Как правильно передвигаться в автоколонне

На этот раз в нашем внедорожном ликбезе речь пойдет о взаимодействии в колонне и правильной организации движения. Помимо общеизвестных правил, вы получите несколько советов от опытных путешественников, которые помогут вам сэкономить время и силы во время дальней поездки большой компанией

текст: Лёня НЕМОДНЫЙ
фото: из архива автора

Гуськом за горизонт
Как правильно передвигаться в автоколонне 

За годы путешествий во главе колонны внедорожников я составил некий свод правил для движения единой группой из нескольких автомобилей. Я активно пользуюсь ими не только в дальних поездках, но и во время клубных выездов, на которые собирается большое количество машин. Часть из этих правил придуманы задолго до меня и даже зафиксированы в ПДД.  Другие  выработались сами собой, для удобства движения и экономии времени. Начнем мы с азов, которые всем хорошо известны, но, как показывает практика, мало кем соблюдаются.

DSC01063

Прописные истины

При движении в колонне у всех автомобилей должен быть включен ближний свет фар. Ближний, а не ходовые огни, габариты или «как стемнеет, так включу»! Если у машины имеются дополнительные фары, которые можно использовать на дорогах общего пользования, то их включение тоже будет не лишним. Зачем? Так водителю машины идущей перед вами будет проще идентифицировать вас в зеркале заднего вида. Во время марша участники движения должны соблюдать выбранную при старте последовательность: так проще отслеживать целостность колонны. Кроме того, стоит воздержаться от резких маневров и произвольных перестроений. Самое оптимальное - это в точности повторять действия впереди идущей машины: она включила «поворотник» – вы тоже включили, она перестроилась в левый ряд – вы тоже. Если все машины в группе повторяют маневры впереди идущей машины, то колонна движется как единый организм. Если же каждый сам решает в каком ряду ему удобнее ехать, обгоняет впереди идущую машину потому что ему надоело монотонное движение, останавливается без предупреждения, потому что ему захотелось ноги размять, то у коллектива, в котором люди ведут себя подобным образом, практически нет шансов добраться до конечной точки путешествия в срок и, не перессорившись между собой.

Возглавлять колонну должен человек с опытом подобной езды, те же (если не большие)  требования предъявляются к замыкающему. В идеале вся колонна должна быть радиофицирована, но головная и замыкающая машины обязаны иметь связь между собой на протяжении всего пути.

Быстрых - назад

Специфика движения в колонне такова, что при равной средней скорости на протяжении пути максимальная у машин в группе разнится. После маневров обгона, поворотов и любых других, при которых нужно сбрасывать скорость, каждой последующей машине приходится ускоряться сильнее и дольше, чтобы догнать голову колонны. Как следствие – максимальная скорость каждой последующей машины увеличивается на 10-15 км/ч относительно идущей впереди. При формировании колонны надо обязательно учитывать этот факт и расставлять машины таким образом, чтобы наиболее медлительные оказались в голове, а быстрые — в хвосте. Например, во время путешествия «Немодного клуба» на Алтай в начале колонны шли две Toyota - «восьмидесятка» и «стопятка» с атмосферными дизелями, за ними KIA Sportage с маленьким бензиновым мотором, а замыкал Nissan Patrol 3.0 . Если бы я расставил машины наоборот, то колонна растянулась на многие километры, так как медлительные «атмосферники» после маневра были бы просто не в состоянии догнать шустрый турбодизель.

DSC01099

Большую роль в организации  движения играет радиосвязь. Если в машинах установлены радиостанции, то лидер может (и должен) информировать колонну о изменении дорожной ситуации: посторонних объектах на проезжей части, людях на обочине, негабаритном грузе встречного грузовика и т.п. Так же стоит давать колонне своевременную информацию о встречных машинах, особенно при обгоне колонной  попутного транспорта.  Но вот пустого трепа в эфире стоит избегать, иначе в экстренной ситуации головная машина не сможет предупредить остальных. В идеале, в пути радиоэфир должен быть всегда свободен, и использоваться только для передачи важной информации.

IMG_5670

Логистика

Но все же самым главным вопросом при движении колонной является организованность. Время теряется не при движении на небольшой скорости, а в постоянных остановках.  Если кому-то в колонне нужно остановиться, например, долить жидкости в бачок стеклоомывателя, то не стоит тормозить всех, достаточно вместе с тем, кому нужно остановиться оставить замыкающую машину, затем обе догонят и займут свои места в колонне. Почему именно так? Да потому что если припаркуется вся колонна, то народ повылезает из машин, начнет «ходить друг к другу в гости», а после того, как причина остановки будет исчерпана, уйдет еще столько же времени на то ,чтобы все вернулись в машины и выразили готовность продолжать  движение. К тому же ускориться двум машинам гораздо проще, чем всей  колонне. Тогда зачем останавливаться замыкающему, не проще ли тормознуть одной машиной, и потом догнать остальных?  Нет, не проще. Вторая машина-  гарант безопасности и спокойствия. Трасса - это не город, тут все что угодно может случиться, лучше подстраховаться.

IMG_6309

На перекрестке где колонна уходит с главной дороги, а при движении по проселку на каждой развилке, важно убедиться что едущая сзади машина увидела куда нужно поворачивать, поэтому если колонна растянулась, каждый участник движения при повороте должен остановиться и дождаться пока экипаж идущей следом машины увидит куда именно нужно повернуть.

Теперь о необходимых остановках. Таковых может быть только три: заправка, трапеза, туалет. В идеале лучше совмещать их друг с другом, но дополнительны туалетные остановки все равно придется делать. Мы давно выработали схему, по которой останавливаем колонну на «зеленую остановку»,  если в экипажах присутствуют дамы. Едем до перелеска у дороги, к которому есть удобный подход, затем машины начинают останавливаться, начиная с хвоста колонны и соблюдая интервал в сотню метров. Так никто никому не мешает, и не надо устраивать флешмоб типа «Мальчики налево, девочки направо».

IMG_5601

Воспользуйтесь моими советами в своих путешествиях, и вы увидите, что так гораздо удобнее, проще а, самое главное, безопаснее.

28.03.2023
Про АКПП