Три истории о разборте.

Ко мне часто обращаются за внедорожными советами, в том числе и по поводу забортирования колеса.

Я даже сделал некое фотопособие на эту тему. Но таким подкованным я был далеко не всегда. Когда столкнулся с разбортом впервые, всё прошло далеко не так гладко как в упомянутом выше пособии, но дало мне бесценный опыт в борьбе с собственной глупостью и некомпетентностью. Затем был замечательный случай фееричного забортирования колеса бензином, при котором я выступал в роли зрителя, ну и не так давно случилась очередная история из цикла «делаем, потом переделываем, потом думаем». Об этих трёх случаях из моей внедорожной биографии я сегодня и расскажу.

История первая
Некомпетентное руководство.

Дело было в далёком 2004-ом году. Наш славный клуб «4х4тур» отправился в лес на субботние покатушки, продолжавшиеся с пятницы по вторник. Об этом эпическом путешествии я позднее написал рассказ «Азимут на Жопеево».
И вот когда суббота уже окончательно превратилась в понедельник, и сил на борьбу оставался совершенный минимум, Влад по прозвищу Вишенка лихо засадил свою восьмидесятку в заболоченной канаве. Нам удалось довольно быстро извлечь его оттуда при помощи «Шишиги» Балласта, но когда машина выбралась на твёрдое, обнаружилось что одна из покрышек отделилась от машины и проделала путь наверх самостоятельно. Мы стояли и смотрели на огромный шмат грязи, разместившийся рядом с оголённым диском. Внутри этого вонючего сгустка торфа помещалась покрышка, которую надо было как-то вернуть обратно на диск. Мой пилот Паша Деф (по совместительству доцент кафедры социологии журфака МГУ) незамедлительно провел небольшой, но очень профессиональный социологический опрос среди собравшихся на тему «Насколько хорошо вы умеете забортировать шину полностью слезшую с диска?». Результаты соцопроса показали, что никто из присутствующих этого никогда не делал, более того, не представляет как вообще  к этому делу подступиться. И тут мы с Пашей взяли руководство на себя. И совсем не потому что сами имели хоть малейшее представление о данном вопросе, просто кто-то должен был это сделать. Объявив о том, что мы сейчас всем расскажем как и что делать, мы заимели благодарную и полную внимания аудиторию из десятка грязных и усталых покорителей бездорожья.
Для начала мы велели снять диск с машины. Это было исполнено с огромным энтузиазмом. Пока, народ мешая друг другу, крутил гайки, я пытался сообразить что же делать дальше, судя по ошарашенному выражения лица Павлика те же мысли терзали и его. К тому моменту как наши исполнительные коллеги приволокли диск и очищенную от грязи покрышку, никаких новых мыслей у руководства не появилось. «Чего дальше-то?» - спросил кто-то из аудитории. «Неужели непонятно?» - ответил я, сделав некие загадочные пассы руками. «А, точно, надо покрышку на диск вернуть, тащите монтировки!» - работа закипела с новой силой, дав нам с Пашей очередную отсрочку в руководстве неведомым.
И вот шина на диске и электорат ждёт новых мудрых указаний. «Надо как-то одну сторону на диске закрепить» - шепчет мне Паша. «Как?» - шепчу я в ответ. «Да хрен его знает!» - громко отвечает поддавшийся эмоциям Паша. Группа замирает в бездействии. Это подстегивает умственную деятельность и мы с Павликом, проявляя чудеса эрудиции и маркетинга, начинаем творить. Под нашим чутким руководством коллектив выпиливает большую колоду, на неё кладет диск, затем встает ногами по кругу и, обнявшись, начинает дружно прыгать. В результате этих манипуляций внутренний обод шины плотно садится на закраину диска. Дальше все проще – выворачиваем ниппель, подключаем компрессор и… ну тут, правда, сразу по-умному не получилось, ибо, следуя нашим директивам, ребята поначалу взялись руками за покрышку и попытались притянуть её к диску, чему несколько мешали засунутые внутрь руки. Но мы быстро скорректировали руководящие действия, руки переместились вниз под покрышку и, подняв её вверх, прижали шину к диску. На этом все приключения по заборту закончились. Единственное что мы забыли (потому что не знали), это сказать ребятам чтобы они оставили покрышку в покое после того как давление пошло. Поэтому наши подчиненные так и держали покрышку на весу, пока она не хлопнула, усаживаясь на свое место на диске, обдав при этом лица участников процесса небольшой порцией грязи. Но за это на нас с Пашей никто не обиделся, потому что все были искренне уверены в том, что исключительно благодаря нам они вообще смогли собрать колесо.
На этом наше первое приключение по забортированию колеса благополучно закончилось, предоставив бесценный опыт, а впереди (буквально через десять минут) нас ждал новый опыт, на этот раз по замене колеса на ГАЗ-66 в условиях низких температур, болотных грунтов а так же физического и морального истощения.

История вторая
Взрыв.

Случилось это за год до описанных выше событий в 2003-ем. Мы проводили АТС-1 – Первый Авто-Туристический Слёт. Ему предшествовали посиделки на кухне у «Маркизов» где мы под руководством Андрея Форосенко (Главного) придумывали забавные конкурсы типа слепой змейки и метания хайджека. И вот наступил день мероприятия. Основным элементом соревнования стала небольшая трасса в стиле кросс-кантри с двумя бродами и участком глубоких колей. Само мероприятие как-то сразу пошло наперекосяк. Для начала две из трёх имеющихся в клубе  «шишиг» заблокировали своими телами трассу.

pc060011

Балласт разложил коробку, а Кашалот застрял в броду и срезал шпонку лебёдки. Кашалота мы оттуда извлекли довольно быстро (даже стемнеть не успело) то Балласт завис на пару дней, естественно, конфигурацию трассы пришлось менять. Как только вытащили машину Кашалота, Серёга (Стамина) мастерским маневром положил свой УАЗик набок в том же броду и встав на заднее колесо своего поверженного коня начал крутиться на нем пританцовывая что-то похожее на танец маленьких утят.

pc050107

В конце концов нам всё же удалось дать старт гонке. К тому моменту часть участников уже успела накидаться водкой. Увы, в те времена это было распространенное явление, да и сегодня пьяные люди на трассах внедорожных соревнований по-прежнему  встречаются. На сегодня строгие правила на запрет алкоголя за рулём есть лишь в небольшом количестве клубов, включая мой, ну да я отвлекся.
Один из экипажей УАЗа, не буду называть имена, себя они и сами узнают, а остальным эти ф.и.о. всё равно ничего не скажут, так вот, отправился этот экипаж на покорение трассы, и в силу общей мозговой расслабленности разулся в колеях. От помощи они отказались и гордо ползали вокруг машины (не столько из-за опьянения, сколько из-за глубины и мягкости колей) готовясь к забортированию. Колесо сняли, положили на грунт, а сами уселись вокруг. Для начала в шину была вылита полная консервная банка бензина. Этого количества показалось недостаточно, поэтому после непродолжительной (минут на пять) беседы, была вылита ещё одна такая же банка. Затем снова разгорелась полемика на тему «как и чем поджигать», заняла она достаточно времени чтобы пол литра бензина в колесе обзавелись достаточным количеством паров. И вот, то ли от скуки, то ли по каким еще причинам, кому-то из коллектива надоело слушать препирательства, и он бросил на покрышку зажженную спичку.
Я в этот момент находился метрах в трёхстах. Дирижировал конкурсом катания запаски на время. Тут раздался страшный взрыв. На секунду заложило уши. Я подумал, что у кого-то взорвался бензобак и я, как и все остальные, побежал к эпицентру. Когда мы приблизились, перед нашими взорами открылась следующая картина. Вокруг остывающего забортированного колеса лежало три неподвижных тела. Они валялись на спинах ногами к колесу, и напоминали по форме значок лидера немецкого автопрома. Не успели мы подойти ближе, как тела пришли в движение, начали подниматься с земли, озираться и орать друг на друга. Голос они повышали не от раздраженности, а в следствие контузии, последствия которой, к счастью, со временем прошли.
Глядя на копошащихся пьяных человечков я окончательно утвердился в мысли, что забортирование взрывом, как и пьянство на трассе, не мой путь.

История третья
Нелепые ужимки внедорожного гуру.

В 2014-ом году, то есть прошлой весной, мы с нашим неутомимым Немодным клубом отправились на Старо-Калужский тракт прокатиться. Погода стояла тёплая, дорога была расквашена по самые не балуйся. В общем, настоящий праздник хайджека и лебедки. И вот, пребывая в прекрасном расположении духа, я немного разбортировался. В том смысле, что покрышка немного отделилась от машины. Да,  да, друзья, вы правильно понимаете, точно так же ка в первой истории. Но теперь я был уже не начинающим джипером делающим первые робкие  шаги на ниве бездорожья, а настоящий корифей, да что там – гуру оффроуда. Опытный, вдумчивый, досконально знающий все, что вообще можно знать про оффроуд (и ещё четыре листа регалий и справок о знаменитости). Как вы понимаете, такому человеку забортировать колесо это как семечку слузгать, только еще проще. Буквально на прошлой неделе, в такой же ситуации мы потратили на заборт минут десять, и сегодня, когда вокруг столько благодарных зрителей, конечно же я справлюсь ещё быстрее. Помочь мне вызвались Серёга (Сотка) и  Лёха (77). Два КМСа и один мастер спорта международного класса. Вы представляете какая это мощь! Серёга привязал своего пса к ближайшим кустам, и мы приступили.
Когда одна сторона покрышки была уже надета на диск, выяснилось что вторая повторять её судьбу не спешит. То есть не спешит вообще.  Две огромные монтировки, напряжение сил здоровых мужиков и ничего. Ноль. Зеро. Бланк. При этом Рей – серёгин овчарк, всячески страшно переживает за судьбу хозяина и очень старается помочь, поэтому ко всем неурядицам с покрышкой мы еще с ног до головы обмотаны длинным прогулочным поводком и то и дело нам в руки и лица втыкается мокрая, грязная и от того очень жизнерадостная морда. При этом зрители с каждой новой минутой наших нелепых ужимок всё менее подобострастны, да что там, над нами попросту ржут.

20140412_130359

Понимая, что этот шапито надо как-то прекращать, останавливаем руки и подключаем мозг. Ну естественно… Внедорожный диск имеет разный диаметр закраин, внутренняя больше внешней. Теперь вопрос к аудитории: через какую сторону мы начали натягивать шину? Правильно, через внутреннюю. Ну теперь-то, когда разобрались дело наладится. Только надо шину снять с диска и надеть с другой стороны. Пять минут позора, колесо собрано и забортировано. Обвожу взглядом присутствующих, ржут в голос. Авторитет великого гуру подорван в очередной раз.

IMG_2241

28.03.2023
Про АКПП