Такое может случиться с каждым! Рассказ о таинственной неисправности, подкараулившей меня в дороге и напавшей на легендарный мостовой внедорожник где-то на пути из Москвы в Москву через Беломорск.
текст: Лёня НЕМОДНЫЙ
фото: Алексей СВЕТЛЫЙ и автор
Как ко мне приходил Шимми.
Мистика или эффект резонанса
«Лёня, у нас сегодня большой перегон?» — «Да нет, еще час езды и мы на месте, там красотища, тебе понра… ОБАЛДЕТЬ! ЧТО ЭТО БЫЛО?!» Примерно такой диалог состоялся в нашем экипаже, но чтобы внести некую ясность в произошедшее, пожалуй, стоит описать ситуацию подробнее.
Осень. Наше традиционное клубное путешествие по Карелии, то самое, которое описано в рубрике «Большая прогулка» этого номера. Так вот, выехали мы с утра пораньше из Петрозаводска и направились в сторону Гирваса. Там езды-то километров сто. Чтобы немного растянуть удовольствие от поездки, мы свернули с основной трассы на старую дорогу, которая идет по озам (возвышенностям ледникового происхождения) среди озер. Единственным недостатком сего тракта является асфальт: он положен заботливыми кривыми руками и потому ровные участки встречаются на нем крайне редко, зато колдобины, на которых приходится оттормаживаться до 20 км/ч, — сплошь и рядом. И вот едем мы с любимой, мило беседуем, постепенно приходим в себя после вечерних посиделок в «Карельской горнице», и тут на очередном искусственном трамплине с машиной начинает твориться что-то неимоверное. Руль колбасит из стороны в сторону и практически вырывает из рук, вся машина трясется, как вибромассажер, и частота колебаний нарастает. Я торможу «в пол». Вибрация исчезает без следа. Если наложить описанные выше события на диалог в начале повествования, то цыганочка в исполнении рулевого управления приходится на многоточие в середине предложения, а громкий вопрос следует сразу после торможения.
На небольшой площади посреди деревни, где мы совершили вынужденную посадку, состоялось обычное для подобных ситуаций культмассовое мероприятие под названием «Ты стой, переживай и ничего не делай, а мы тебе сейчас все починим», в ходе которого водитель (в данном случае ваш покорный слуга) молча морщит лоб, замерев неподалеку от машины, а вся команда, вооружившись гаечными ключами, монтировками, фонариками и серьезными мордами, ныряет под машину и начинает ее отчаянно трясти, качать, дергать за всякие тяги и, вертя рулем, прислушиваться к стукам и скрипам. Сколько раз я сам так же, с ключами в обнимку, устремлялся под машины друзей, радуясь двум вещам: тому, что могу быть полезным своей команде, и тому, что сломалась не моя машина.
В общем, поменяли мы колеса и поехали дальше. Машина шла ровно и уверенно… до первой кочки. Больше мы не останавливались. Во-первых, не было смысла еще раз менять колеса, а во-вторых, до места ночевки оставалось около 50 км, а оттуда рукой подать до шиномонтажа. Я уверовал в то, что все колеса на моей машине разбалансированы и как только я навешаю на них дополнительных грузиков, жизнь сразу наладится. Почему я так решил? Да потому что я здравомыслящий человек, не верящий в гномов, пришельцев, духов леса и прочую мистику, с помощью которой только и оставалось объяснять происходящее с автомобилем, ибо другие гипотезы сошли на нет.
Как только лагерь был разбит, я ланью метнулся в шиномонтаж, где отбалансировал все колеса кроме запасного. Единственным изменением, последовавшим за этим действом, стало облегчение моего бумажника на 600 рублей, машина же по-прежнему сходила с ума на каждой кочке.
У меня оставался только один выход. Я достал планшет, нащупал им Интернет и телеграфировал в недра социальной сети следующее сообщение: «Требуется мозговой штурм. Ни с того ни с сего начались биения на руле. Причем на ровной дороге все нормально, но стоит подпрыгнуть на кочке, руль долбит со страшной силой. Замедляюсь, биение исчезает, снова набираю скорость и еду как ни в чем не бывало до следующей кочки. Колеса затянуты, люфтов нет нигде, рулевая в порядке, ступицы тоже, вызывает вопросы только состояние демпфера, но имхо от него тут ничего не зависит. Пробовали менять переднее и заднее колеса местами — биение не уходит. Доехал до шиномонтажа — дисбаланс смешной — в 20–50 г. Что с машиной, ума не приложу. Биение такой силы, что рвет руль из рук, а со стороны складывается впечатление, что колесо сейчас отвалится. Особенно колбасит левое. Нужен грамотный совет».
Буквально в течение получаса я испытал на себе всю силу фейсбука как проводника информации. Мои друзья (также в массе своей люди, ударенные по голове офф-роудом) надавали мне кучу советов, многие из которых оказались по теме. Я не буду сейчас приводить их все, но в качестве благодарности считаю своим долгом опубликовать те, которые разрешили мою проблему.
Сергей Шеханов: «Это эффект шимми. Проверь сайлент-блоки рычагов и тяги Панара, а также рулевые наконечники».
Виктор Жигалкин: «Согласен с Сергеем полностью, пережил то же самое. В пути подспустил колеса и поехал увереннее, дома заменил наконечники на колесе, которое било, и эффект исчез».
Odissey Kiev: «Уже написали, но повторюсь: сбрось давление в передних колесах».
Сергей Шеханов: «Добавлю про «шимми». Тяга Панара при колебаниях описывает дугу, тем самым водит мост туда-сюда в поперечной плоскости, при этом точка центра контакта шины с дорогой находится на 1–2 см впереди относительно этого усилия из-за кастора».
Константин Седов: «Подобное наблюдалось у меня после ЮА трофи и у Ромы Брокера во время Кордона. Решилось заменой втулок в тягах Панара. Снаружи оно не видно, но если взять монтировку и как следует пошатать, то сразу понятно, что втулкам каюк».
Михаил Толмазов: «Лёнь, привет. Позвони, постараюсь помочь».
Александр Федин: «Лёнечка, это «шимми». Посмотри все по «шимми» на Jeep.avtograd.ru».
Вадим Геворкян: «Мост ходит вправо-влево. Рулевая сошка этого не понимает и продольной тягой маслает руль. Дальше резонанс. Такой же эффект дают амортизаторы, рассогласованные с пружинами, но, я так понимаю, у тебя сток»
Вот так все и прояснилось. За десять лет в офф-роуде мне ни разу не приходилось сталкиваться с подобным явлением. Ему подвержены машины с неразрезным передним мостом, коих у меня было немало, но сия чаша, миновавшая меня до поры до времени, все же настигла в осенней Карелии.
Пока команда зажигала на берегу Пальеозера, я взял свой верный дефлятор и скинул давление в передних колесах до полутора атмосфер. На следующий день от эффекта шимми не осталось и следа. Мы прошли весь север Карелии, грейдеры, проселки, бездорожье и снова выехали на асфальт уже близ Пудожа. Все принялись качать колеса, ну и я тоже. Правда, увлекся и вместе с задними зачем-то накачал и передние. И что вы думаете? Эффект шимми (он же «воблинг») вернулся ко мне незамедлительно. Пришлось останавливаться и снова скидывать давление до полутора атмосфер. И жизнь тут же наладилась. Добрался до дома без приключений. Так закончилось мое знакомство с коварным Шимми и его эффектом.