Беларусь. Дневник автотуриста.

На майские праздники мы посетили сопредельную Беларусь и, объехав её по кругу, накатали по стране больше двух тысяч километров. По результатам поездки я составил некую памятку для авто-путешественников, которые решат посетить эту страну.

текст: Лёня НЕМОДНЫЙ
фото: автор и Алексей СВЕТЛЫЙ

 

Беларусь.
Дневник автотуриста

BB6A9354

 Граница 

Как таковой границы сейчас нет. То есть пограничники есть, а границы нет. Грузовики еще как-то останавливают, нас же даже тормозить не стали, просто махнули рукой, мол, проезжайте. На обратном пути меня остановили, но когда я дал документы на машину и права, пограничник сказал, что они ему не интересны и попросил паспорт. Мельком глянув в мой российский паспорт он вернул его и пожелал счастливого пути. Так что с точки зрения перехода государственной границы таможенный союз оказался весьма удачным решением для путешественников.

BB6A9341

 Про деньги

 Российские рубли можно поменять в любом отделении любого банка. На рынках и в крупных магазинах так же встречаются обменные пункты. Курс везде по стране неизменен: 271 белорусский рубль за 1 российский. Цены на товары и услуги ниже, чем в России. Исключение составляет топливо, которое примерно на 10% дороже. Овощи и фрукты вполне качественные. Мясо продается в основном замороженное, найти свежее очень сложно, все на что приходится рассчитывать в небольших городах это охлажденная курятина. Свежее мясо завозят в определенный день и, естественно, мы на эти дни ни разу не попадали. Очень понравилось лидское пиво и квас.

BB6A9558

Вареную колбасу и сосиски в Беларуси покупать не стоит ибо они не съедобны, зато сыро-копченная колбаса выше всяческих похвал, а местная тушенка содержит почти в два раза больше мяса, чем самая лучшая российская.

 Мобильная связь

 Наиболее удачный выбор для туриста - оператор Velkom, тарифный план "Связь без обязательств" Продают только при предъявлении паспорта. Цена вопроса 30 000 белорусских рублей, то есть чуть дороже 100 российских. В эту сумму входит 1 Гб интернет трафика. Для звонков он тоже подходит, но я не уточнял условия, так как меня интересовала исключительно возможность выхода в сеть. Покрытие Velkom просто отличное, и на трассах и в лесу на ночевках у меня всегда был Интернет, не сверх быстрый, но вполне надежный.

BB6A9698

 Дорожная инфраструктура

 Заправки в Беларуси встречаются значительно реже, чем в России, а такой роскоши как несколько заправок кряду или с обеих сторон дороги и вовсе не увидишь. Зато на всех АЗС в стране одна и та же цена на горючее. Например, Аи-92 сейчас, весной 2014 года, стоит 8 800 белорусских (32,47 российских) рублей за литр. Наиболее распространенная сеть заправок "Беларусьнефть". В качестве оплаты за топливо на ряду с национальной валютой принимают доллары, евро и, конечно, российские рубли, кстати, заправляться на рубли получается дешевле, цена выходит около 31,50, но если захотите купить что-либо из магазина то расплачиваться придется в местной валюте, впрочем, электронные карты с успехом ее заменяют.
С общепитом на трассах дела обстоят неважно. Кафе вне населенных пунктов не встречаются, только на центральных магистралях иногда попадаются, да и то крайне редко, так что подкрепиться можно либо в городе, либо на тех же заправках. Но качество пищи в кафе оставляет желать сильно лучшего, при этом цена довольно высока, дороже чем в аналогичных российских заведениях. И зачастую кафе и закусочные оказываются закрыты на спецобслуживание или, например, на обед...

IMG_20140504_163235

Зато на трассах и дорогах местного значения сплошь и рядом встречаются площадки для отдыха, с навесами "грибками", скамейками и мусорными урнами.

BB6A9343

А еще на трассах Беларуси нет никаких проблем с выбросом мусора. Как страшный сон вспоминая Ахтубу, где мусорный мешок выбросить решительно некуда и даже на АЗС на тебя косо смотрят когда ты пытаешься положить свой мусор в контейнер, я был приятно удивлен тем как вопрос с мусором решен в Белоруссии. На каждом месте отдыха, кои встречаются каждые несколько километров всегда есть мусорные корзины, на многих имеется и полноценный контейнер, ну а на АЗС так просто праздник какой-то с точки зрения выбрасывания отходов. Там стоит не какой-нибудь одинокий несчастный бак. А целый «клуб по интересам».

BB6A9367

 ПДД

 Нарушать правила дорожного движения в Беларуси не стоит, особенно тщательно следите за соблюдением скоростного режима. Превышение на 20 км/ч - штраф тысяча рублей (российских), свыше 40 км/ч - лишение прав для местных и куча проблем для приезжих. Так что лучше выполнять рекомендации дорожных знаков.
Сами дороги очень приличного качества, асфальт ровный и разметка свежая. Правда, дороги обычно нешироки, ряд в каждую сторону, но учитывая практически полное отсутствие трафика это не проблема. Дорога в неважном состоянии и с высоким трафиком мне встретилась за все время лишь единожды, на перегоне Полоцк - Витебск. 

BB6A9603

Инспекторов ДПС на дорогах почти не встречается. За 2 000 км, которые мы наездили по Беларуси, мы видели машины автоинспекции всего несколько раз. Камер также минимум, в основном они сосредоточены в Минске и его окрестностях, на второстепенных дорогах они не встречаются вовсе.
Велосипедистов очень много. Особенно в сельской местности. Они ездят по трассам в правом ряду близко к обочине, но на саму обочину съезжать и не думают, поэтому машинам приходится объезжать их, вылезая на встречную полосу движения.

Промышленность и сельское хозяйство

Промышленность как таковая почила. Заводы стоят, фабрики не работают. Трубы пустых цехов печально смотрят в небо.

BB6A9613

Зато с сельским хозяйством ситуация в корне иная. Все поля (а их в Беларуси немало) распаханы и засеяны. Любо-дорого посмотреть, прямо как у нас в Подмосковье в советские времена. Жаль что сейчас у нас не так...

BB6A9652

 Местное население

 Народ очень доброжелательный. Все поголовно говорят по-русски, при чем не переходят на русский, услышав речь, а говорят на нем между собой. Так что ощущения, что ты находишься в чужой стране не возникает. К туристам, относится весьма радушно, правда, наши соотечественники делают все чтобы изменить это отношение, ведут себя по-хамски, на дорогах устраивают бардак и оставляют срач на местах стоянок. 

BB6A9396

А самое удивительное в том, что людей очень мало. Куда не придешь и не приедешь – тишина. Стоянки у дорог – пустые. Берега рек и озер – никого. А еще я обратил внимание на очень высокую культуру пикникового быта. У нас если народ выехал на пикник, так обязательно музыка из машины орет, вокруг народ бродит в непотребном виде и производит такое количество мусора, что разве что не гадит под себя. А там обычная картина когда несколько компаний в зоне отдыха расположились неподалеку друг от друга. При этом и музыка не орет и мусора нет. Например, когда мы стояли на берегах рек, нередко приезжали местные жители и, поставив машину неподалеку от наших, шли рыбачить. При этом они всегда здоровались и вели себя приветливо и дружелюбно. 

BB6A93247

 Радиация

 Юг Беларуси попал под воздействие Чернобыльской АЭС тридцать лет назад. Сейчас там все спокойно и экология в порядке, но на въезде в лесные массивы висят таблички, предупреждающие о том, что грибы и ягоды из этого леса нужно перед употреблением в пищу проверить на радиационный фон. Мы ночевали в лесу, на въезде в который была установлена такая табличка. Лес как лес. Птицы поют, комары летают. Но, конечно,  еду и воду мы использовали привезенные с собой.

BB6A9351

 Достопримечательности

 В стране множество объектов туризма, это и памятники архитектуры и заповедники и множество музеев и мемориалов. Но намечая поход в музей маленького городка лучше заранее уточните дни и часы работы, потому как зачастую такие музеи оказываются закрыты. Зато памятников разного рода и толка в Белоруссии пруд пруди, почти в каждом населенном пункте хоть один памятник да найдется.

BB6A9654

Если окажетесь неподалеку от Мира и Несвижа, то обязательно посетите расположенные в этих городах замки. Очень красивое зрелище.

BB6A9403

 Населенные пункты

 Небольшие города, коих в Беларуси немало удивляют хорошими дорогами, разметкой, и в целом грамотной организацией движения, чего не встретишь в нашей, российской глубинке. При этом машин на улицах немного и проезд по таким городам совершенно не обременителен. Я с удовольствием раскатывал по пустынным улицам, обзирая окрестные строения и слушал восторженные возгласы прохожих по поводу моего внедорожника. Машины на зубастых колесах в боевой расклейке тут редкие гости, потому местное население относится к ним как к диковинкам.

BB6A9415

 Брест

 Очень красивый и ухоженный город. На улицах чисто и аккуратно. Центральная улица города, Московская, весьма широкая, на ней активное движение и очереди перед светофорами. Но стоит свернуть и проехать несколько кварталов как шумный мегаполис превращается в тихий городок с узкими улицами, массой зелени и минимальным трафиком. А еще через пару кварталов на смену несколько этажной застройке приходит частный сектор с узенькими улочками и утопающими в зелени деревянными домиками.

BB6A9507

В Бресте большой железнодорожный узел, поэтому в городе множество железнодорожных путей, при этом эстакад не так много и часто приходится пересекать железнодорожные рельсы на переездах.

BB6A9515

Если же никуда не сворачивать с Московской улицы ехать все время прямо, то, в конце концов, упретесь в мемориальный комплекс Брестская крепость.

BB6A9492

Приехав в город это место, стоит посетить в обязательном порядке. А если останется время можно заскочить в расположенный неподалеку Музей железнодорожной техники.

 Резюме:

Беларусь это просто находка для авто, мото и вело путешественников. И если вы еще не были в этой стране – искреннее рекомендую её посетить.

BB6A9386