Разведка зимнего маршрута на полуостров Рыбачий

Повествование от лица ведет известный в определённых кругах джипер — «Кимыч», он же Евгений Смирнов.

Часть 1-я.
Дорога к перевалу Муста-Тунтури.

Идея проехаться зимой на Средний и Рыбачий посещала меня не один раз. Начиная с 2009 года, когда я первый раз побывал на Рыбачем и Среднем, каждый год она будоражла голову всё сильнее и сильнее!
Первый раз эта попытка была сделана в ноябре 2010 года. Попутчиков тогда не нашлось, и мне пришлось взять своих детей. В целом поездка была удачной, но авантюрной и на грани риска.

И вот наконец-то свершилось! На работе все дела закончились (кризис в стране и санкции), наступила зима, и появилась финансовая возможность осуществить задуманную мечту. Осознавая, что всё может кончиться плохо, мои дети были вычеркнуты из списка возможных членов экспедиции. Начались поиски напарника. И, о чудо, он (напарник) нашёлся. Им стал всем известный «Дроныч»- он же Андрей Хорьков. После короткой переписки по WhatsApp и уговоров его супруги, положительный ответ был получен. И вот намечены сроки экспедиции, и началась подготовка! Выбор машины пал на TLC-100, т.к. на ней я уже посещал крайний север не один раз. Подготовка и сборы прошли не заметно.

Уложив все свои вещи, я обнаружил, что снаряжению Дроныча места в машине нет вообще! В итоге, поиграв в «тетрис» со шмурдяком, место всё же было найдено.
Прощание с Москвой, с семьёй и т.д., и вот я уже еду к своему Питерскому другу. Встреча в Питере была тёплой и дружелюбной, отъезд совпал с днём рождения жены Дроныча — Нади. Нагнав страху на своих друзей рассказами о перевале Муста-Тунтури зимой, я чуть не лишился своего напарника! Но уговоры и цветы его супруге сделали своё дело! Так как о результатах экспедиции мы с Андреем не знали, решено было назвать нашу экспедицию «Надежда».

И вот утро понедельника 7 декабря. УРА! Мы наконец- то выехали из Санкт-Петербурга, правда, в час дня и с больными головами.
Так что пришлось часто меняться за рулём первую часть пути. Перегон до Мурманска было решено сделать без остановок. Дорога, всем нам известная, как свои пять пальцев, к тому же сухая и почти свободная. Продвигаясь всё дальше на север, у нас больше и больше поднималась настроение – свершилось, мы наконец-то вырвались из матрицы, Питерской и Московской.
В районе Гирваса начал появляться первый снег на обочине и температура опустилась ниже нуля. На дороге появилась «каша» и … произошло то, чего вообще не ожидали — перестал работать омыватель лобового стекла (казалось мелочь, но эта мелочь очень мешала обгонять поток автомобилей).
Проехав Лоухи (1049 км от Питера) мы по традиции остановились у стелы «Полярный круг». Снега было по … пояс и мы решили устроить фотосессию на обратном пути (чего так и не сделали, поэтому фотка только такая).

b73403as-960

В районе Мончегорска на нас обрушился сильный снегопад с ветром, но Мурманск был уже близок и мы на ощупь, как ёжики в тумане, продвигались к финишу.
Мурманск, в 7 утра встретил нас полярной ночью и ценами на ДТ в 40 рублей. Мы остановились в гостинице «69 параллель».

84b403as-960

Оформляя документы у нас поинтересовались не сирийцы ли мы (оказывается, через Мурманск в Норвегию бегут беженцы), но мы при ближайшем рассмотрении оказались русскими
и дёрнув по стопочке-другой водочки, легли спать.
Проснувшись в 13 часов и пообедав, мы увидели, что день в Мурманске уже заканчивается.
Позвонив своим друзьям в городе и обозначив место, где нас, если что искать, мы выдвинулись в Титовку. Дорога до Титовки оказалась как каток, местные летают по ней как шары в боулинге, но мы за безопасную езду и со скоростью 60-70 км в час степенно доехали до поста пограничников.
Перед перевалом решили заехать в Титовку и заранее договориться с каким-нибудь трактористом на тягаче о помощи нам, если застрянем в снегу. Но ничего похожего, что сможет помочь, мы не нашли и выдвинулись к перевалу Муста-Тунтури.
Начав движение к «пьяному ручью», обнаружили вполне проходимую дорогу.

c2b403as-960

По ней совсем не давно проезжал военный КамАЗ, и мы без особого труда, проехав ларек с курицей гриль,
добрались до беседки у подножья перевала.
По дороге мы встретили «шишигу» (ГАЗ-66) и спросили у ребят в машине пройдем ли мы перевал. Те, посмотрев на нас и на нашу машину, они ответили «НЕТ!». На вопрос «а с лебедкой?» мы получили толи утвердительный, толи отрицательный кивок головой. Для себя же решили, что он был утвердительный, да и отступать было не куда, позади Москва, Питер и Мурманск! Выполнив ритуал задабривания духов у беседки и, достав шаклы, удлинители и рывковые тросы, в 18 часов, мы ступили на перевал.

Часть 2-я.
Перевал Муста-Тунтури — мыс Немецкий

Длина перевала по данным Юры «Старосты» (он был наш координатор и компьютерный мозг) составляла 15 км.
Первые 1,5 км в гору дались нам очень легко, снега было всего лишь по ступицу колес (35-й геолендер),
но впереди замаячили переметы! И уже на первом, попробовав взять его ходом, мы сели на защиту и как черепашки стали крутить колесами в воздухе. Опытный штурман – пилот Дроныч, схватив трос лебедки и рывковый трос, устремился вдоль к одиноко лежащему большому камню.

1

Минут через 5-7 первый перемет был пройден. И тут на нас опустилось понимание сложности пути! Но как в песне поется « А посуда вперед и вперед». Мы ринулись в бой со снегом.
Следующий перемет был затяжной и более снежный, поэтому, взяв лопату, мой штурман превратился в простого таджикско – узбекского дворника и начал копать. Посмотрев из машины на эту чудо технику, мне ничего не оставалось, как примкнуть к нему с лопатой – мы же КОМАНДА! Прокопав метров 30-40, было решено попробовать проехать перемет. Пройдя расчищенный участок, машинка опять встала как вкопанная.
Вспомнив рассказ ребят с Драйва 2 о том, что они слегка лебедились за вешки в бочках, мы решили попробовать чуть сдернуть авто с помощью бочки. Наивные…

2

И даже не пытайтесь! Бочка была успешно вывернута из мерзлого грунта, а машина стояла все на том же месте как памятник! Размотав удлинители, мы нашли подходящий камень в метрах 70-80 от нас. Преодолев очередной перемет, мы решили изменить тактику продвижения. Начали пробовать двигаться накатом (благо опыт не пропьешь). И свершилось почти чудо. Таким способом нам удалось пройти еще около 1 км.

3

Длина пройденного пути по перевалу приближалась к 3,5 км. И вот, опять или снова появились длинные переметы… И тут в наших головах (в моей точно) закралась тень сомнения – а стоит ли биться ночью, в темноте? А может подождать утра! Но взглянув друг другу в уставшие глаза, мы твердо решили – МЫ ЖЕ НЕ ТРЯПКИ, МЫ КОМАНДА! И двинулись вперёд с утроенной силой. Надо отдать должное небесной канцелярии, или мы слишком хорошо задобрили духов, или на небе правильно встали звезды. Температура не опускалась ниже 4 градусов, ветер был слабенький, а видимость отличная. Продвигаясь все выше и выше, мы даже не заметили как достигли вершины перевала ( пройдено 5,7 км от беседки).
Это была первая наша радость за этот день! Дальше проще, дальше спуск подумали мы и жестоко ошиблись! Колесные диски забились снегом, и он превратился в лед, и уже на первом спуске тормозов не было «ВАЩЕ».
Опасность спуска заключалось в том, что пробивая перемет ходом нужно было вовремя остановить машинку, чтобы не улететь с обрыва. Таким способом, с помощью какой-то матери, стиснув зубы и взяв по крепче руль, мы доехали до конца перевала.

4

Первый и самый непонятный этап был пройден! ПЕРЕВАЛ ВЗЯТ! УРА! Сфотографировавшись у памятника в конце перевала, мы двинулись вперед. Было решено дойти до бывшей базы геологов на Рыбачьем и там заночевать.
Снега на Среднем было очень мало, что вполне позволило бы ездить по нему даже на пузотерке. Проехав 10-15 км, мы начали искать своротку на Рыбачий, но … Не нашли! Представляете, мы, два не молодых джипера, у которых за плечами не одно выигранное соревнование по линейному ориентированию, не смогли в темноте сразу найти этот поворот!
Позор нам на наши светлые головы, даже два навигатора не поставили нас на путь истинный! Мы начали, как слепые котята, тыкаться во все съездки и своротки!
Окончательно уставши и потратив целый час на это, мы твердо решили включить голову и мозг, который был затуманен победой над перевалом.
И… результат не заставил себя долго ждать.

5

Вот оно, то что осталось от базы геологов (это утренний снимок), которая не один раз выручала меня и моих друзей своей гостиницей в вагончиках, столовой, с красивой поварихой Жанной и, конечно же, ремонтной мастерской в ангаре.
На Рыбачем был очень сильный ветер, и нами было решено разгрузить свой шмурдяк из машины на ночь в ангар. Там же мы накрыли праздничный стол с ужином.

6

Выпив бутылочку (одну) беленькой и пообщавшись по спутниковому телефону с друзьями и родными, мы легли спать в машине, предварительно положив под голову мягких и приятных бегемотиков. Утро было ранним, в 10 часов мы позавтракав, собрались и выехали ко второй и главной цели нашей экспедиции — мысу Немецкий. По нашему плану мы хотели засветло дойти до него и вернуться на базу геологов.

7

Дорога оказалась почти такой же бесснежной, как на Среднем. По расчетам Юры-Старосты нам надо было пройти 15-18 км до Немецкого.
Через 3 км нашего пути мы увидели следы… Медведь – шатун, подумали мы и закрыли все двери в машине на ЦЗ. Как потом оказалось у страха глаза велики, медведь-шатун был большим северным оленем!
Через 10 минут мы увидели КамАЗ с мужиками, разбирающими мост. Подъехав к ним, мы задали резонный вопрос: «Пройдем до Немецкого?!». Посмотрев на колеса, на наши лица (рожи), нам положительно кивнули.

8

Эта была наша вторая или уже третья удача. След от КамАЗа почти довел нас до военной базы на Рыбачем.
Конечно, скажите вы – ХАЛЯВЩИКИ, но нет, можем вас заверить, даже после камаза дорога была не легка. Нам все время везло, на море был отлив, и мы без труда прошли все участки посухому.
Остановившись оправиться по нужде около вертолетной площадки, мы заметили военного, который бежал в нашу сторону с собакой и чего- то кричал! «У нас гости»- сказал Дроныч, застегивая штаны. Мы собрались с духом и приготовились к встрече. Военный, в звании прапорщика, оказался хорошим человеком. Сначала он хотел нас арестовать и показал свой пистолет, но пообщавшись с нами, даже разрешил проехать к маяку через воинскую часть.

b94c03as-960

Мы, отблагодарив служивого гостинцем из винно-водочного магазина, поехали дальше. И через 5 минут были по уши довольные у конечной точки нашего маршрута – мыса Немецкий. Ребята, УРА! Сбылась мечта двух идиотов, мы на Немецком!

5ff403as-960

Есть только одно но, мы забыли шампанское. Но мы не растерялись и с лихвой заменили его водкой и икрой.

22

Опять, позвонив друзьям и родственникам, мы устроили фото фиксацию взятой точки.
Отметившись, мы двинулись в обратный путь. Стало темнеть, поднялся ветер, время 13-30.

Часть 3-я.
Мыс Немецкий – Мурманск – Санкт-Петербург

И тут чуть не случился конфуз … С радости и на большом ходу, я в повороте на льду едва не сделал «уши». Остановившись и придя в себя, мы осторожно продолжили движение.
Так как дорога была известна, и цель достигнута, мы приняли решение двигаться к перевалу и дальше в Мурманск.
Подъезжая к началу перевала, мы увидели свет в строящемся деревянном домике, который недавно появился у подножья. Внутри активно работали люди. Остановившись, мы спросили, что это будет? Получили интересный ответ – «Рыбачий и Средний хотят сделать природным парком, и видимо могут сделать платный въезд!»
Похоже, 2015 год был последним, когда на Рыбачий и Средний можно было попасть бесплатно.
Пропустив снегоход с перевала, мы двинулись в обратный путь. Дорога назад была накатана как грейдер. По пути, останавливаясь, мы устраивали фотосессии засадных мест. Чуть отойдя от дороги сразу проваливаешься весьма глубоко в снег.

24

По времени туда мы прошли перевал за 3,5-4 часа, обратно – за час. Где то в середине перевала пошел сильный снег и начался ветер.
Пройдя перевал и доехав до Титовки, мы накачали колеса и взяли контакты директора базы отдыха прямо в Титовке.
Дорога до Мурманска от Титовки была сущий ад.
Пошел сильный снег, гололед и извилистая дорога показалась нам намного тяжелее, чем обратная дорога через перевал.
Через 2,5 часа мы уже были счастливые и довольные в номере в «69 параллели».
Выпив одну бутылку водки, мы решили подышать свежим воздухом и попутно взять еще одну бутылку. И вот, заходя в гостиницу, местные приняли нас за «ментов» (видимо короткие прически и наглые довольные рожи). Но это нам не помешало праздновать нашу победу дальше.
Встав с утра, мы занялись ремонтом машины, которая выглядела как большой сугроб.

25

Благодаря умелым ручкам Дроныча и его светлой голове, омыватель был отремонтирован. Погода на улице становилась все хуже и хуже! Снег не переставал идти уже сутки.

27

Последней целью нашего путешествия было посещение атомного ледокола «Ленин». В 14 часов в составе немногочисленной группы мы совершили экскурсию по кораблю. Очень впечатляет!

18

Мы с Дронычем, получили небольшое представление, как работает ядерный реактор на корабле. Оправившись в порту Мурманска в 16 часов наша «КОМАНДА» выдвинулась в родные края, в сторону Питера.
Дорога назад показалась намного короче и все как под копирку, только в обратном порядке – снег, стелла, снег с дождем, Гирвас, дождь, дождь, дождь и Санкт-Петербург.
Приехали мы в пятницу 11.12.2015. в 7 утра. Поставив машину на стоянку, счастливые и довольные, пришли к Андрею домой отсыпаться. Но там нас встречала его супруга Надя, которая накрыла праздничный стол, и мы, как хронические алкоголики, в 8 утра под вкусную закуску, выпили еще одну бутылочку.
На следующий день, вечером, был праздничный сбор всех «членов» и «не членов» нашей авантюрной экспедиции в местном ПАБЕ и вечер снова удался, разошлись по домам к 6 утра.
Вот так и закончилась наша экспедиция «Надежда» на самую северную точку Европейской территории России. Слава Богу все произошло удачно и без потерь. Экспедиция оказалась короткой, но успешной, все цели и задачи достигнуты.
Спасибо всем, кто помогал, «болел» и волновался за нас! Мы еще раз доказали правильность фразы: « Если очень захотеть – можно в космос улететь!»

Сухие цифры:
— бюджет экспедиции: 50 000-60 000 р
— солярки сожгли: 600-650 л
— длительность: 5 дней
— пробег: около 3000 км
— выпито водки на двоих: 3л (очень мало)

Еще раз хотим сказать всем спасибо!
И до новых встреч на просторах нашей необъятной страны!

30

28.03.2023
Про АКПП