Прирученный Север. Полярный экспресс 2014

Зимой 2014 года мы прокатились по одному из наших привычных зимних маршрутов по Заполярью Европейской части России. За те два года что мы не были в этих краях многое изменилось и эти изменения превратили некогда серьезный внедорожный маршрут в автомобильную экскурсию по северным широтам.

 текст: Лёня НЕМОДНЫЙ
фото: автор и участники путешествия

 Прирученный Север

 Девять лет прошло с моей первой поездки в зимнее Заполярье. И девять лет каждую зиму я собираюсь в путь чтобы снова вглядываться в поземку метущуюся через зимник с одного бескрайнего снежного поля на другое. Я не ищу экстрима, все себе давно доказано, просто уже не могу без Севера, те кто хоть единожды ощутил великое безмолвие снежной пустыни уже не сможет без нее обходиться. В этом году мы с соклубниками решили пройти по привычному маршруту Москва – Вологда – Онега – Архангельск – Карпогоры – Сыктывкар – Ухта – Нарьян-Мар. Маршрут этот давно знаком и изучен. Не таит в себе никаких неожиданностей и сложность его варьируется исключительно из-за погодных условий. В нашей группе на этот раз было четыре машины, укомплектованные пилотами семи клубных экипажей. Так проще и удобнее, во-первых в каждой машине два опытных пилота, во-вторых проще осилить внушительный бюджет двухнедельной поездки. Две машины (Тойоты 80 и 105) имели неплохую подготовку включающую в себя полный набор всего необходимого для зимнего путешествия, две другие машинки были совершенно стандартными. Toyota Land Cruiser 200 и Shevrolet Tahoe. Единственной доработкой была установленная в Tahoe переносная печка (подробнее о ней можно почитать в статье "Очень автономный обогреватель").

BB6A8232

В конце февраля мы отправились в путь. Вот уже несколько лет как трассу Москва – Архангельск поливают реагентами на всем ее протяжении, а ведь не так давно мне хватало бачка омывателя на весь маршрут в семь тысяч километров. Теперь же, повернув в Вологде на Кириллов, наши машины выглядели так как будто их не мыли несколько месяцев. Зато дальше на перегоне Вологда – Кириллов дорогу не только не поливают, но и особо не чистят. А уж за Кирилловым в сторону Липина Бора так и вовсе заснеженная колея. Встречные машины расходятся пробивая целину. Стравливаем шины до полутора атмосфер и мчим дальше уверенно и спокойно.

IMG_5394

Дальше уходим на чудесную срезочку в сторону Каргополя. После трассы эта узкая дорожка по белоснежному лесу кажется особенно прекрасной. На границе с Архангельской областью снова начинается широкая дорога. Проезжая здесь год от года я наблюдал за тем как развивалась дорожная инфраструктура. Теперь на месте некогда зубодробильных грейдеров отличная широкая асфальтовая дорога прямая как стрела.

BB6A8282

Вот и Каргополь. Город застывший во времени. Неизменные деревянные дома частного сектора и густой печной запах. Пополняем запасы топлива (на выезде из города в сторону Плесецка есть Роснефть и ТНК). И вот мы снова покидаем просторные магистрали и уходим на грейдер в сторону Онеги. По случаю зимы дорога блестит снегом, укатанным до состояния чистого льда. Наши машины поголовно одеты в зимнюю резину (это обязательное требование к участникам клубных зимних путешествий), так что лед нам не страшен, но тем не менее мы делаем небольшую остановку чтобы стравить колеса до комфортной на грейдере одной атмосферы.  Петля через Онегу не имеет особого смысла, как собственно и все наше путешествие, просто приятные глазу виды и возможность лишний раз отточить навыки пилотирования автомобиля на скользкой извилистой дороге.

BB6A8297

К вечеру третьего дня пути прибываем в Архангельск, этот путь можно пройти за полтора дня, но мы никуда не торопимся, так как в Архангельске у нас запланировано рандеву да и одна из машин выехала на день позже и догонят.

В столице поморского Севера мы идем в давно запримеченный ресторан неподалеку от нашей излюбленной гостиницы, тут подают лучшую солянку на всем протяжении нашего пути. А еще у нас встреча с другом. С Мишей мы дружим давно, с 2010 года, когда познакомились с ремонтируя дома детского приюта в Архангельской области (я как-то писал об этом) с тех пор так и катаемся, то мы в его края, то он в наши, вот и сейчас мы провели отличный вечер за разговорами и горячительным.
Утром мы посетили музей деревянного зодчества "Малые корелы" расположенный в непосредственной близости от Архангельска. Здесь собраны старинные дома, мельницы, сараи и другие строения из дерева.

IMG_5480

Осмотр занял несколько часов, а затем мы отправились дальше по нашему маршруту, через Карпогоры на Суру. Не посетить это село мы не могли. Оно знаменито тем, что в нем родился великий человек - Иоанн Кронштадтский. Прошлый раз я был здесь зимой 2010 года и был приятно удивлен и обрадован тем, что храм отреставрирован и снова действует. Службы сегодня не было и храм был закрыт, но для нас его открыли и мы смогли полюбоваться внутренним убранством. Местные жители говорят что скоро будут строить мост через Пинегу. Сейчас только ледовая/паромная переправа, очень не удобная, слишком крутой берег со стороны села. Зимой легковая машина заезжает с большим трудом.

IMG_7635

Дальше наш путь лежал в Сыктывкар через Усогорск, где мы традиционно поплутали в поисках нужной дороги. Дело в том что уже не первый год из Усогорска на юг строится полноценная дорога в замен зимника. Мы об этом знали, но забыли и вот уже во второй раз с упорством достойным лучшего применения уезжаем по старому необслуживаемому зимнику, потом возвращаемся, вылавливаем местного водителя и он указывает нам верный маршрут. Прошлый раз мы ехали по этой дороге два года назад, тогда это был довольно неровный зимник изобилующий ухабами. Теперь плохой дороги остался лишь небольшой участок между двумя широкими и ровными грейдерами и в отличие от предыдущего раза зимник не был безлюдным, по нему в обоих направлениях бойко сновали легковушки и грузовики.

BB6A8373

В Сыктывкаре мы перекусили в кафе у переезда, еда сытная и вкусная а цены низкие. Впереди нас ждала Ухта. Одна лежит через ледовую переправу и далее по зимнику, а другая по обычной федеральной трассе. Мы всегда выбирали зимник потому как он нам тематически ближе, но на этот раз решили для разнообразия проехаться по асфальту. Могу сказать что эта трасса оказалась нам не менее близка чем зимник. Узкая извилистая дорога состоящая из спусков и подъемов совмещенных с поворотами если бы не заснеженные обочины то сходство с гоночной трассой Нюренбургринг было бы полным.

BB6A8382

Ухта. Столица топливодобычи края. Когда я попал сюда первый раз в 2005-ом году, то был поражен контрастом между безлюдной трассой и большим городом с широкими улицами в несколько полос, светофорами и развитой инфраструктурой. Мы даже как-то остались ночевать в местной гостинице и были удивлены контрастом еще раз. Теперь это был контраст между поднебесной ценой за номер и обшарпанной мебелью да «евроремонтом» образца середины прошлого века. С тех пор мы в Ухте больше не ночевали, единственным местом, неизменно посещаемым нами осталась АЗС Лукойл, расположенная на въезде в город.

BB6A8549

 Миновав Ухту мы направились в сторону Вуктыла чтобы уйти на Печорский зимник. Но свернув с асфальта на площадку перед началом зимника мы обнаружили что никакого зимника нет. То есть так-то он есть, только не чищенный. Пребывая в легкой задумчивости мы протолкались по метровому снегу метров пятьдесят и решили возвращаться обратно, так как со всей очевидностью поняли что нам тут не проехать. Я пребывал в легком недоумении ибо не понимал как может исчезнуть основная дорожная артерия соединяющая Ухту и Печеру. Второй зимний проходит через Вуктыл и по нему мы собирались возвращаться назад, но похоже им придется воспользоваться в обе стороны. Если только не… Тут я вспомнил, что когда мы проезжали здесь в прошлом году по дороге на Воркуту, местные водители говорили о том что строится новая дорога на Печеру и поворот на нее неподалеку от города, вроде бы даже она уже действует. И сейчас я припомнил то на что не обратил внимания в прошлом году. Зимник тогда был почти совершенно безлюден. Кроме застрявшего КамАЗа, который мы вытаскивали пару часов, нам никто и не попался. И это на зимнике где раньше грузовой транспорт шел вереницей.
Тем временем мы выехали обратно на асфальт и вернулись к Ухте. Здесь обнаружился перекресток, который я не заметил раньше. На север уходила широкая дорога с двумя полосами в каждую сторону, разделительным островком по середине и стоянками для отдыха водителей по обеим сторонам. Я не верил своим глазам – не может быть чтобы это шоссе оказалось дорогой на Печору. Тем не менее это было именно оно. За исключением небольшого неровного участка под Каджеромом зимник превратился в трассу.

BB6A8388

После Каджерома началась дамба, строительство которой мы наблюдали на протяжении нескольких лет, даже участвовали в спасении застрявших автомобилей, когда два года назад дорожные рабочие, повинуясь им одним понятным мотивам, высыпали на дорогу метр рыхлого песка на участке в полкилометра и парализовали дорожное движение. Теперь эта дамба практически достроенная ведет до самой Печоры, точнее до ледовой переправы в Кожве, потому как сам город находится на противоположном берегу реки с одноименным названием.

IMG_5724

В Печере у нас традиционная дневка, есть у нас тут и излюбленная гостиница и ресторан «Старая крепость» в котором мы всегда ужинаем. На этот раз мест в гостинице нам не досталось. И не только в нашей а ни в одной. В городе проходил какой-то съезд кого-то и все номера были заняты специалистами. Пришлось обратиться к услугам частного сектора. Мы сняли две квартиры и расселились в них.

IMG_5665

На всем протяжении пути погода стояла не по-зимнему теплая, но в Печоре нас немного поморозило. Температура упала до -45 и утренняя реанимация машины заняла некоторое время. Вебаста нашей «восьмидесятки» закапризничала и пришлось заводить машину на холодную, многократно прогревая свечи перед каждой попыткой. В конце-концов машина завелась, до чего же противен звук холодного дизеля. После прогрева мотора первые несколько километров пришлось ехать на пониженной передаче пока трансмиссия немного оттаяла, а колеса приняли круглую форму.

 BB6A8401

И снова дорога. Перегон от Печоры до Харьяги совершенно не примечателен, почти везде на смену старой узенькой и разбитой дороге пришел широкий грейдер. Объезд к переправе Усть-Уса полностью достроен, не считая одного моста, который сейчас спешно перестраивают. Посему до Харьяги мы долетели мухой. Дальше нас ждала зимняя дорога Харьяга - Нарьян-Мар. Чем меня только не встречал этот зимник, и переметами в рост, и низовой пургой, и не вставшим снегом. Я ожидал чего угодно, только не того что увидел. До горизонта лежала абсолютно ровная ледяная дорога десятиметровой ширины.

BB6A8542

Как мы узнали позднее, в этом году тендер на обслуживание зимника впервые выиграла не местная компания, а московская. Отсюда такое разительное отличие. Трафик по сравнению с предыдущими годами увеличился в разы. Постоянно приходилось обгонять попутные машины нередко для того чтобы совершить маневр обгона приходилось дожидаться разрыва во встречном потоке транспорта. Вот такие вот пироги… И следа не осталось от тех трудностей, которые мы испытывали раньше, пробираясь по этому маршруту. Разве что разок вылетел с дороги Tahoe, водитель увлекся скоростью и соскользнул с ледяной дороги на вираже.

BB6A8594

Зато в качестве компенсации недостатка впечатлений уже на подъезде к Нарьян-Мару Север показал нам свое сияние и несколько минут мы стояли как завороженные не в силах отвести глаз от этого удивительного зрелища.

BB6A8590

А вот и Нарьян-Мар. За годы прошедшие с моего первого визита в этот город он разительно изменился. Появились районы новостроек, кафе, светофоры. На улицах стало много машин. Помните старый мультфильм про лешего по имени Дядюшка Ау? Так вот я хорошо понимаю какие чувства испытывал этот сказочный персонаж, когда его маленькую избушку поставили на крышу новостройки и он, проснувшись по утру, с удивлением обнаружил себя в центре цивилизации. Заполярье Европейской части России перестало быть диким и пустынным краем каким я его помню. Сюда пришла цивилизация и, признаться, я этому рад. Людям живущим здесь стало легче, а это хорошо.

BB6A8629

Что до наших поездок, то данный маршрут, пожалуй, исчерпал себя как внедорожный. Человек приручил Север, опутал его дорогами и застроил городами и поселками. Теперь по нему можно проехать на паркетнике или даже кроссовере, правда, при условии, что погода не выкинет какой-нибудь фортель, а она здесь это умеет. Например, когда прошлой зимой мы из Печоры отправились в Инту, Воркуту и дальше через Полярный Урал в Салехард, то попали в серьезную пургу, которую пришлось два дня пережидать на зимнике, тем временем дорогу в Нарьян-Мар перемело полностью и движение остановилось, а на побережье с домов сдувало крыши.

В принципе, если отправиться в Нарьян-Мар сразу после Нового года, то с внедорожной точки зрения мало не покажется. Другое дело, что я больше люблю путешествовать в конце зимы, когда световой день длиннее, погода стабильнее, зимники утрамбованы, а ледовые переправы встали.

Полный фотоотчет о путешествии >>>