полуметровом снегу под ругань рыбака переживающего, что мы ездим по его газону. Едем обратно. Вот и своротка. Дальше следов нет. А нам и не надо. В колёсах привычные пол атмосферы, Лосось мчит на третей пониженной, нависшие над дорогой ветви деревьев, освобожденные нами от бремени, устремляются ввысь, осыпая машину искрящимся белым снегом. Несколько километров пути и вот мы уже на берегу у тони. До чего же тут красиво зимой!
Жаль, что владелец и создатель музея Александр Комаров на зиму закрывает хутор и уезжает. С удовольствием бы увиделся с этим интересным человеком, да и ребятам наверняка понравился бы его рассказ об истории края. Ну что ж, хоть так, со стороны посмотреть на эту суровую северную красоту.
И снова в путь. Возвращаемся на Мурманскую трассу, проходим повороты на Кемь и Беломорск, и ночуем на всё на той же заправке с кафушкой в Пушном. По дороге у нас слегка разваливается прицеп, но мы быстро приводим его в чувство.
Следующий день для нашего маршрута завершающий. Подъем в 8 утра. До дома 1 300 километров. Идём в два руля. Дорога скользкая, едем осторожно: 80-90. Конец дня застает нас в Ярославле. Здесь же начинается сильнейший снегопад и порывистый боковой ветер. Скорость движения падает до 60 км/ч. Останавливаемся, чтобы вытащить из кювета улетевшую машину. Две девчонки, ехавшие в ней, целы, чего не скажешь о машине «поймавшей крышу».
Дальше без приключений добираемся до Щелково, где оставляем прицеп и прощаемся. Под утро я дома. Путешествие окончено. Перед глазами чередой пролетают картины пройденного пути. И сразу становится как-то грустно. Хочется снова в дорогу, несмотря на усталость. Ехать в колонне, держаться за руль, ощущая легкую вибрацию работающего внедорожника, смотреть на уходящую вдаль ленту дороги и чувствовать как все глубже погружаешься в бесконечный калейдоскоп пейзажей, событий, встреч и прощаний имя которому Путь.
ФОТООТЧЕТЫ УЧАСТНИКОВ ПУТЕШЕСТВИЯ >>>