Советы участникам внедорожного ориентирования

На этот раз мы поговорим о соревнованиях по нелинейному ориентированию и о том, как в них победить. Конечно, прочитав несколько столбцов текста, вы в совершенстве не овладеете всеми премудростями, потребными для заезда на пьедестал. Но, по крайней мере, сможете достойно выступить на своем первом соревновании. Если повезет, то у вас получится не только добраться до финиша, но и уложиться в контрольное время. Для дебюта это — уже результат.

 

 

текст: Лёня НЕМОДНЫЙ
фото из архива автора 

Не делай как все!

Правила беспроигрышного ориентирования

Итак, вы собрались принять участие в нелинейном внедорожном ориентировании. «Нелинейное» в данном случае означает, что точки можно собирать в любой последовательности. Собственно говоря, на сегодняшний день это основной формат большинства традиционных и статусных соревнований. Далее мы приведем несколько простых правил, которые помогут вам уцелеть в гоночной мясорубке, максимально сберечь свой внедорожник и показать результат, ссылку на который потом будет не стыдно повесить на своей страничке в социальных сетях.

  

Разрабатываем стратегию

 

Итак, старт дан! Вам выдали листок с координатами искомых точек. Не надо сломя голову нестись в неизвестном направлении, по дороге забивая точки в навигатор. Вводите координаты, cтоя на месте. Делать это надлежит максимально быстро, но вдумчиво, дабы не допустить ошибок. Если координаты вам выдали заранее, значит, в запасе больше времени, которое вы можете c пользой потратить вот на что. Когда все точки появятся на экране вашего навигатора, займитесь стратегическим планированием. Скорее всего, они будут располагаться на карте кустами. Это связано с тем, что организаторы патологически ленивы, и коли уж нашли грязь или болотину, то нашпиговывают ее точками вдоль и поперек, чтобы как можно меньше кататься. Это, конечно шутка (с долей истины). На самом деле плотность точек обычно связана со спецификой местности, ее населенностью и наличием дорог. Так вот, посмотрев на карту, условно разделите ее на несколько секторов с точками, потом найдите удобные подъезды к каждому из них по заведомо проходимым «быстрым» дорогам и просекам. Тут топографическая карта может спасовать, так как многие обозначенные на ней дороги или давно перестали существовать, или, наоборот, появились какие-то новые, на карте отсутствующие. Поэтому идеальной основой для разработки стратегии станет космоснимок местности. На нем хорошо видны и сами дороги, и то, используются они или нет. В нелинейном ориентировании главное не собрать все точки, а уложиться в КВ (контрольное время). Если вы опоздаете на финиш, то уже не важно, сколько точек вы собрали. Гонка все равно проиграна. Поэтому лучше сначала отправиться собирать точки в наиболее удаленные сектора и в течение гонки постепенно приближаться к точке финиша. Так проще рассчитать время. Когда до финиша остается пара десятков минут, не нужно ввязываться в бой за тяжелые точки. Если вы застрянете или случится какая-нибудь неприятная неожиданность (сгорит лебедка, развалится мост и т. п.), то шансов уложиться в КВ у вас не останется.
IMG_0121
  
Бойтесь толпы

 

Знаете, кто побеждает во внедорожном соревновании? Тот, кто едет не так, как все. Группа участников, едущая дружной колонной, обычно в таблице результатов также соседствует друг с другом. К тому же такой коллективизм существенно увеличивает время прохождения трассы, потому что на точках образуются очереди, а в узких местах трассы начинается «гонка трамваев», когда несколько прорезанных в грязи колей занимают застрявшие машины, а остальные набиваются за ними и ждут, пока застрявшие выберутся. В общем, грустное времяпрепровождение и совершенно не эффективное. Посему повторюсь: НЕ НАДО ДЕЛАТЬ, КАК ВСЕ. Если вы подъехали к точке, а у нее уже толпится несколько экипажей, не стойте в очереди, езжайте дальше, возьмите пару точек поблизости, а затем снова возвращайтесь к невзятой. Вернулись, а там все те же машины, в тех же позах. У одного лебедку заклинило, второй чужой трос себе на колеса намотал, третий утонул. Мой вам совет: плюньте на эту точку и езжайте дальше. Попытаетесь взять — увязнете, как все, и потеряете уйму времени, за которое можно успеть собрать десяток других. Как правило, организаторы точки расставляют щедро, и шансов взять их все у новичков немного. Если же случится чудо, вы соберете все остальные чеки (checkpoint — контрольная точка) и у вас останется еще вагон времени до финиша — то вернитесь и попробуйте взять ту самую «точку-неберучку». К этому моменту ажиотаж на ней уже должен пойти на спад: либо «прилипших» вытащат, либо новую дорогу в объезд накатают. Вообще всегда проще и быстрее приезжать на точку, которую уже кто-то брал. И подъезд лучше видно, и притаившуюся под травой болотину или грязь проще обнаружить: едущие перед вами экипажи колесами уже «взорвали» все сюрпризы.
IMG_0169

 Категории

 

 Участники соревнований делятся на три категории. Первая — как правило, молодняк. Эти приехали, чтобы победить, и не важно, какой ценой. Они пойдут по натянутым тросам, потому что «вы тут возитесь, а нам ехать надо», полезут без очереди к точке и, конечно же, никогда не помогут застрявшей машине. «Извините, парни, мы на результат идем…» Вторая категория — это бывалые джиперы, адекватные и спокойные, делающие все быстро, но без паники. Эти на позитиве: и помочь всегда остановятся, и, где точка, подскажут. Третья категория — это быдло-джиперы. На гонку приехали, «чтобы отдохнуть на природе». Их главная задача: нажраться сразу же после старта (или еще до него). Обычно они доезжают до первой же засады, там спьяну сажают машину, полчасика ходят вокруг нее, пытаясь достать, потом машут рукой, раскладывают столы и начинают квасить в полный рост. После окончания гонки эти дрова (я и про машины, и про экипажи) становятся головной болью организаторов, потому что их надо как-то извлекать из леса.

IMG_0206-1

Вам же я рекомендую настраиваться на волну опытных джиперов. Делайте все спокойно, но быстро. Не стойте и не торопитесь. Если вы будете постоянно терять время в перекурах и передыхах, то шансов собрать большое количество точек и уложиться в КВ у вас не останется. Если же станете торопиться и загонять себя, то начнете допускать ошибки в навигации и пилотировании и, как следствие, так же потеряете время. Ваша задача на первом соревновании — поймать тот ритм, который будет оптимальным для вашего экипажа, не разложить машину и притереться друг к другу. Тогда на следующей гонке уже можно будет и за пьедестал побороться.