Пустыня Гоби или по Монголии на Кадиллаке

Наши замечательные соклубники Боря и Роксана, оставив своих шестерых детей на попечение друг друга, отправились в путешествие по Монголии на своем городском Cadillac Escalade.

текст: Боря Трэйловод
фото: Боря и Роксана
Полный фотоотчет о поездке>>>

Пустыня Гоби
или по Монголии на Кадиллаке

Предыстория

Идея о Гоби зародилась, наверное, ещё во время нашей клубной экспедиции на Мангышлак в 2011 году.  И в том же году Ярик и Саша ЧАО рванули в Западный Монгольский Алтай, но пустыня осталась за пределами досягаемости этой экспедиции. Тогда то родилась мысль о целенаправленном путешествии в Гоби. Саша ЧАО предложил мне в 2012 году реализовать эту тему, но в силу личных, семейных и технических обстоятельств экспедиция не состоялась. И только зимой 2014 мы вернулись к этой идее.

004

Подготовка

Была найдена монгольская туркомпания, специализирующаяся на автотурах по стране, и уже в апреле мы имели контракт на оказание туристических услуг, маршрут движения, трафик и карта. При составлении маршрута были учтены наши пожелания по относительно небольшому суточному пробегу порядка 220 км, остановки в местах с водой (озёра, реки, ручьи), посещение достопримечательностей и, главное, пустыни Гоби с Красным каньоном.
Контракт был подписан, аванс проплачен. Дата старта назначена на 7 августа на КПП в Монголии.

Команда

Итак, команда. Саша ЧАО с супругой Наташей и, соответственно, мы - Трэйловоды- Боря и Роксана. На монгольской стороне к нам присоединился экипаж сопровождения на УАЗе – переводчик Вася и водитель Даулет.

Машины

TLC 105, 4.2 дизель, ATZMickyTomson 33”, экспедиционный багажник, доп.топливный бак, бак для воды на 60 литров на багажнике.

IMG_1084

CadillacEscalade, 6,2 бензин 92, АТ СooperDiscaverer, штатный бензобак 100л, канистры Экстрим Самаратара 20л -3шт, на крыше на штатных рейлингах, канистра Экстрим 15л для воды на крыше. Для увеличения просвета в подбрюшье, демонтированы выдвигающиеся пороги.

IMG_0976

Обе машины оборудованы полноразмерными спальными местами.

Машина сопровождения – УАЗ тентованный в заводском исполнении + канистра для бензина 20л дырявая…

Старт

31 июля 2014 были произведены продуктовые закупки, из расчёта полной двухнедельной гастрономической автономии. И уже в 4-00 1 августа из-под Подольска был дан старт на Монголию!

Дорога по России

Путь до Алтая был выбран по северному варианту: Москва-Ярославль-Кострома-Киров-Екатеринбург-Омск-Новосибирск-Бийск-Горноалтайск. Считается что грузопоток по этому пути значительно ниже, чем по более южным направлениям.

IMG_0982

Проскользнув до утренних московских пробок, ушли на Ярославку и уже в 7-30 прошли Ростов, а вскоре у Ярославля свернули на Кострому. Костромские дороги запомнились несметным количеством асфальтовых заплаток, и дорога часто была похожа на старое лоскутное одеяло, при том, что откровенных ухабов и ям не было.  Улыбнули два указателя названия рек – Великая и Дикий, где в первом случае ожидали длинный мост над великой рекой, а во втором – мощный ревущий поток. На яву обе реки оказались заросшими болотцами с полуметровым зеркалом чистого русла.

Купили на дороге ведёрко костромской черники, которая прекрасно проехала до середины Монголии в автохолодильнике.

Вот уже и Кировская область. Встали на ночёвку на реке Вятка, немного не дойдя до Кирова.  Плановые 950 км пройдены!Вятское утро встретило нас густющим туманом. Быстрый кофе с кашей и в путь.

IMG_0977

 Удивили дороги Кировщины. Вполне приличные. Ремонт почти везде закончен. Езда по таким дорогам довольно комфортна, и к вечеру вышли на предполагаемое место ночёвки на речке под Екатеринбургом. Место было выбрано заранее по фото Гуглу. Да река есть, но грязно, болотисто, и ночевать там не захотелось. Пришлось искать другое место. И нашли… на недостроенном автобане.

IMG_0988

Но после ужина появились мотостритрейсеры и начали прокатку. Ночь обещала быть томной…. Пришлось опять менять место. В поисках прошли км 50, прошли Екатеринбург и заночевали в глухом лесу, чуть съехав с обочины.

Переход Екатеринбург-Омск был, пожалуй, самым маловыразительным. Вокруг плоский ландшафт, редкие леса, болота. И так целый день. Дороги хуже, чем в других областях. Еле доехали до омских земель. В Омске заселились в гостиницу Молодежная, где оказалось вполне прилично и по сносным ценам.

Утром опять старт в сторону Новосиба. Дорога снова скучновата. Развеяла несколько стоянка для дальнобойщиков с табличкой «К медведям не подходить!». Оказалось, что в сварном вольере, точнее в клетке живут два здоровых зверя. И такая тоска у них в глазах была, что сразу захотелось их отпустить…

IMG_0992

Вечером вошли в Новосибирск, проехали по городу до плотины ГЭС, сфотографировались на набережной Новосибирского моря, пересекли плотину, вышли из города и остановились в роскошной  гостинице на противоположном берегу.

IMG_1011

Следующий день ознаменовался переходом на Алтай. Оставив слева Барнаул, прошли Бийск, где планово поменяли моторное масло в обоих автомобилях, и вышли на «новый Чуйский тракт». Начались живописнейшие места, горы, долины, сменяемые перевалами. Проехали знаменитый Манжерок. Катунь действительно была голубая. Пошли высокие перевалы. Остановились для съёмки места слияния Чуи с Катунью. На фото  видно, как в голубые воды Катуни вливается мутный поток Чуи.

IMG_1108

Запланированная остановка с последующей днёвкой была намечена в юртовом лагере «Кочевник», где мы арендовав по юрте на экипаж, заночевали и провели последующий день, отдыхая от перегона по стране, перепаковав вещи, готовились к раннему старту до КПП в посёлке Ташанта.  В лагере шла насыщенная свободная жизнь. Отдыхающие занимались рафтингом, джипперскими покатушками по местным горам, массовой йогой  с инструктором и просто медитацией.

IMG_1119

Вечером горы заволокло туманом.

IMG_1131

Ранний подъём и последний 160-ти километровый бросок до конца Чуйского тракта. Пограничный посёлок Ташанта. Граница открывается в 9-00, но и 8-15 уже собралась небольшая очередь из монгольских коммерсантов на минивэнах с багажниками во всю площадь крыши, забитой арбузами, казахских автотуристов, едущих в казахский регион Монголии и группы китайских туристов, на арендованных восьмидесятках. На предварительном знакомстве с претендентами на пересечение границы, наши погранцы разглядев соотечественников, пропустили нас первыми в 9-00. Быстрый переход, 10 км до монгольского КПП.
С нами переходила и группа росстуристов, состоящая из Грузового Мерса и двух блестящих Прадиков.

IMG_1133

Традиционно обработали колёса и мы на их КПП. Бедненько и утло. Довольно быстро прошли формальности. Здравствуй, Монголия!
Бодро выехав с КПП, едва не просвистели мимо бегущего наперерез с каким-то жезлом мужика в сером мятом кителе и с орденоподобным значком на лацкане, оказавшимся госстахом Монголии. Нас обилетили и впустили в страну. Через час появились и наши туроператоры с экипажем сопровождения, состоящим из стокового серенького УАЗа с тентом, монгольского водителя Даулета и собственно переводчика Василия, подрабатывающего в нерабочее для учителей летнее время гидом.
Поехали. Прощай асфальт. Монголия нас встретила щебёночным грейдером и мелким дождём.

В первом же посёлке, по-монгольски самоне, сошли с основной дороги и устремились в сторону гор. Весь день дорога петляла по горам, чередующимся с небольшими долинами. Прошли пяток бродов через мелкие речушки. Природа бедная, много камня в разных проявлениях и формах. Пошли юрты, стада лошадей и яков.

IMG_1186

В это день мы прошли около 130 км и встали на ночлег на берегу красивого озера.

IMG_1253

У берега было так мелко, что о рыбалке можно было забыть. Поставив шатёр-юрту, стали готовиться ко сну. А горы вокруг в лучах заходящего солнца начинали принимать удивительные оттенки, как на картинах Николая Рериха.

IMG_1271

Следующий день был по ландшафту похож на предыдущий, и мы начали понимать, что Монголия – страна камня, точнее щебёнки и гравия, где меняется только размер, цвет и плотность укладки фракций.

IMG_1334

Травы и зелени становилось всё меньше. Появились верблюды.
Занятно выглядят перевалы, отмеченные буддистами в виде камней разного размера, сложенных в пирамидки и украшенные голубыми ритуальными лентами. Частенько верхушку такой пирамидки украшали черепа или рога.

IMG_1317

А горы то расходились, образуя широкие плоские долины, то подходили вплотную. На дорогах из щебня колейность практически отсутствовала, зато поперечная волна, на манер стиральной доски к концу второго дня уже начинала сильно надоедать, также, как и частые пересохшие русла речек и ручьёв, превратившихся в поперечные каменные канавы. В одной из таких канав был сорван и безвозвратно утерян передний номерной знак.

IMG_1331

А как же хорошо в этом степном пекле пошла охлаждённая в холодильнике костромская черника!

IMG_1336

За несколько дней до нас прошли дожди и пылило не сильно.

IMG_1343

А грунты и породы порой были такого красного цвета, что казалось, что я опять в Австралии.

IMG_1346

Очередная стоянка опять на большом озере, по некоторым направлениям берега которого уходили за горизонт.

IMG_1354

Третий день оказался похож на второй. Шли частично по федеральным трассам со свежим асфальтом.

IMG_1450

А в глубинке на заправках не было 92-го бензина. Заливал 50% 80-го с добавлением пузырька повышающего октановое число. От такой адской смеси погас ранее загоревшийся индикатор «Чек».

IMG_1380

Переход из одного административного района в другой отмечается парадной аркой прямоугольной формы над дорогой, даже если она идёт по пустынной территории.

IMG_1401

Наблюдали интересное оптическое явление. Лучи света проникали сквозь облака перекрещивающимися пучками.

IMG_1414

Большое количество пернатых хищников сопровождало нас на протяжении всего пути.

IMG_1492

Любопытно было понаблюдать как происходит обучение и постановка «на крыло» повзрослевших птенцов.

IMG_1432

Ближе к цивилизации появлялись и цивилизованные заправки. Наша любимая сеть «Петрович».

IMG_1457

Очередная ночёвка на берегу быстрой мелкой реки и как всегда на краю пастбища. Соответственно каждый раз просили разрешения на стоянку у владельцев пастбищ, благо был свой переводчик.

IMG_1473

На четвёртый день Монголия преобразилась. Шли в узкой долине горной речки. По берегам стали плоявляться деревья. Вскоре уже все склоны были покрыты пушистыми лиственницами. Весёлая с утра дорога переросла в федеральную трассу в начальном периоде ремонтных работ. Постоянные объезды строящихся участков дороги, ещё хуже где ремонт не начался. И так часами…

IMG_1584

Но самое неприятное ждало впереди – убитая насмерть дорога с жестким каменным покрытием и откровенными дырами такой плотности, что объехать их было не реально. Ползли 20-25 кмч, а местами и значительно медленнее. С нежностью вспоминали зубодробильную стиральную доску под колёсами в первые два дня. Единственным отдыхом были моменты, где появлялись альтернативные съезды с дороги в долину на грунтовку, и тут мы превращались в шумахеров, пытаясь наверстать упущенный график.
Заехали в юрту к кочевникам за молочными продуктами. Нам были предложены кумыс и айран творожной консистенции.

Монгольская семья кочевников живёт, как правило, в трёх юртах и в три поколения, при том, что дети учатся полгода в школах-интернатах, а на длинное лето возвращаются к родителям.

IMG_1488

Юрты, в отличии от самонов, не электофицированы государством, но соседи-китайцы помогли – в каждой семье у юрты стоит солнечная батарея, а то и две, мощности которой хватает на электронику, телевизор, зарядки мобильных телефонов и спутниковую тарелку.

IMG_1486

Пока женщины угощали айраном, хозяин семейства ласково поглаживал полуспящего, но не привязанного здоровенного алабая, чтобы тот оставался полуспящим…

IMG_1496

На равнине увидели несколько огромных грифоподобных птиц. Все взмыли, а один остался на земле. При нашем приближении на авто гриф только отворачивался, но не взлетел.

IMG_1506

А впереди в этот день нас ждало ещё четыре настоящих перевала.

Во второй половине дня и они были пройдены. Мы вышли на плато в виде зелёной равнины с дорогой-грунтовкой. Недавно прошёл дождь, и, о чудо, дорога стала похожа на российскую просёлочную с подтопленной колеёй и огромными лужами. Спасибо каменному основанию Монголии, глубина этой грязи по нашим меркам была не большая.

IMG_1539

Ходовой день заканчивался, а заветной точки финиша всё не было. Решили дойти любой ценой, ведь там озеро-заповедник с уникальными птицами. Ещё часок гонки и озеро наше! Плоские берега, горы вдали и белые точки на воде. Только в бинокль точки превращались в неясные очертания каких-то птиц.

IMG_1585

Прошли 350 км за 12 часов. Зачем? Лагерь разбирать не стали, бухнулись в машину на спальники как два трупа.  Спасибо подвеске Эскалэйда, которая гасила все или почти все безобразия монгольских дорог, а Саша ЧАО очень жаловался на боли в спине после такой гонки на своей жёсткой мостовой стопятке.

На следующий день нас ждал потухший вулкан. Пара часов ходу и вокруг стали появляться чёрные комья из застывшей лавы. Цвет этих камней был похож на антрацит, немного поросший мхом. Дорога пошла вверх к жерлу. Для хорошего ракурса фото съехали на метр с дороги. Вдруг раздался резкий свист. Так и есть – прокол. На помощь пришёл набор-спасатель от проколов АRB, но опыта в обращении с ним недоставало и только с третьего жгута прокол был загерметизирован. Пошли дальше в горы. На площадке для туристов оказалось довольно много машин, все монгольские. Толпу весело разбавляли австралийские мотоциклисты на эндуриках. От площадки, где бросили авто 300 м пешком в гору у жерлу.

IMG_1627

Вулкан был величествен. Рядом с главным жерлом расположились ещё два небольших. С вершины открывался красивый вид. Отлоги были засыпаны кусками пемзы.

IMG_1630

Многие монгольские товарищи почитали эту святую гору обильными возлияниями. И этот монгольский парень помогал папаше нести в гору бутыль вискаря.

IMG_1638

А дальше опять горы и долины.

Проходили очередной самон, когда на торговой площади появилась свинья, нахально рассекая между автомобилей. Щупловатая по нашим украинским меркам.

IMG_1652

А после самона начали искать место для лагеря. Пошёл человеческий асфальт. На краю долины протекала шустрая река, и, перебравшись через зелёное поле, мы встали лагерем на берегу. Снгачали не поняли почему берега горной реки блестят. Оказалось – это сотни пластиковых булок и упаковок различных форм, принесённых течением из вышележащего посёлка. Ужас!

Мы опять пересекли долину, вышли на асфальт и забрались на высокий холм для ночлега. Внизу  проходила дорога. Сегодня пробег был меньше, и мы не так вымотались. А холм, издали похожий на бархат, оказался горой всё того же гравия, редко поросшего травкой. Колья от растяжек шатра вбить в этот «бархат» было не возможно.

IMG_1654

Утром опять асфальт. В 7-15 мы уже на трассе. Как быстро привыкаешь к хорошему. Китайцы отлично строят! УАЗ сопровождения разогнался аж до 75 кмч!

По дороге часто попадались грузовики, доверху набитые шкурами скота и замотанные сверху широкими одеялами. Такие машины мы окрестили шкуровозами.

IMG_1659

К обеду мы пришли в старый город. Остатки городища-крепости со стеной по периметру сохранились довольно хорошо. Строения внутри – буддийские небольшие храмы, все действующие.

IMG_1671

А на улице возле стены встретили опять колонну австралийцев. Среди которых было много женщин-мотопилотов, а средний возраст ребят был за 50. Они шли в десяток байков с Круйзером с прицепом в прикрытии.

IMG_1700

И опять асфальт, широкая долина, бесчисленные стада и табуны.

IMG_1710

Очередной монгольский храм у дороги. Опять святыня, опять море пустой стеклотары в придорожном кювете, уходящим за горизонт. У меня сложилось впечатление, то ли мы пьём меньше, то ли лучше заметаем следы пьянок…

IMG_1715

Вот и конец асфальта. Сворачивам на юг в строну Гоби. До следующего самона 180 км чудо-грейдерно-грунтовых дорог. Растительность становилась всё беднее. Из пасущихся – только верблюды.  Остатки луж и ручьёв пересыхали на глазах.

IMG_1750

Шли до темна, то есть до восьми вечера и ночевали опять на холме в степи, поросшим диким луком, который пахнет как из огорода.
Утром дошли до самона, с современными энергетическими технологиями, заправились горючкой и питьевой водой. Впереди только Гоби! На заправке встретились с группой собратьев из Новосиба на 6 Патриотах. Они уже возвращались из каньона.

IMG_1759

Рельеф начал меняться от равнинного к мелкохолмистому. Постоянные спуски и подъёмы с крутыми перегибами создавали проблемы для нашего Кэдди, точнее для его переднего свеса, похожего на выпяченную нижнюю губу. Губа каждый раз чиркала по профилю каменистой дороги, не смотря на все плавные и осторожные притормаживания. Вот тут я пожалел и машину и то, что я поехал на гражданском, а не на подготовленном внедорожнике. Расход при режиме газ-тормоз-газ уверенно полз к 25 литрам на сотню.  Хлопот добавляли пересохшие русла рек, перпендикулярного направления.
Этих высохших русел становилось всё больше и больше. Счёт пошёл на десятки, а к вечеру и на сотни. Вот она какая эта пустыня Гоби!

IMG_1733

Рельеф становился более плоским. Из растений остались лишь саксаулы и какие травянистые кочки. Вдали шла цепь невысоких гор. К вечеру мы должны были войти а Красный каньон. Шли уже вдоль, а точнее по руслу высохшей реки. Удобно, основание русла ровно и плотное, как хороший грейдер. По такому руслу можно идти по несколько километров кряду.

IMG_1770

Горы в дали начали менять расцветку с белой

IMG_1769

на красную.

IMG_1775

Уже скоро каньон, и тут наши монгольские проводники заявили, что дожди размыли дорогу и как и куда идти дальше они не знают. Вот и чудненько! Приехали!
Надежда оставалась только на Гармин и он в очередной раз не подвёл. А на Горбушке парень извинялся, что лучше карты Монголии нет, ведь на ней только основные дороги… Так вот Гармин точно показал дорогу по пустыне.

IMG_1782

Вот и стали появляться первые пески. Очередной выход из русла был на высокий песчаный холм. Войти с давлением 1,5 не удалось. Стали спускаться. Я очень переживал за возможности Эскалэйда в песках. Понижайки нет, блокировок толком тоже. Но на 0,7 Кэдди поплыл по бархану как катер. Забрался и Круйзер. А вот удивлённые монголы не могли понять почему УАЗ не едет, пока им на пальцах не объяснили что и как делать. О шайтан! –закричали наши проводники, когда их УАЗ на расплющенных каиках тоже взобрался на песчаную гору.

Но ночь накрыла нас в пути. Так и заночевали в русле реки, понимая что до цели км 15.

Утром, только выдвинувшись, зацепились за колею, совпавшую с гарминовским направлением. А через час мы уже входили в каньон. Горы были красными, точно как в Красном каньоне Австралии. Кто был там и там, со мной согласится. Вот и достигнута главная цель экспедиции. Встали лагерем прямо в каньоне.

IMG_1807

Центральная часть каньона – сухое русло, покрытое песком, но подходящее для движения авто. По краям располагались высокие уступы из песка и камня, за которыми по обеим сторонам поднимались красные горы. В каньоне видно бывает вода, много зелени, пушистый саксаул, цветущий розовыми цветами.

IMG_1852

И какие-то деревья, похожие на наши берёзы.

IMG_1856

А температура в каньоне продолжала повышаться и достигла + 38 градусов в тени. В этот момент раздался свист со стороны Кадиллака и на крыше появился мощный фонтан брызг. Резко запахло бензином. Это взорвалась от жары одна из трёх канистр Экстрим производства СамараТара. Лопнул и разошёлся внутренний спаечный шов. Видимо у нас с Самарой разные понятия об экстриме. Оставшиеся две канистры приняли из прямоугольного строгого профиля вид обиженно-надутый, после чего были укрыты в тень.

Во второй половине дня появилась облачность и на небе пошёл дождь. Именно на небе, потому, что до земли он не долетал, испаряясь в жаре пустыни на лету. Облака и тучи выглядели лохматыми и пушистыми в нижней части.

IMG_1913

Вскоре каньон наполнился весёлыми голосами. Это наше уединение нарушили велотуристы из Москвы. Группа молодых людей тоже пришла в каньон, но на двух колёсах.

IMG_1903

Они были три дня в Гоби, и пришли в каньон пополнить запасы воды. Воды в каньоне не было, кроме нашей. Напоили, накормили…
После их ухода сделал несколько вечерних фото.

IMG_1935

IMG_1938

Ну а утром, как всегда, в дорогу. Вышли из каньона и опять в пустыню. Песка было всё больше. Я так и шёл с давлением 0,7, тогда как наш УАЗ подкачался и постоянно «тонул» в песках. Приходилось откапывать.

IMG_1963

Гоби чередовала то песчаные участки,

IMG_1951

то гравийные.

IMG_1952

До ближайшего самона шли только по Гармину. Но не смогли преодолеть не высохшую реку, где по мнению Гармина был брод. Объезд занял около тридцати километров. А в остальном Гармин был безупречен и точно вёл нас по пустыне без всяких ориентиров.
Тем временем облака сгущались, темнели и вот в пустыне пошёл настоящий дождь.

IMG_1978

Дорога опять пошла в гору. Снова пришлось идти по руслу реки,  но теперь уже против течения. От пролившегося в горах дождя навстречу нам устремился ручей, постоянно набиравший силу. При ширине русла метров в 30, ручей был шириной уже в  метр.

IMG_1992

А мы всё выше поднимались в горы и уходили от пустыни.
Горы были похожими и непохожими. А мы устремились на северо-запад к границе. Впереди было ещё 5 дней.

Каждый следующий день был похож на предыдущий. Горы разошлись и долина расширилась до десятка километров. Стало попадаться зверьё, ведь в Гоби кроме мух и воронов в каньоне мы никого и не видели. Радовали глаз толстые сурки.

IMG_2025

Наблюдали картину, как на склоне лисица пыталась поймать неуклюжих сурков, которых было трое. Сурки находились в углах образованного ими треугольника, а лисица металась от одного к другому. При приближении врага на пять метров сурок нырял в нору, тогда как два других стояли во весь рост. Лисица меняла жертву, сурки проделывали тоже самое. Через несколько минут лисица сдалась и ретировалась. Коллективная неуклюжесть победила!

IMG_2026

Езда на полуспущенных колёсах привела к ряду проколов боковины, и мы зачастили на местные шиномонтажи. Могли бы и повесить плакат «Только со своим домкратом» и это не шутка. А если у клиента есть ещё и баллонный ключ, это уважаемый клиент! Проблемой оказался и мой R20. Таких станков в самонах нет, только в городах. Бортировали при помощи двух монтировок и какой-то монгольской матери.

IMG_1559

Мы выбивались из графика, идти по 350 км в день оказалось практически невозможно. Ведь задачи сдохнуть, но дойти не было и мы начали в очередной раз «подрезать» маршрут, жертвуя некоторыми достопримечательностями.

Опять заехали к кочевникам, подкупили айрана и сыра, который формуется в пластины и сушится прямо на крыше юрты под солнцем и ветром, но хранится потом без холодильника.

IMG_2052

Спустились с гор, миновав перевал 2777 метров.
И всё шли и шли по долинам, длина некоторых доходила до 50 километров.

Город Алтай встретил нас магазинами и очередным шиномонтажом. А после него начинался федеральный грейдер почти до самой границы. Вот где опять настали мрачные моменты. Снова каменная гребёнка, где уже не помогала автоматически регулирующая жёсткость подвеска Эскалэйда. Тряска просто доводила.
А на встречу шли микролитражки на Ралли Монголия из Англии и Испании. За несколько дней мы их встретили штук 50.

IMG_2085

 Ночевали в степи, чуть отъехав от трассы.
Боюсь казаться банальным, но следующий день был похож на предыдущий, по крайней мере до обеда. Потом пошёл асфальт, и мучения кончились. Горы становились выше. Появились ледники.

IMG_2095

Очередная стоянка была в юртовом лагере на берегу реки прямо за городом Ховт. Арендовав юрту, мы с удовольствием переночевали... в машине.

IMG_1135

Утром следующего дня предполагалось сделать стоянку и отдохнуть, но что-то подсказывало, что отдыхать лучше дома, и наш экипаж закончил совместную часть экспедиции и рванул к границе. К полудню мы были в городе Ульгий, где массово проживают казахи, на улице стоят минареты и можно общаться по-русски. Сняв номер в гостинице, мы обошли местные магазины в поисках подарков в виде сувениров и шерстяных изделий. А вечер был в душе с горячей водой, хотя злые языки пугали нас монгольским гостиничным дискомфортом.

IMG_2116

Утром, как всегда ранний подъём. До границы 160 километров и к открытию таможни в 9 часов, мы были на посту. Прошли на ура, благо знакомый монгольский таможенник с юртового лагеря не подвёл.

А вот на российской границе был проверяющий в штатском. Все вещи из машины пришлось выложить на транспортёр для просвечивания.

Обратная дорога

Дорога домой - самая короткая дорога. Ночью того же дня мы домчали до Новосиба, пролетев весь Чуйский тракт. Следующая ночь – в Омске. Потом в Челябинск, где пробыли целый последующий день в гостях у наших друзей известных уральских путешественников Жени и Оксаны Шаталовых. Днем побродили по городу.
Ещё ходовой день и мы в Казани. Сэкономленный на Монголии день с удовольствием потратили на осмотр города, а утром финальный рывок до Москвы. Где, потратив пару дней на дела и встречи, уехали на Украину.

Заключение

Путь от Винницы через северную Белоруссию до Москвы и далее в Монголию и обратно до Винницы составил 15,5 тыс. км и пять недель. Думаю, многие со мной согласятся, это не мало, при этом три недели ночёвок в машине.

Монголия понравилась, но не удивила, хотя Роксана сказала, что горы пять лет видеть не хочет, а пустыню не предлагать до конца жизни. Но это женщины…

IMG_1664

Из примечательного:

Монголия – страна серых УАЗов, в смысле цвета. И тентованные и буханки светло-серого цвета.

Монголия – стана Ленд Круйзеров, которых тут чуть меньше, чем УАЗов. Все старинные восьмедисятки, что не у нас – здесь. Тех, что по моложе, тоже полно. И даже 200 ни кого не удивишь. Толи дело американец, тем более Кадиллак.

IMG_1704

Для более комфортного путешествия по стране, если пробег должен быть большим, лучше подождать пару лет, когда китайцы закончат основные федеральные дороги.

В Монголии грязнее, чем мы думаем.

 В Монголии часто отсутствуют дорожные знаки на основных магистралях. Столбики для знаков стоят, а самих знаков нет. Зато существуют народные знаки из камней.

Цепочка крупных камней поперёк дороги – «Стоп. Проезд запрещён».  Это и ремонт дороги или моста, провал дорожного полотна или тупик.

Цепочка камней вдоль края дорожного полотна – съезд с дороги запрещён. Например частное пастбище или отсутствие обочины.

Пирамидка камней на перевале – место бурного возлияния осиливших этот перевал, то есть берегись, кругом полно пустых стеклянных бутылок.

IMG_1112

Камень в колее – не зевай!

Природа добавила и свой знак – цепочка острых камней, как гряда, идущая поперёк дороги и очень похожая на зубы дракона. Не гони, хотя здесь и нет ДПС.

С бензином в Монголии проблем нет. С сервисом есть.

Мобильная связь в каждом самоне, но интернет у нас там не работал.

Спутник Турайя работает великолепно и часто являлся единственным видом связи.

По нашему маршруту можно ехать на любом внедорожнике, лишь бы крепком.

Удивительно, но Эскалейд не подвёл, хотя было неудачным решением, расположить канистры с топливом, водой и часть габаритного шмурдяка на стандартных рейлингах. Они не выдержали такого веса в купе с сильнейшей вибрацией. В остальном помимо трещин на переднем бампере от контакта с камнями никаких иных неисправностей последующая диагностика у дилера не выявила.

IMG_1082

И в заключении – Монголия вполне годна для экспедиций людей терпеливых!

28.03.2023
Про АКПП