В гостях у солнца. Или о том, как можно провести время в Сочи и Абхазии.

Рассказ от первого лица о летнем путешествии на юг.

 текст и фото: Антон Лесник

Дорогой длинною мы ехали на юг.

 Утреннее спокойствие среди спящих машин было потревожено голосистым звуком мотора Ульяновского автомобиля - пора выезжать. На прощание нам кивнул шлагбаум и пожелал счастливого пути, ведь  наши летние приключения только начинаются.

DSC_9072

Как по расписанию миновали столицу и с улыбкой на лице встали в хвост  вереницы машин перед “пунктом взимания платы”, которые встречались с завидной частотой – это новый вид услуги “платные пробки”. Слегка подуставшие, добрались до Воронежа где остановились пообедать и передохнуть. Город нам показался монументально-величественным, нужно обязательно ознакомиться поближе. Дальнейший путь пролегал мимо раскинувшихся по краям дороги полей, манивших своими видами. Не вытерпев перед одним из заторов, решили окунуться в созревшую рожь. Возвращаясь обратно на асфальт по настоящему чернозёму, почувствовал разницу в поведении машины по сравнению с подмосковными полями: земля очень здорово налипает, как будто размешанная с клеем и очень плохо очищается. В Ростов-на-Дону попали ближе к полуночи, разместились в гостинице, пора отдыхать. Утром, не сильно задерживаясь, отправились дальше, следующая точка - Горячий ключ. Место оказалось весьма популярным,  поэтому было переполнено людьми, мы решили отказаться от посещения. Вместо этого отправились на поиски укромного уголка для трапезы. По дороге встретили автомобильного брата-близнеца, так и проследовали вместе почти триста вёрст, на прощание обменялись улыбками и звуковыми сигналами. Ближе к вечеру окунулись в головокружительные виражи на серпантинной трассе Джубга – Сочи. Впечатление осталось неоднозначным, первые полсотни вёрст казалось, что мы участвуем в каком-то аттракционе, оставшиеся километры были долгими и мучительными. Снова ближе к полуночи мы добрались до нашей следующей цели – Сочи.

DSC_9199

 Тёмные ночи – Олимпийские Сочи.

 Ночные виды Олимпийских объектов, широких улиц и новых построек лучше передают красоту Адлерского района в Имеретинской низменности. Ну а мы, окутавшиеся дремотой, после долгой дороги, ожидали следующего дня. Утренние процедуры на протяжении всего времени начинались, как правило, с принятия солевых ванн Чёрного моря в компании с медузами, которыми дети охотно запускали друг в друга. Пляжным отдыхом мы не ограничились и, встретившись с друзьями, приступили к осмотру природных достопримечательностей. Номером один в нашем списке оказались “33 водопада”.

DSC_9078

За деревней Головинка началась каменистая дорога, по которой на накаченных колёсах передвигаться не комфортно, решили стравиться до 1,5 атм., и дальше двигались гораздо веселее. Проезжая вдоль реки, наблюдали за тем, как быстро мчится по воде советский военный автопром, битком набитый туристами. Перед водопадами расположился базарный ряд, где не только предлагают продегустировать местные вина, но и обещают высылать виноградные напитки по адресу местожительства - вот это сервис! Затем неспешно взбирались по деревянной лестнице, наблюдая за льющейся по гладким камням водой, и временами окунались в холодные купели. Дело близилось к обеду, и возник вопрос о том, где бы устроить кухню, вспомнили о курсирующих по реке машинах и решили причалить на один из берегов. Глубина воды позволяет резво передвигаться и без шноркеля, но за камнями нужен глаз да глаз, иначе можно заякориться. Конечно, обладатели колёс от -х дюймов могут об этом особо не беспокоиться. Накатавшись в своё удовольствие, приглядели красивое местечко и быстренько накрыли обеденный стол. Обратный выезд на асфальт был найден в виде крутого подъёма, который не сразу одолели, но нам такие препятствия только в удовольствие. По дороге искупались в море и отправились на поиски Орлиных скал и Агурских водопадов. Все попытки оказались тщетны, каждый раз упирались в узкие тропинки, да и к тому же вечерело. Следующая поездка в нашем путешествии намечалась в каньоны реки Псахо. Заодно в этом же направлении исследовали горнолыжный курорт “Роза Хутор” с шикарными апартаментами и развитой инфраструктурой. После первоклассного шоссе повернули в село Голицино, дорога постепенно перешла в крупно-каменистый серпантин, который принуждает не только стравливаться, но и задействовать пониженный ряд передач для сбережения трансмиссии.

DSC_9245

Территория каньонов является рекреационной, поэтому обустроена всеми благами цивилизации, но виды, я вам хочу сказать, не сильно пострадали. Отвесные стены, как бы выложенные из каменистых пластов, обрамляют бирюзовое спокойствие реки. Если взобраться выше, то можно обнаружить  не менее красивый - сухой каньон. Воздух постепенно наполняется неповторимой свежестью, и открываются виды на чудесные луга. Недолго церемонясь с выбором, расположились на одном из них и приготовили ужин. Шашлык, пожаренный в горах, приобретает необычный вкус. Солнце уходило за горы, ветер прекратил своё дуновение, и на небосводе можно было созерцать появляющиеся звёзды. Покидать это волшебное место совсем не хотелось.

DSC_9216

 Сочи нам запомнился современным курортным городом, сохранившим первозданную красоту природы, доступную для всех и каждого.

 В застывшем времени.

Граница. Полуденное солнце безжалостно плавит воздух. Продвигаясь метровыми дистанциями,  всё же пересекаем пограничную реку Псоу. Да здравствует страна души! Двигаясь по основной дороге, расположенной вдоль морского побережья, сразу замечаем преобладание зелёной растительности в округе, а также перемены среди транспортных средств.Лидирующие позиции занимает ВАЗовская линейка машин, шиком здесь является знаменитая “копейка”. Тонировка всех стёкол - это обязательное условие, иначе не допустят до управления. Далее идёт европейский, местами весьма подержанный, автопром. Встречаются и американские тяжеловесы, как мне поведали, растаможить такой автомобиль дешевле, чем в России. Особую категорию в автопарке занимает основной командирский автомобиль Советской Армии. Как правило, на лысоватой грязевой резине, со шноркелем посередине капота в виде строенной трубы и без брезентового верха. Теперь этот армеец является основным транспортным средством для извоза любителей острых ощущений.  Дорожных светофоров встретили всего два, говорят в столице их больше. Ехать с непривычки, когда тут и там в любое время суток встречаются домашние животные, было сложно, но потом вливаешься и наоборот получаешь удовольствие от простоты дорожных сообщений. Ночью передвигаться не стоит, на каждом посту вас будут останавливать и спрашивать: “Куда путь держишь в такое время?”, да и освещение на дорогах частенько отсутствует. Разместиться с трёхзвёздочным комфортом можно, но сложно найти гостиницу такого уровня, особенно в разгар сезона. Для желающих максимально провести время на природе, всегда найдётся местечко в палаточном городке или на стоянке для автокемперов. Любителей обналичивать денежные средства с карточки ждёт разочарование, соотношение банкоматов к животному скоту держится в районе 2:100, естественно в пользу рогатых. Закупаться спиртными напитками и местными промысловыми товарами можно в любом удобном месте, только перед покупкой желательна дегустация.

Введение в природоведение.

Сперва мы отправились в самое популярное место – озеро Рица. Дорога идёт вдоль бурлящей реки Бзыбь, по которой за скромную плату можно сплавиться на рафте, собственно мы так и поступили. Испытанные чувства и полученное удовольствие от прохождения водоворотов горной реки с лихвой окупили некоторую несобранность Абхазских Одиссеев.

DSC_9392

Само озеро особого восхищения не вызвало, может из-за того, что оказалось чересчур многолюдным. Если углубиться дальше, то окажетесь на даче Иосифа Виссарионовича, где мрачные тона внутреннего интерьера представлены в изобилии.

DSC_9407

Выйдя на причал, можно прокатиться на раритетном катере, стилизованным под автомобиль середины прошлого века, и с расходом топлива 260 л/в день.

DSC_9378

На обратном пути периодически останавливались, любуясь и восхищаясь видами Юпшарского каньона и окружающими красотами. Расслабляться за рулём не стоит, блюстители дорожного порядка скрываются неподалеку, и наказание может последовать незамедлительно. В заключение о путешествии хочу рассказать о восхождении на гору Мамдзышха, оставившее в памяти самый яркий отпечаток о поездке. Взяв за правило посещать достопримечательности в послеобеденное время, поскольку туристические группы к этому моменту возвращаются обратно, мы отправились к облакам.

DSC_9073

Поднимаясь круто в гору, мы трепетно следили за набором высоты по навигатору и временами делали остановки для осмотра открывающихся панорамных видов. Скоротечно кончился асфальт под колесами, и начались камни, а точнее скользкие булыжники. Повстречавшийся на обочине X-Trailи неподалёку от него хозяин поведал, что лучше идти пешком, но мы бьём лбы своими граблями. Точнее, спустя километр, удар на себя принял передний мост… дальше рисковать не стал, желания якориться на камнях не было. Включили мускульный привод и спустя непродолжительное время постепенно стали открываться завораживающие виды.

DSC_9467

Непоколебимая тишина, наполненная кристально чистым воздухом, почти неподвижные молочные облака и солнце, чьё отражение на морской глади создаёт впечатление золотистого шёлкового покрывала. Повстречали на высоте деревеньку, где люди живут в условиях, близких  первобытным, и прихватили настоящего горного мёда. Достигли верхней точки, и накрывшее нас белой пеленой облако, в котором ощутили морозную свежесть, напомнило, что пора спускаться. Чувство, которое запечатлелось после восхождения в гору, то ощущение полноты дыхания и безмятежной тишины, до сих пор теплится в душе, а это значит – мы обязательно вернёмся.

DSC_9450-Edit

За время, проведённое в Абхазии, сложилось определённое впечатление о ней, как о стране с живописной природой, и застывшей на закате советской эпохи.

Полный фотоотчёт о путешествии >>>