Гжатский тракт. 21-23 февраля 2015

В этом году на День Защитника выпало 3 выходных дня.
Поэтому возникла идея отпраздновать его правильным образом, а именно – небольшим авто-походом по полям и лесам нашей Родины.

текст и фото: Белый медведь

Так как это именно День Защитника Отечества, то поездка должна была иметь идейную составляющую.
Поэтому в качестве основного направления мы с друзьями выбрали Гжатский Тракт, наверняка известный всем культурным и высокообразованным джиперам. Тем более, что я давно уже хотел посетить это культовое место.

4bd0f02s-960
Краткая историческая справка

На табличке скромно указано "прифронтовая дорога". На самом деле во время Великой Отечественной войны здесь проходили ожесточенные бои с немцами, особенно в 1942-1943гг., в память о чем на Тракте отмечены места братских захоронений (в некоторых могилах лежит более 1000 человек), и установлены памятники и монументы. Вот она, обещанная идейная составляющая – не тупо кататься-рубиться, а отдать дань памяти павших героев.
Говорят, тракт назван Гжатским в честь реки Гжать, которая течет неподалеку. А может быть (альтернативная версия) – в честь старого названия г.Гагарин – Гжатск.

В итоге в поход собрались четыре достойных джентльмена из Немодного клуба на не менее достойных автомобилях: Sergey-Inter (Сергей, Toyota 4Runner), Def823 (Сергей, LR Defender 110), Василий Спиридонов (Дима, Шевроле Нива) и ваш покорный слуга Белый Медведь. Со штурманами случился напряг, посему ехали в режиме "сам себе пилот, штурман и фото-видео-оператор".

cg8f02s-960
Место встречи недалеко от моста через р.Угра (на той стороне — г.Юхнов). В этом месте в 1480г. случилось Великое Стояние на Угре, когда русская армия без боя одолела татарское войско. Эта дата считается официальной датой освобождения от так называемого татаро-монгольского ига.

Приключения начались сразу после съезда с асфальта на грунтовку в д.Строево — это собственно начала Тракта. Во время стравливания давления в шинах у Тойоты по неизвестной причине обломились "соски" на задних колесах.

 d548f02s-960
Как-то так…

Поддомкратив машину на 3 точки (2 обычных домкрата и хай-джек), колеса сняли, погрузили на Defender и повезли в Юхнов, где по данным опрошенных местных жителей находился ближайший шиномонтаж.

86a8f02s-960

9a8f02s-960

Мы с Сергеем-интером остались караулить машины и пить чай — распогодилось, выглянуло солнышко, красота! Тем временем Тойота подумала-подумала, да и упала с домкратов, ткнувшись задними амортизаторами в лед. Видимо, лед подтаял, вот и повело. При этом рейку хай-джека загнуло в сторону, пришлось применить топор в роли кувалды для того, чтобы сдвинуть машинку вниз.
Потом подъехал "злой лесник" на УАЗике (видимо, по наводке местных жителей "там джиперы из Москвы понаехали, будут нам тут природу портить"). Этакий колоритный мужчина с седой бородой, в форменной фуражке и камуфляже с логотипом "Национальный парк Угра", вылитый "дед Талаш". Дед Талаш начал стращать нас страшными карами в виде штрафа 4 тыс.р. за проезд по территории национального парка, которая начинается после д.Новоуспенское. Казалось, что вот-вот, и он вытащит из под полы дробовик или обрез. Мы прикидывались "чайниками" и выспрашивали пути объезда запретной территории. В общем, расстались мирно, дав обещание "не нарушать".
Дима и Сергей вернулись из шиномонтажа, колеса были благополучно смонтированы на место, и поход спустя 3 часа после намеченного времени начался.

6242f02s-960

dcc2f02s-960
Доехали до обещанного лесником запрещающего знака

6c12f02s-960

Помня обещание "не нарушать", мы стали искать объезд через лес, тем более что на карте значилась некая "объездная дорога". По факту она оказалась занесенной снегом просекой в лесу, местами пересекаемой свежепрорубленной другой просекой (проложенной какой-то гусеничной спецтехникой при прокладке кабеля). Вот такой парадокс, ездить на внедорожниках по национальному парку нельзя, а рыть землю под кабель и валить деревья гусеничными "монстрами" можно…

e892f02s-960

43d2f02s-960

Немного поупражнявшись в фигурном вождении между деревьями, выехали обратно на довольно накатанную дорогу.

c472f02s-960
Периодически в лесу встречались вот такие будки непонятного назначения

59f2f02s-960
Наша бодрая колонна

f60af02s-480
Загадочный предмет

a70af02s-480
Первая братская могила

e14af02s-960
Первый (довольно скромный) бродик

14caf02s-960
Большая братская могила на подъезде к д. Захарово

Начало смеркаться, стали искать место для лагеря, и нашли его, проехав ж/д переезд после д.Ивановское.
Несмотря на задержку на старте, в первый день прошли более половины маршрута, в это время года она оказалась не такой уж сложной.

136af02s-960
Утро после первой ночевки

Утром (ну, относительно утром, конечно 🙂 стали продвигаться дальше в сторону р.Истра, которую предстояло форсировать. Первый брод сочли слишком "травмоопасным" для наших коней, либо требующим слишком большой работы топором и бензопилой, и решили поискать другой, а этот оставить на крайний случай.

205af02s-480

939af02s-480

Поиск брода привел нас на заброшенную лесную дорожку, где я благополучно застрял — появился повод испытать новую лебедку в боевых условиях.

ag5f02s-960

2c05f02s-960

Дорожка привела на тупиковую лесную делянку, пришлось возвращаться, но довольно быстро брод был найден.

5e05f02s-960
Наш ледокол Def823

4905f02s-960
Форсируем р.Истра

5505f02s-960

Дальше двигались в сторону д.Алферово, севернее которой по данным разведки — памятник 222-й стрелковой дивизии.

a705f02s-960

6f05f02s-480
По дороге решил присмотреть себе домик в деревне. Под номером 9.

a485f02s-960
Убитое молнией дерево

dc85f02s-960
Памятник — там, идем по направлению через поле

f984882s-960
Вот и он

6bc4882s-480

87c4882s-480

7d84882s-960
Пользуясь случаем, мы решили пообедать.

fd84882s-960
После обеда я стал прокладывать маршрут на обратную дорогу.

Т.к. до конца изначального маршрута (точнее, его внедорожной части) оставалось совсем немного, то мы решили эту внедорожную часть продлить, и обратно ехать не на Гагарин по асфальту, а на Верею — от деревни к деревне, проселочными дорогами. В результате из этой идеи получилась самая "веселая" часть маршрута.
"Послеобеденная" часть Гжатского тракта была небольшой.

9944882s-480
Преодолели проваленный мост через овраг возле д. Савенки.

b024882s-960

c3c4882s-480
Встретили первую избушку на курьих ножках

После бродика проехали д.Силинки, и впереди на севере замаячил асфальт. Убедившись, что асфальтовая дорога существует, мы повернули на юго-восток и легли на маршрут, проложенный "методом научного тыка" по карте.

До д.Теплихово Смоленской губернии ехали по весьма приличной укатанной дорожке. По дороге встретили вот такое "чудо":

d1e7482s-960
Конечная остановка

После Теплихово дорога закончилась. Совсем. Т.е. на военной карте она была обозначена, но на самом деле мы поехали просто по направлению, обозначенному следами снегохода, преодолевая небольшие ручьи и овраги.

4897482s-960
Проехали небольшой овраг.

e997482s-960

"Направление" завело нас в лес.

f857482s-960

2657482s-960

Здесь у Димы появилась возможность испытать подаренную ему накануне друзьями по случаю Дня Рождения бензопилу.

cf57482s-960

В итоге мы добрались до самого засадного места нашего так называемого маршрута — ручья в лесной низине, который поначалу казался таким безобидным. Я бесстрашно поехал вперед, тут же провалился передними колесами и повис на защите — ни вперед, ни назад.

ead7482s-960

Вот тут уж лебедка пригодилось по-настоящему. Ближайшее дерево было сбоку, и я начал лебедиться за него, в чем и была ошибка — шина с давлением 0.6 слезла с диска. Дотащил себя до дерева на лебедке, чтобы освободить дорогу идущим следом, и мы с Димой приступили к бортированию колеса, в то время как два Сергея тащили себя на лебедках сначала через ручей, а потом в горку после ручья.

3c99c82s-960

5599c82s-960

1ed9c82s-960

Тем временем стало темнеть, и как любит говорить наш общий друг Леня Nemodniy, "вечер переставал быть томным". Defender лебедился за Тойоту, которая к тому времени забралась в горку. Последней шла Шнива. Дима героически пытался "перепрыгнуть" ручей ходом, но и его постигла судьба предшественников.

8939c82s-960

Поэтому в конце концов Defender на лебедке ехал в горку, а сзади к нему была привязана Шнива. В общем, "бабка за дедку, дедка за репку…" и в конце концов все забортировались, вытащились и поехали дальше.

5d05c82s-960
Вот этот ручеек отнял у нас примерно часа 3 времени…

К этому моменту у всех было одно желание — найти хорошую полянку, встать лагерем и отведать уже шашлыка и водки. По пути к заветной мечте мы встретили лесника, на этот раз "доброго". Он спустился к нам из "избушки на курьих ножках" и очень удивлялся, откуда мы взялись и как вообще сюда доехали ("тут дороги нет, только егеря на снегоходах ездят").

2f85c82s-960
Встреча с лесником

Затем гостеприимно предложил заехать на охотничью базу переночевать, а узнав, что мы собираемся ночевать в лесу, обозвал нас "экстремалами". Впрочем, охотно объяснил различные варианты дальнейшего пути, в зависимости от того, куда мы хотим попасть. К этому моменту в Верею нам уже не очень хотелось, поэтому по совету лесника мы поехали по более короткому пути к д. Ореховна, за которой уже должен был начаться асфальт.

1525c82s-960
Фото у избушки на память

Прежде чем встать на какой-нибудь полянке, необходимо было сначала добраться до места, где будет работать сотовая связь — дабы сообщить родным и близким, что мы не пропали совсем в диких лесах на границе Смоленской и Калужской областей. Успешно выполнив эту задачу (сеть появилась на подъезде к д.Ореховна), мы вернулись немного назад и остановились на ночлег на опушке березового леса. Кстати, сперва пришлось убрать лопатой большую кучу лосиного дерьма, лежавшего ровно в центре полянки, как раз там, куда идеально было бы поставить стол 🙂 Но эта мелочь уже не могла испортить нам праздник.

dae5c82s-960
Жизнь прекрасна!

1de5c82s-960
Утро. Завтрак.

Утром мы выехали на асфальт и двинулись в сторону Медыни.

d915c82s-960
Здравствуй, асфальт!

По дороге посетили районный центр Износки, где находится сквер им.Суворова. Нет, это не тот Суворов, которого все знают, а Герой Советского Союза, боец 222-й стрелковой дивизии, Сергей Романович Суворов, который погиб в бою в 1942г., "прихватив с собой" 29 немецких солдат. Ему было 19 лет. Да, были люди на земле русской, ничего не скажешь.

f055c82s-960

bdd5c82s-960
Мемориал в сквере им. Суворова

Кстати, в центре мемориала горит вечный огонь.
Доехав до Медыни, мы распрощались с Сергеями, которые двинули в сторону Москвы, а мы с Димой поехали в сторону Ступино, но немного "кривой", но интересной дорогой — через Калугу, Тарусу и Серпухов.
На подъезде к Серпухову остановились перекусить в живописном месте, где р.Протва впадает в Оку.

78b5c82s-960

Бонус — немного видео:

В итоге, общий пробег похода составил около 580 км, из них вне асфальта около 100 км.
При разработке маршрута были использованы "зимние" отчеты предшественников (за что им большое спасибо):
Urisan с форума korandovod.ru (urisan.livejournal.com/76803.html )
Проект 4x4 (project4x4.livejournal.com/73543.html )

Трэк нашего небольшого путешествия, маршрут или координаты основных путевых точек могу выслать желающим по запросу.

28.03.2023
Про АКПП