Шноркель. Лекция о гуське.

Куда и почему должен смотреть гусёк шноркеля на самом деле.

текст: Лёня НЕМОДНЫЙ
фото: автор, Евгений БЕЛЯЕВ, компания Safari Snorkel

IMG_4497

Приезжает тут ко мне товарищ. Машина подготовленная, лебёдки-пороги-шноркель-силовое всякое. Гусёк шноркеля смотрит назад. Я давай его фотографировать.

20684_972638759437400_3623415174834936651_n

Товарищ спрашивает, мол, чего фоткаешь? А я отвечаю – в блог хочу написать о том, куда должен смотреть гусёк, нужна фотка как не надо. Ну и понеслась – «почему не надо?», «а как надо?». И тут я забрался на воображаемую кафедру и начал вещать.
Вот скажи мне, дружище, а почему у тебя «симаки» стоят галочкой по направлению движения? Ведь если наоборот развернуть, так они же лучше за грязь цепляться будут. Вот ты сейчас смотришь на меня как на идиота, ведь тебе совершенно понятно, что не просто так направленная резина ставится определённым образом – воткни её наоборот и покрышка напрочь лишится способности к самоочистке, да и на асфальте будет вести себя деструктивно. Ты это знаешь, понимаешь, и потому сказанное мной воспринимаешь как форменную глупость. Но это не мешает тебе разворачивать гусёк шноркеля назад и рассказывать что так удобнее. Всё потому что принцип его работы тебе не известен, инструкцию ты не читал, и в том куда его повернуть руководствуешься какими-то своими собственными выводами основанными на личном мироощущении и утверждении что «у всех пацанов так».
Пожди, не перебивай, сначала дослушай. Про дождик попадающий внутрь если вперёд развернуть потом скажешь. Смотри на гусёк. Видишь что он шире трубы на которую надет. При этом надет он достаточно глубоко (надевать гусёк нужно до упора, на нём есть специальные ограничители, глубже чем надо не наденешь) и труба воздуховода заканчивается значительно выше того места где он снова сужается. Гусёк смотрит вперёд, и во время движения воздушный поток заходит в него не создавая разряжения, наоборот, чем выше скорость машины тем больше давление воздуха. За счёт высокой скорости прохождения создается эффект центрифуги и все тяжелые частицы, содержащиеся в заходящем потоке, в том числе и капли воды, пролетают над трубой воздуховода и бьются о заднюю внутреннею поверхность гуська, по которой и стекают вниз. Видишь прорези внизу гуська? Это выходные отверстия, через которые вся грязюка попавшая в гусёк вытекает наружу.

air_ram1

Что говоришь — думал что это чтобы хомут лучше зажимал? Китайцы тоже так думали, потому как скопировав австралийский шноркель не стали заморачиваться и не только не сделали эти прорези требуемой ширины, но и не дорезали их до той высоты на которой они должны заканчиваться. В результате при установке гуська отверстий в нижней части нет и грязи уходить некуда. Если у тебя такой шноркель, то сними гусёк, возьми в руки острый нож и сделай эти щели шириной в полсантиметра и высотой как у оригинального гуська, и будет тебе счастье.

IMG_2620

Если этого не сделать, грязь, не имея выхода, скапливается между гуськом и трубой, а когда забивает всё свободное пространство, начнёт идти напрямую в воздуховод. Ах если назад развернуть грязи меньше будет попадать? Ну-ну…
Когда ты разворачиваешь гусёк назад, то вместо избыточного давления в воздухозаборе создаётся разряжение и шноркель начинает работать как пылесос, потому вся та грязь и влага что содержится в воздухе, в том числе и та что поднимается колёсами попадает напрямую в воздуховод, потому что конструктивная особенность формы гуська позволяющая ему отсеивать грязь из воздуха не используется. Это что касаемо конструктива.
Думаешь, я всегда такой умный был? Да если бы. Помнится в 2005 году, когда мы с Пашей Дефом поехали в Нарьян-Мар, я развернул гусёк назад, потому что снег попадёт и вообще так лучше.

IMG_6533

Через несколько дней пути на зимнике в ста километрах от Харьяги Деф начал терять тягу, я не понимал что происходит, машина просто отказывалась ехать. Идущий следом Витя (Винтик) Можаров, сказал мне по рации что из глушителя валит чёрный дым похоже смесь очень богатая. Я, естественно, немедленно перепугался, остановился и полез под капот. На первый взгляд всё было штатно и я решил снять крышку с воздушного фильтра, для того чтобы посмотреть нормально ли поступает воздух. Мотор 300Tdi штука простая как швейная машинка Зингера. Я открутил барашек с крышки «воздухана», но саму крышку снять не смог, она как будто приклеилась к корпусу. Я потянул сильнее с применением тайной джиперской мантры «снимайся, сука!», произносимой на выдохе. И крышка поддалась. Вся внутренняя поверхность воздушного фильтра представляла собой единый ледяной монолит, с вмороженным в него воздушным фильтром. Снег на севере мелкий и сухой как пыль. При движении ходом он накрывает машину на манер водяных потоков. Из под колёс так же разлетается веером. Так вот, всё что вылетало из под правого переднего колеса летело прямиком в гостеприимно развёрнутый гусёк шноркеля, в корпусе фильтра таяло и снова замерзало. В результате мы получили то, что получили. Пока наш обледеневший фильтр размораживался под печкой в тойоте Винтика, я развернул гусёк шноркеля в первоначальное положение, в котором он и находится по сей день.

img_6855

Ясно тебе? Ну и славно. Что? Веточки в лесу побьют? Так в лесу его и разворачивай, коли охота, да не на сто восемьдесят градусов, а на девяносто, пусто он на середину лобового стекла смотрит. А как из леса выехал, верни его в штатное положение. Только смотри чтобы воздухозабор близко к крыше не оказался, а то как бы он с неё воду «пить» не начал.
Что говоришь? А как же шноркели у которых нет гуська, они назад смотрят и ничего? Так они потому назад и смотрят что у них нет гуська, грязь отсеивать нечем. Упрощённая конструкция с массой недостатков.
А вообще для того чтобы бороться с пылью, насекомыми и прочим мусором существует отдельная насадка-сепаратор, которая устанавливается вместо гуська, но сейчас речь не о ней. Просто знай что таковая существует.

IMG_2386

Говоришь, ездить с развёрнутым назад гуськом много лет и всё хорошо. Ну чего, молодец, езди и дальше, я лично не против. Вполне можно ездить с развёрнутым гуськом, можно на грязевой резине зимой, можно разворачивать колёса наоборот, вообще можно посвятить свою жизнь борьбе с конструктивным предназначением, но лично для меня внедорожник с гуськом развёрнутым назад всегда был и будет признаком, характеризующим его владельца определённым образом.
На этом моя лекция закончена. Можешь разворачивать гусёк в любую понравившуюся сторону, об одном прошу, не рассказывай другим о том, что именно так он работает лучше всего, ибо среди новичков посеешь ложные представления, а среди тех кто в теме будешь выглядеть не лучшим образом.

P.S. Если вы собираетесь написать комментарий в стиле: «Почитал. Полная фигня, автор ничего не понимает в устройстве шноркеля», то лучше начните его так: «Почитал, фигня полная, конструкторы австралийской компании «Safari Snorkel» ничего не понимают в том куда должен смотреть изобретенный ими гусёк». Ведь это согласно инструкции завода изготовителя он должен быть развёрнут именно вперёд».