// Silence is golden. ?>
Повествование от лица ведет известный в определённых кругах джипер — «Кимыч», он же Евгений Смирнов.
Часть 1-я.
Дорога к перевалу Муста-Тунтури.
Идея проехаться зимой на Средний и Рыбачий посещала меня не один раз. Начиная с 2009 года, когда я первый раз побывал на Рыбачем и Среднем, каждый год она будоражла голову всё сильнее и сильнее!
Первый раз эта попытка была сделана в ноябре 2010 года. Попутчиков тогда не нашлось, и мне пришлось взять своих детей. В целом поездка была удачной, но авантюрной и на грани риска.
И вот наконец-то свершилось! На работе все дела закончились (кризис в стране и санкции), наступила зима, и появилась финансовая возможность осуществить задуманную мечту. Осознавая, что всё может кончиться плохо, мои дети были вычеркнуты из списка возможных членов экспедиции. Начались поиски напарника. И, о чудо, он (напарник) нашёлся. Им стал всем известный «Дроныч»- он же Андрей Хорьков. После короткой переписки по WhatsApp и уговоров его супруги, положительный ответ был получен. И вот намечены сроки экспедиции, и началась подготовка! Выбор машины пал на TLC-100, т.к. на ней я уже посещал крайний север не один раз. Подготовка и сборы прошли не заметно.
Уложив все свои вещи, я обнаружил, что снаряжению Дроныча места в машине нет вообще! В итоге, поиграв в «тетрис» со шмурдяком, место всё же было найдено.
Прощание с Москвой, с семьёй и т.д., и вот я уже еду к своему Питерскому другу. Встреча в Питере была тёплой и дружелюбной, отъезд совпал с днём рождения жены Дроныча — Нади. Нагнав страху на своих друзей рассказами о перевале Муста-Тунтури зимой, я чуть не лишился своего напарника! Но уговоры и цветы его супруге сделали своё дело! Так как о результатах экспедиции мы с Андреем не знали, решено было назвать нашу экспедицию «Надежда».
И вот утро понедельника 7 декабря. УРА! Мы наконец- то выехали из Санкт-Петербурга, правда, в час дня и с больными головами.
Так что пришлось часто меняться за рулём первую часть пути. Перегон до Мурманска было решено сделать без остановок. Дорога, всем нам известная, как свои пять пальцев, к тому же сухая и почти свободная. Продвигаясь всё дальше на север, у нас больше и больше поднималась настроение – свершилось, мы наконец-то вырвались из матрицы, Питерской и Московской.
В районе Гирваса начал появляться первый снег на обочине и температура опустилась ниже нуля. На дороге появилась «каша» и … произошло то, чего вообще не ожидали — перестал работать омыватель лобового стекла (казалось мелочь, но эта мелочь очень мешала обгонять поток автомобилей).
Проехав Лоухи (1049 км от Питера) мы по традиции остановились у стелы «Полярный круг». Снега было по … пояс и мы решили устроить фотосессию на обратном пути (чего так и не сделали, поэтому фотка только такая).
В районе Мончегорска на нас обрушился сильный снегопад с ветром, но Мурманск был уже близок и мы на ощупь, как ёжики в тумане, продвигались к финишу.
Мурманск, в 7 утра встретил нас полярной ночью и ценами на ДТ в 40 рублей. Мы остановились в гостинице «69 параллель».
Оформляя документы у нас поинтересовались не сирийцы ли мы (оказывается, через Мурманск в Норвегию бегут беженцы), но мы при ближайшем рассмотрении оказались русскими
и дёрнув по стопочке-другой водочки, легли спать.
Проснувшись в 13 часов и пообедав, мы увидели, что день в Мурманске уже заканчивается.
Позвонив своим друзьям в городе и обозначив место, где нас, если что искать, мы выдвинулись в Титовку. Дорога до Титовки оказалась как каток, местные летают по ней как шары в боулинге, но мы за безопасную езду и со скоростью 60-70 км в час степенно доехали до поста пограничников.
Перед перевалом решили заехать в Титовку и заранее договориться с каким-нибудь трактористом на тягаче о помощи нам, если застрянем в снегу. Но ничего похожего, что сможет помочь, мы не нашли и выдвинулись к перевалу Муста-Тунтури.
Начав движение к «пьяному ручью», обнаружили вполне проходимую дорогу.
По ней совсем не давно проезжал военный КамАЗ, и мы без особого труда, проехав ларек с курицей гриль,
добрались до беседки у подножья перевала.
По дороге мы встретили «шишигу» (ГАЗ-66) и спросили у ребят в машине пройдем ли мы перевал. Те, посмотрев на нас и на нашу машину, они ответили «НЕТ!». На вопрос «а с лебедкой?» мы получили толи утвердительный, толи отрицательный кивок головой. Для себя же решили, что он был утвердительный, да и отступать было не куда, позади Москва, Питер и Мурманск! Выполнив ритуал задабривания духов у беседки и, достав шаклы, удлинители и рывковые тросы, в 18 часов, мы ступили на перевал.
Часть 2-я.
Перевал Муста-Тунтури — мыс Немецкий
Длина перевала по данным Юры «Старосты» (он был наш координатор и компьютерный мозг) составляла 15 км.
Первые 1,5 км в гору дались нам очень легко, снега было всего лишь по ступицу колес (35-й геолендер),
но впереди замаячили переметы! И уже на первом, попробовав взять его ходом, мы сели на защиту и как черепашки стали крутить колесами в воздухе. Опытный штурман – пилот Дроныч, схватив трос лебедки и рывковый трос, устремился вдоль к одиноко лежащему большому камню.
Минут через 5-7 первый перемет был пройден. И тут на нас опустилось понимание сложности пути! Но как в песне поется « А посуда вперед и вперед». Мы ринулись в бой со снегом.
Следующий перемет был затяжной и более снежный, поэтому, взяв лопату, мой штурман превратился в простого таджикско – узбекского дворника и начал копать. Посмотрев из машины на эту чудо технику, мне ничего не оставалось, как примкнуть к нему с лопатой – мы же КОМАНДА! Прокопав метров 30-40, было решено попробовать проехать перемет. Пройдя расчищенный участок, машинка опять встала как вкопанная.
Вспомнив рассказ ребят с Драйва 2 о том, что они слегка лебедились за вешки в бочках, мы решили попробовать чуть сдернуть авто с помощью бочки. Наивные…
И даже не пытайтесь! Бочка была успешно вывернута из мерзлого грунта, а машина стояла все на том же месте как памятник! Размотав удлинители, мы нашли подходящий камень в метрах 70-80 от нас. Преодолев очередной перемет, мы решили изменить тактику продвижения. Начали пробовать двигаться накатом (благо опыт не пропьешь). И свершилось почти чудо. Таким способом нам удалось пройти еще около 1 км.
Длина пройденного пути по перевалу приближалась к 3,5 км. И вот, опять или снова появились длинные переметы… И тут в наших головах (в моей точно) закралась тень сомнения – а стоит ли биться ночью, в темноте? А может подождать утра! Но взглянув друг другу в уставшие глаза, мы твердо решили – МЫ ЖЕ НЕ ТРЯПКИ, МЫ КОМАНДА! И двинулись вперёд с утроенной силой. Надо отдать должное небесной канцелярии, или мы слишком хорошо задобрили духов, или на небе правильно встали звезды. Температура не опускалась ниже 4 градусов, ветер был слабенький, а видимость отличная. Продвигаясь все выше и выше, мы даже не заметили как достигли вершины перевала ( пройдено 5,7 км от беседки).
Это была первая наша радость за этот день! Дальше проще, дальше спуск подумали мы и жестоко ошиблись! Колесные диски забились снегом, и он превратился в лед, и уже на первом спуске тормозов не было «ВАЩЕ».
Опасность спуска заключалось в том, что пробивая перемет ходом нужно было вовремя остановить машинку, чтобы не улететь с обрыва. Таким способом, с помощью какой-то матери, стиснув зубы и взяв по крепче руль, мы доехали до конца перевала.
Первый и самый непонятный этап был пройден! ПЕРЕВАЛ ВЗЯТ! УРА! Сфотографировавшись у памятника в конце перевала, мы двинулись вперед. Было решено дойти до бывшей базы геологов на Рыбачьем и там заночевать.
Снега на Среднем было очень мало, что вполне позволило бы ездить по нему даже на пузотерке. Проехав 10-15 км, мы начали искать своротку на Рыбачий, но … Не нашли! Представляете, мы, два не молодых джипера, у которых за плечами не одно выигранное соревнование по линейному ориентированию, не смогли в темноте сразу найти этот поворот!
Позор нам на наши светлые головы, даже два навигатора не поставили нас на путь истинный! Мы начали, как слепые котята, тыкаться во все съездки и своротки!
Окончательно уставши и потратив целый час на это, мы твердо решили включить голову и мозг, который был затуманен победой над перевалом.
И… результат не заставил себя долго ждать.
Вот оно, то что осталось от базы геологов (это утренний снимок), которая не один раз выручала меня и моих друзей своей гостиницей в вагончиках, столовой, с красивой поварихой Жанной и, конечно же, ремонтной мастерской в ангаре.
На Рыбачем был очень сильный ветер, и нами было решено разгрузить свой шмурдяк из машины на ночь в ангар. Там же мы накрыли праздничный стол с ужином.
Выпив бутылочку (одну) беленькой и пообщавшись по спутниковому телефону с друзьями и родными, мы легли спать в машине, предварительно положив под голову мягких и приятных бегемотиков. Утро было ранним, в 10 часов мы позавтракав, собрались и выехали ко второй и главной цели нашей экспедиции — мысу Немецкий. По нашему плану мы хотели засветло дойти до него и вернуться на базу геологов.
Дорога оказалась почти такой же бесснежной, как на Среднем. По расчетам Юры-Старосты нам надо было пройти 15-18 км до Немецкого.
Через 3 км нашего пути мы увидели следы… Медведь – шатун, подумали мы и закрыли все двери в машине на ЦЗ. Как потом оказалось у страха глаза велики, медведь-шатун был большим северным оленем!
Через 10 минут мы увидели КамАЗ с мужиками, разбирающими мост. Подъехав к ним, мы задали резонный вопрос: «Пройдем до Немецкого?!». Посмотрев на колеса, на наши лица (рожи), нам положительно кивнули.
Эта была наша вторая или уже третья удача. След от КамАЗа почти довел нас до военной базы на Рыбачем.
Конечно, скажите вы – ХАЛЯВЩИКИ, но нет, можем вас заверить, даже после камаза дорога была не легка. Нам все время везло, на море был отлив, и мы без труда прошли все участки посухому.
Остановившись оправиться по нужде около вертолетной площадки, мы заметили военного, который бежал в нашу сторону с собакой и чего- то кричал! «У нас гости»- сказал Дроныч, застегивая штаны. Мы собрались с духом и приготовились к встрече. Военный, в звании прапорщика, оказался хорошим человеком. Сначала он хотел нас арестовать и показал свой пистолет, но пообщавшись с нами, даже разрешил проехать к маяку через воинскую часть.
Мы, отблагодарив служивого гостинцем из винно-водочного магазина, поехали дальше. И через 5 минут были по уши довольные у конечной точки нашего маршрута – мыса Немецкий. Ребята, УРА! Сбылась мечта двух идиотов, мы на Немецком!
Есть только одно но, мы забыли шампанское. Но мы не растерялись и с лихвой заменили его водкой и икрой.
Опять, позвонив друзьям и родственникам, мы устроили фото фиксацию взятой точки.
Отметившись, мы двинулись в обратный путь. Стало темнеть, поднялся ветер, время 13-30.
Часть 3-я.
Мыс Немецкий – Мурманск – Санкт-Петербург
И тут чуть не случился конфуз … С радости и на большом ходу, я в повороте на льду едва не сделал «уши». Остановившись и придя в себя, мы осторожно продолжили движение.
Так как дорога была известна, и цель достигнута, мы приняли решение двигаться к перевалу и дальше в Мурманск.
Подъезжая к началу перевала, мы увидели свет в строящемся деревянном домике, который недавно появился у подножья. Внутри активно работали люди. Остановившись, мы спросили, что это будет? Получили интересный ответ – «Рыбачий и Средний хотят сделать природным парком, и видимо могут сделать платный въезд!»
Похоже, 2015 год был последним, когда на Рыбачий и Средний можно было попасть бесплатно.
Пропустив снегоход с перевала, мы двинулись в обратный путь. Дорога назад была накатана как грейдер. По пути, останавливаясь, мы устраивали фотосессии засадных мест. Чуть отойдя от дороги сразу проваливаешься весьма глубоко в снег.
По времени туда мы прошли перевал за 3,5-4 часа, обратно – за час. Где то в середине перевала пошел сильный снег и начался ветер.
Пройдя перевал и доехав до Титовки, мы накачали колеса и взяли контакты директора базы отдыха прямо в Титовке.
Дорога до Мурманска от Титовки была сущий ад.
Пошел сильный снег, гололед и извилистая дорога показалась нам намного тяжелее, чем обратная дорога через перевал.
Через 2,5 часа мы уже были счастливые и довольные в номере в «69 параллели».
Выпив одну бутылку водки, мы решили подышать свежим воздухом и попутно взять еще одну бутылку. И вот, заходя в гостиницу, местные приняли нас за «ментов» (видимо короткие прически и наглые довольные рожи). Но это нам не помешало праздновать нашу победу дальше.
Встав с утра, мы занялись ремонтом машины, которая выглядела как большой сугроб.
Благодаря умелым ручкам Дроныча и его светлой голове, омыватель был отремонтирован. Погода на улице становилась все хуже и хуже! Снег не переставал идти уже сутки.
Последней целью нашего путешествия было посещение атомного ледокола «Ленин». В 14 часов в составе немногочисленной группы мы совершили экскурсию по кораблю. Очень впечатляет!
Мы с Дронычем, получили небольшое представление, как работает ядерный реактор на корабле. Оправившись в порту Мурманска в 16 часов наша «КОМАНДА» выдвинулась в родные края, в сторону Питера.
Дорога назад показалась намного короче и все как под копирку, только в обратном порядке – снег, стелла, снег с дождем, Гирвас, дождь, дождь, дождь и Санкт-Петербург.
Приехали мы в пятницу 11.12.2015. в 7 утра. Поставив машину на стоянку, счастливые и довольные, пришли к Андрею домой отсыпаться. Но там нас встречала его супруга Надя, которая накрыла праздничный стол, и мы, как хронические алкоголики, в 8 утра под вкусную закуску, выпили еще одну бутылочку.
На следующий день, вечером, был праздничный сбор всех «членов» и «не членов» нашей авантюрной экспедиции в местном ПАБЕ и вечер снова удался, разошлись по домам к 6 утра.
Вот так и закончилась наша экспедиция «Надежда» на самую северную точку Европейской территории России. Слава Богу все произошло удачно и без потерь. Экспедиция оказалась короткой, но успешной, все цели и задачи достигнуты.
Спасибо всем, кто помогал, «болел» и волновался за нас! Мы еще раз доказали правильность фразы: « Если очень захотеть – можно в космос улететь!»
Сухие цифры:
— бюджет экспедиции: 50 000-60 000 р
— солярки сожгли: 600-650 л
— длительность: 5 дней
— пробег: около 3000 км
— выпито водки на двоих: 3л (очень мало)
Еще раз хотим сказать всем спасибо!
И до новых встреч на просторах нашей необъятной страны!