Южный поход 2015 от Белого медведя.

Вот и дошли руки написать отчет о нашем авто-походе (отпуске), который состоялся с 13 по 26 июня 2015 года.

текст и фото: Владимир (Белый медведь)

Итоговый маршрут получился следующим: г.Ступино (Моск.обл.) — р.Дон (Воронежская обл.) — коса Должанская (Азовское море) — коса Бугазская (Черное море) — Краснодар — Лаго-Наки (Адыгея) — р.Калитва (Ростовская обл.) — г.Ступино.
Общий пробег — 3900 км. Ниже в отчете есть координаты интересных и полезных мест, где мы побывали (может, кому-то пригодится).

Участники похода:
1. Я и Черный Тигр.
2. Моя любимая жена Зина (Zika72) на Боевом Леснике Форике.
Наши дети Поля и Ромка (8-ми и 13-ти лет). Семья наших друзей из Москвы (Наташа, Леха и Сашка 7-ми лет).
3. Мой друг Дима на своей Шниве и его штурман (а по совместительству — сын) Ванька.

Итак, 13-го выдвинулись в южном направлении на двух машинах (Дима "догнал" нас уже на Черном море 19-го).
Про М4 подробно писать нечего, дорога достаточно хорошая, много платных участков, едется легко. В очередях нигде не стояли.
Первое место ночевки было намечено на Дону, между Воронежом и Павловском. Ранее в процессе подготовки я просматривал спутниковые карты местности с целью найти подходящее место стоянки на берегу Дона, и случайно наткнулся на населенный пункт "хутор Ступино" (от трассы М4 около 20 км). Т.к. я житель г.Ступино, то решил, что просто обязан посетить "земляков" :-) Тем паче что в километре от хутора просматривался неплохой берег.
На место стоянки приехали ближе к вечеру (около 7). К своему удивлению, обнаружили, что намеченное место уже занято машинами с воронежскими и московскими (!) номерами. Но ничего, проехали буквально 400м по лиственному лесочку вдоль берега и нашли себе другую удобную полянку на Дону (50.617831 39.917922), правда трава была по пояс, пришлось утаптывать Тигром.

b8fdcf2s-960
Вот так выглядит Дон на месте ночевки. Очень похож на Оку — как она выглядит в наших местах.

22fdcf2s-960
Мои юные походники

Утром (часов в 5) я проснулся от громкой какофонии птичьих голосов. Такого мощного птичьего хора я раньше не слыхал! Не знаю, сколько их там было в окружающих поляну деревьях и кустах, но они явно поставили себе цель выжить непрошеных гостей. И им это практически удалось, заснуть больше не получилось. Так что кто соберется туда ехать — берите с собой беруши или наушники для комфортного утреннего сна :-)
Также это утро ознаменовалось небольшой царапиной и вмятиной на крыле Форика. В лесу было слишком много деревьев, и с одним из них моя любимая не смогла разминуться. Off-road! Настроение было веселое, и никто не расстроился — шрамы только украшают мужчину! :-)
Выехав с поляны, решили заехать в сам хутор Ступино — пополнить запасы пресной воды. Добродушный местный дедушка благосклонно разрешил нам набрать водички из скважины, за что ему большое спасибо.
Хутор реально представляет собой деревушку домов в 15-20, некоторые из них вполне приличные, а некоторые вот такие:

72fdcf2s-960

Покинув гостеприимный хутор, двинулись дальше на юг. Дальнейшая дорога до Должанской косы ничем особенным не запомнилась, кроме огромной пробки после Ростова, образовавшейся из-за ремонта (или достройки) трассы М4. В ней было потеряно около часа. Забегая вперед, скажу, что на обратном пути мы стояли в такой же пробке в том же месте, но уже в обратном направлении.
На Должанку приехали уже в темноте, стали искать подходящий кэмпинг для стоянки. Как оказалось, в темноте это сделать непросто, т.к. у них нет указателей. Единственный кемпинг, имевший таковой указатель на дороге, был забракован по причине очень громкой музыки совсем рядом со стоянкой машин и палаток — в общем, не наш формат.
Рыская в темноте по Должанской косе, наткнулись на турбазу под названием "Серф-приют" (46.681150 37.738892). Под давление женской половины команды руководителем экспедиции было принято решение остановиться для начала на этой базе и затем днем осмотреться.
Наутро оказалось, что место довольно приятное, особенно если вы планируете "цивилизованный" вариант отдыха со всеми удобствами. Цена 4-х местного домика с удобствами — 4000р за сутки. 3-х местный домик, который взяли наши друзья — 2800р. Питание — отдельно, на территории имеется что-то вроде столовой с демократичными ценами и конечно же бар (пиво местное, вполне неплохое).
Вообще-то все тут посвящено серфингу — винд-серфингу (с парусом) и кайт-серфингу (с парашютом-крылом). Есть прокат, есть школа серфинга, с одной стороны море, с другой — залив, и каждый день как правило можно ходить или там, или там. Жаль, что я не серфингист. Если бы было больше времени — можно было бы попробовать, но в этот раз цель путешествия была другая — разведывательно-познавательная.
Разведка днем показала наличие большого числа кэмпингов вокруг. Ночью их не видно с "центральной" дороги, зато днем — прекрасно.
Итак, после двух ночей на турбазе переехали и встали с палатками в кэмпинге (46.676307 37.741661), цена стоянки — 350р в сутки с машины. За эти деньги владельцы территории предоставляют туалеты (страшненькие будочки, мы туда даже не заглядывали, т.к. туалет у нас был свой) и душ. Душ — будка с закрепленной на крыше бочкой, куда насосом качается вода из скважины. Бочка греется на солнце, получается тепленькая вода. Не Хиллтон конечно, но жить можно. Главное — что есть источник пресной воды.
Отдельно о нашем туалете. В поход был приобретен "мобильный биотуалет", представляющий собой 2 бачка и сидушку сверху. В один бачок льешь специальный раствор для растворениядерьма отходов жизнедеятельности, в другой — воду для смыва. Фотку как-то не подумал сделать… Сейчас доставать из коробки лень. Эту штуку ставили в маленький "палаточный домик" под названием походный душ (camp shower). Я сначала был против этой покупки, считая ее лишним грузом, была даже эмоциональная дискуссия с женской половиной на эту тему. Но на этой стоянке, где вокруг песчаная равнина, ни деревца, ни кустика — заценил все преимущества, женщины были правы. Сидишь и кайфуешь. Почти как дома :-)
Большое преимущество данного места было в том, что оно малолюдное. Не знаю почему, может еще не сезон. От нас до ближайших соседей было метров 150. И соседи были в основном люди, сосредоточенные на серфинге — не буянили и не "голливудили".
Еще за 350р хозяева кэмпинга понаставили на территории там-сям конструкции из металлических труб. Наверное, когда-то на них сверху был дощатый навес от солнца. На эту конструкцию мы натянули свой большой тент (6х6) — получилась отличная летняя кухня, она же столовая и продсклад :-)

d187cf2s-960
Наш лагерь — вид на море (Форик куда-то уехал)

fd17cf2s-960
Лагерь — вид со стороны моря

f017cf2s-960
Лопатка

dc17cf2s-960
Наслаждаюсь жизнью в тени палатки

Теперь о трудностях и лишениях, как же без них? Трудность была одна — дул сильный ветер с моря. В общем-то, днем оно было даже в кайф, не так жарко. Но когда поздним вечером, попивая темрюкский коньячок, и слушая завывания усиливающегося ветра, мы с Лехой вдруг поняли, что наши палатки начинают потихоньку выдергивать колышки из песка и готовиться к отрыву от земли, мы забеспокоились. И бросились принимать меры. Раньше у нас не было опыта установки палаток на песке (точнее, песок + ракушечник) при сильном ветре. Тут нужны либо удлиненные колья (которых, у нас, ясен пень не было) либо иное инженерное решение. А именно — роется ямка (лопата ведь не зря, очень полезный инструмент), туда загоняется колышек, сверху — горка песка. И так все. Плюс по периметру палатки присыпается по низу этакий "бруствер", чтобы снизу не задувало. В общем, меры помогли, и мы со спокойной душой отправили женщин и детей спать и продолжили неспешную беседу под коньячок.

3217cf2s-960
Я и моя Любимая

e517cf2s-960
Прогулки по косе

А вот так выглядит теперь конец Должанской косы (46.685295 37.732966). Когда мы были здесь в прошлый раз (в 2010) она была примерно на километр длиннее. Это видно и на спутниковых и топографических картах. Местные говорят, что осенью прошлого года был сильнейший шторм, и косу затопило. Бывший "край" виден теперь в море как маленький островок.

e917cf2s-960
Край земли Должанской

Мой старший ребенок увлекается изготовлением моделек внедорожников. Причем подготовленных. Вот образчик его творчества на фоне увлечения папы.

a717cf2s-960
Большой Тигр и маленький Тигренок

Забыл сразу написать. У нас 2 дня было бесплатное авиашоу. Над пляжем на разной высоте, парами и поодиночке летали военные самолеты и демонстрировали различные фигуры высшего пилотажа. Точнее, отрабатывали, поскольку, по имеющейся у меня информации, в Ейске находится военный учебный аэродром.
В общем, это было круто! Практически как-будто на МАКСе побывали :-)

И в завершение этой части — еще раз о ветре. По берегу валяется много сухого плавника, с топливом для костра проблем нет. Но вот зажечь этот костер — целое дело. Мне удалось это сделать на местном ветру только с помощью газового резака :-)

В принципе, в каждом из мест (районов), где мы побывали, можно было отдыхать и неделю, и две. Но цель похода была разведывательно-познавательная, поэтому нужно было двигаться дальше. И вот, числа кажется 18-го мы выдвинулись в сторону Черного моря. По рекомендации друзей, бывавших там ранее, в качестве места стоянки планировалась Бугазская коса (неплохие кэмпинги и народу немного).
Ехали неспешно, с остановками, поэтому по сложившейся уже традиции прибыли на место к темноте. Первые пару мест стоянки были забракованы из-за полчищ комаров, налетавших из близко расположенного лимана. В итоге остановились среди песчаных дюн (45.054596 37.077580) недалеко от станицы Благовещенская. Цена стоянки у местных кэмперов подороже — 550р в сутки с машины. Но оно того стоит — на территории очень приличный душ (притом что вся вода — привозная), вода есть питьевая и техническая, и та и другая — в неограниченном количестве. Кафе, где, как выяснилось позже, готовят неплохой плов и шашлык за скромную сумму денег. И пара магазинчиков, где можно купить все нужное для жизни (продукты и всякие хоз.мелочи). И даже дискотека, что для меня не плюс, а минус, но справдливости ради надо отметить, что она была то ли не очень громкая, то ли удачно расположена между дюнами, в общем — не мешала.
Территория большая, и условно делится на две зоны — куда доезжают пузотерки, и куда не доезжают. В 500 метрах от моря идет накатанная грунтовка, по которой едут все машины. Дальше к морю начинаются песчаные дюны. Соответственно, кто-то ставит палатки в непосредственной близости от дороги и ходит пешком к морю. А кто-то может доехать почти до моря и наслаждаться проживанием в "первой линии отелей" (вот оно, преимущество полного привода и других атрибутов внедорожников).

b9c02f2s-960
Наш лагерь

К слову сказать, песочек довольно коварный. Тигр на понижайке ехал без проблем даже на накачанных колесах (резина MT 32"). А вот Форику было тяжеловато на шоссейном давлении (резина AT 27"), но достаточно было подтолкнуть. То же самое со Шнивой — приходилось или сдувать или толкать (тот же размер, что у Форя, резина AT). За время стояния в этом месте несколько раз пришлось "спасать" неосторожных водителей, переоценивших возможности своего авто. При этом, как правило, у этих людей не было даже лопаты с собой :-)

2b102f2s-960
Вид на пляж. Люди, ау!

Вскорости (через день) приехал Дима и постучался в 4 утра ко мне в палатку, и мы на радостях сели завтракать в честь воссоединения походной команды. Это был самый ранний завтрак с коньяком в моей жизни.
А потом мы начали праздновать День Рождения Полинки. По этому поводу моя любимая жена Зиночка замутила "пиратскую вечеринку", в которой участвовали и юные пираты, и взрослые. Все нанесли "боевую раскраску" на лица.

f8702f2s-960
Конкурсы и загадки

2c702f2s-960
Старшие пираты что-то пьют. Наверное, ром, а может и коньяк :-)

29702f2s-960
Главный пират — Джек Воробей. Ну поправился малость, и что? :-)

b5702f2s-960
Нашли пиратский клад!

fd702f2s-960
Джек Воробей со своими женщинами

5b702f2s-960
Праздничный тортик

По поводу моего заклеенного носа отдельная история. Накануне вечером мы умудрились высадить в ноль аккумулятор у Форика с помощью походного холодильника. Не проблема, есть другая машина, провода есть — но короткие, заразы. К Тигру были привязаны разные растяжки, отвязывать и подъезжать лень. Ведь у меня есть лебедка. Если гора не идет к Магомету… В общем, с помощью лебедки подтащил я Форика поближе к Тигру, все отлично. Но на конце синтетического троса у меня имеется что-то вроде защитной изоляции, т.к. конец этот обычно висит на морде, и она видимо нужна для защиты троса от влаги, грязи и т.п. Да ХЗ зачем она нужна. Расстояние было маленькое, и эта изоляция зашла в угол клюза, сложилась гармошкой и трос застрял. Я зацепил крюк за проушину и начал искать рычаг, чтобы вытащить трос обратно. Монтировка — не годится, короткая. О! Лопата с длинной ручкой! Потом я много раз задавал себе вопрос — ну зачем я воткнул лопату черенком в песок, лезвием вверх, а не наоборот? В общем, рычаг сработал, трос выскочил из клюза, лопата долбанула меня лезвием по носу. И это правильно, не надо быть таким идиотом совершать необдуманные действия с риском для безопасности! Поговорка есть про грабли, а про лопату — почему-то нет. Недоработка.
Жена быстренько оказала мне мед.помощь, и следующие дни я ходил с заклеенным пластырем носом (что отражено на фотках). Все кончилось хорошо, но как говорится — добрым молодцам урок по охране труда :-)

Еще немного фото.

b3a82f2s-960
Пиратский капитан

d5a82f2s-960

a3a82f2s-960

73a82f2s-960
Любимая женщина

aba82f2s-960
Прикольный фаллический символ

45682f2s-960
Дети играют в 'Белое солнце пустыни' :-)

Кстати, о ветре. Он был такой же зверский, как и на Должанской косе. Только мы уже были опытные — сразу при установке палаток все укрепили как надо.
Кроме пиратских вечеринок, у нас бывали и вылазки по близлежащим окрестностям. Например, наши женщины ездили в Анапу. Дима катался с пацанами в Новороссийск. А мы с Лехой делали вылазку на Темрюкский коньячный завод и попутно посетили музей военной техники в Темрюке, а также крокодиловую ферму в станице Голубицкая.
Кратенький фотоотчет:

d9982f2s-960
Музей 'Военная горка', Темрюк.

76582f2s-960
Броня крепка, и танки наши быстры!

80582f2s-960
Война войной, а обед — по расписанию!

e0582f2s-960
Зубастая мелочь

88582f2s-960
Покатай меня, Большая Черепаха!

ce582f2s-960
Крокодил Гена и его друзья

На море было так хорошо, что уезжать не хотелось. Честно сказать, был малодушный момент сомнений типа "а может ну их нафиг, эти горы, как-нибудь в следующий раз, останемся тут до конца…". К счастью команда эти сомнения не поддержала и в единодушном порыве высказалась за дальнейшее движение.
И вот, "22 июня, ровно в 4 часа…". Нет, конечно не в 4, а как обычно в 12, мы собрались и поехали в сторону Краснодара.
В Краснодаре живет давняя подруга моей половинки (вместе учились когда-то), поэтому частью маршрута стала "встреча на Эльбе", то бишь на Кубани. Посетив гостеприимный дом подруги, и затем на практике познакомившись с вполне "нормальными" краснодарскими пробками (потеряно 1.5ч на выезде из города), мы к вечеру вырвались на оперативный простор — на дорогу в сторону Майкопа. Вот тут нас ожидали первые приключения.
Надо заметить, к этой поездке я более тщательно готовил Тигра. Машина постарше, да и тагазовская сборка дает о себе знать. Полная диагностика ходовой, замена сайлентблоков на полиуретан (повлекшая за собой и замену нижних рычагов — это отдельная история). Взял с собой некоторое количество запчастей (традиционно ничего не пригодилось). А вот по Форику — просто сделал очередное ТО, не ожидал никаких подвохов. Машина новая (2012г), японская марка, японская сборка. Вот он видимо и обиделся, приревновал, решил привлечь к себе повышенное внимание. Короче, посередине между Краснодаром и Майкопом загорелась лампочка "низкое давление масла". Остановился на ближайшей заправке (Лукойл). Проверка — уровень масла в норме. Лампочка горит, метод "выйдем-зайдем" — не помогает, ехать просто так страшно. Время — 21:30. Что делать? Правильно, звонить другу! А именно Володе (известному как Олень из клуба LiveSuba.ru).
Олень не подвел, респект ему и уважуха (кстати, он также известен как организатор внедорожного мероприятия Оленья Тропа, где мы собственно и познакомились). Этот добрый человек по пути с работы домой (!) сначала долго консультировал меня по телефону — куда смотреть, что искать (датчик? масляный фильтр? масляный насос?). Потом на форумах нашел телефон спеца-субариста из Краснодара по имени Евгений. Звонок Евгению (пароль "я от Димы с ростовского суба-форума"), уже одинадцатый час. Этот добрый человек также терпеливо меня (совершенно незнакомого ему человека!) консультирует и объясняет куда тыкать под капотом. А также дает телефон проверенного сервисмена в Краснодаре, куда нужно с утра тащить Форя если совсем плохо будет (например, с нерабочим масляным насосом ехать нельзя, если движок дорог).
Но, слава Богу, все оказалось не так уж плохо. После сброса датчика (отключение аккумулятора на 15 мин) и долива еще масла (на всякий случай) ошибка пропала, и мы двинулись дальше (после того случая Форик прошел порядка 3 тыс.км — ошибка не появлялась, а лишнее масло я потом слил).
Еще раз спасибо всем добрым людям (Олень, Евгений из Краснодара), помогавшим советом в этой напряженной ситуации!

Итак, традиционно в темноте мы прибыли в п.Каменномостский (он же Хаджох). К счастью, один из экипажей нашей команды (Дима на Шниве) ехал другой дорогой (без заезда в Краснодар) и поэтому приехал раньше. Поэтому к нашему приезду он уже арендовал 3 прекрасных бревенчатых домика в гостевом доме "Три медведя", который располагается прямо на берегу реки Белая.

b31c7f2s-960
Вот такие виды открываются прямо от ворот гостевого дома

Цена вопроса — 3000р за сутки (4-х местный домик + беседка на улице + мангал + парковка возле дома). На следующее утро я провел коммерческие переговоры с хозяйкой, после чего цена понизилась до 2500р за сутки :-) В принципе, потом мы видели неплохое жилье и подешевле (например, в п.Гузерипль, который южнее, есть гостиница за 1500р в сутки), но лучшее — враг хорошего, к тому же времени было немного. В целом рекомендую путешественникам приезжать сюда:
а) в светлое время суток, чтобы было время на разведку жилья,
б) на подольше (у нас было всего 2 полных дня).

34c27f2s-960
Команда Южного похода

На следующий день мне исполнилось 40 лет. И этот день рождения я встретил так, как не встречал до этого никогда. Мы поехали непосредственно на плато Лаго-Наки, которое находится на территории Кавказского биосферного заповедника. Дорога от Хаджоха на юг идет по дну ущелья, с одной стороны — скалы, с другой — река Белая. Такая красота, хоть каждые сто метров останавливайся любоваться.

9a627f2s-960

Периодически встречаются стада лошадей или коров, и пастухов поблизости не видно. Такое впечатление, что они сами гуляют, пасутся, а когда надо — возвращаются домой. Причем на дороге чувствуют себя хозяевами.

6e827f2s-960

А еще большая красота ждала впереди. Доехали на машине до КПП, прослушали инструктаж, заплатили 200р с человека (это плата за сутки пребывания на территории, не знаю, на что идут эти деньги — возможно, на организацию экспедиций по спасению заблудившихся туристов :). Дальше можно еще немного проехать на машине (километра полтора), а дальше — пешком. По заповеднику проложены многочисленные пешеходные тропы, собственно по ним только и разрешено ходить. Правила довольно строгие, но как отслеживается их выполнение — не совсем понятно.
И вот оно, плато Лаго-Наки (44.055689 40.022489)!

e8827f2s-960
Высота около 1800м над уровнем моря

dcc27f2s-960
Облака — рядом

Описывать словами все это великолепие — под силу только великим мастерам пера. Да и то вряд ли. И фотографии конечно тоже не передают всю полноту ощущений. Приезжайте и ощутите сами!
В тот момент я поймал себя на мысли, что мне уже не хочется путешествовать, например, по Европе, когда у нас в стране есть столько интересного, что и жизни не хватит все это увидеть.

4f227f2s-960
Ледник — куча нерастаявшего снега

34a27f2s-960
Моя любимая горная козочка :-)

fea27f2s-480

e0627f2s-960

На следующий день мы поехали еще южнее, к поселку Гузерипль. По дороге иногда останавливались полюбоваться красивыми видам и сделать немного фотографий.

f5127f2s-960
Очередной мост через р.Белая

60927f2s-960
Внизу — теснина реки

b2927f2s-960
Если не искупаться, то хоть помыть копыта — себе и Тигру :-) Вода холоднющая!

В этот день сюрпризы стал преподносить Тигр. В какой-то момент обнаружилось дребезжание откуда-то снизу. Полевой осмотр не дал результатов.

17927f2s-960
Экспресс-диагностика подвески

Все на месте, ничего вроде не отвалилось, машина нормально едет, только в особенно крутых виражах (а на горном серпантине их много) — снизу металлический дребезг. На тот момент я решил забить, расслабиться и ехать дальше (как обнаружилось потом, уже по возвращении в Ступино, оторвались резиновые подушки-амортизаторы выхлопной системы, и выхлопная труба просто-напросто стучала по раме).
Такая мелочь не испортила праздничного настроения, и по горному серпантину мы доехали до еще одного входа в заповедник (тут асфальтовая, да и всякая иная дорога заканчивается). КПП здесь только строится, поэтому вход пока бесплатный :-)
Я наметил план — дойти пешком до точки под названием "Инструкторский перевал". Всего-то 2.8км, казалось мне. Ага, щас! Прошли мы наверное, только половину этого пути. Уже метров через сто широкая ровная тропа превратилась в узкую тропинку, петляющую среди скользких грязных камней, поваленных деревьев и горных ручьев и речек. Вот тут я понял, что такое настоящий off-road :-)) Ползешь на моноприводе (т.е. на своих двоих) среди всего этого грязно-мокро-скользкого великолепия, причем непрерывно вверх. Нужно очень внимательно смотреть — куда ставить ногу, иначе рискуешь получить как минимум вывих лодыжки.

91727f2s-480
Вот такая вот тропинка

А вокруг — КРАСОТА. Горный лес. Под ногами — камни. Выше — камни побольше (горы). Чище воздуха — только вода в горных речках. Лучше гор могут быть только ГОРЫ. Приезжайте — прочувствуете сами!

5fd27f2s-960
В лесу родилась елочка. Лет этак 300 назад :-)

50327f2s-960
Типичный пейзаж

d8327f2s-960
Вышли из леса на плато (опять где-то 1800). Вдали — 3 вершины под названием Трезубец (44.010843 39.984061).

Вниз спускаться оказалось не намного проще, вопреки ожиданиям, т.к. съехать на попе по скользкому склону и врезаться в какой-нибудь камень или дерево не очень хотелось. Но мы справились :-)

6e727f2s-960
Заслуженный перекус после прогулки по горному лесу

21727f2s-960
Горный Тигр

Дорога домой прошла в штатном режиме, опять попали в пробку южнее Ростова.
25-го вечером заночевали в довольно красивом месте на берегу р. Калитва (граница Ростовской и Воронежской областей) — 49.193336 40.569992. Все поле вокруг было изрыто большими норами (диаметром около 30 см). Обитатели нор так и не показались, поэтому узнать кто там живет, не удалось.

Поездка однозначно получилась на славу! Разведано много интересных мест, получено море позитивных впечатлений и ощущений. Если спросить себя — что понравилось больше всего? — ответ будет "горы". Обязательно нужно вернуться сюда более вдумчиво. К примеру, там на каждом шагу висят объявления "прогулки на джипах по горам" (видел эти джипы — обычные УАЗики на 32-х МТ, даже без лебедки). В следующий раз, когда будет больше времени, нужно будет вступить в контакт, взять проводника на УАЗике и прокатиться с ним по местным внедорожным маршрутам.

И напоследок — еще немного фото в качестве бонуса

Всем мира и добра!

28.03.2023
Про АКПП