Это рассказ о совместном путешествии представителей Русской православной церкви и внедорожного «Немодного клуба». История о том, как мы провели неделю лета в лесах и полях Вологодской и Архангельской областей, слушая божественные литургии, устраивая концерты и встречи с местными жителями. Это летопись о времени, потраченном с пользой.
текст: Леня НЕМОДНЫЙ
фото: отец СЕРГИЙ и автор
Рассказ о совместной акции джиперов и представителей Русской православной церкви
Когда я вывесил на сайте нашего клуба предложение отправиться в миссионерский поход, откликнулись многие. Все наперебой уверяли, что обязательно поедут и на них можно рассчитывать. Но по мере приближения назначенной даты стали приходить письма примерно такого содержания: «Очень хотелось бы поехать, но не выходит». В общем, их можно понять — не каждый решится тратить свой отпуск на мероприятие, в котором надо работать. Но все же команда собралась, за что большое спасибо всем участникам.
Нашей основной задачей была перевозка священнослужителей и церковного хора, а также их вещей по не ахти каким дорогам севера Вологодской и юга Архангельской областей. А целью самого похода являлись проведение богослужений и крещение всех желающих в деревнях, находящихся вдалеке от цивилизации, то есть там, где храмы разрушены, закрыты либо попросту отсутствуют.них можно рассчитывать. Но по мере приближения назначенной даты стали приходить письма примерно такого содержания: «Очень хотелось бы поехать, но не выходит». В общем, их можно понять — не каждый решится тратить свой отпуск на мероприятие, в котором надо работать. Но все же команда собралась, за что большое спасибо всем участникам.
Приведенный здесь отчет о поездке представляет собой дневник — я вел его непосредственно во время миссионерского похода.
С рассветом сон отступает, да и мой пассажир, отец Сергий, развлекает приятной беседой.
Под Вологдой подбираем воспитанников церковной гимназии — они добрались сюда на микроавтобусе и дальше поедут с нами. Чтобы освободить дополнительные посадочные места, мы перегружаем часть снаряжения из салонов на верхние багажники и рассаживаем ребятню. Внедорожники, навьюченные палатками и рюкзаками, начинают походить на караван верблюдов.
К вечеру добираемся до Тотьмы. Здесь нас уже ожидают выехавший на сутки раньше настоятель храма Пресвятой Троицы отец Вадим с командой воспитанников и их наставников из гимназии. Они уже нашли место для лагеря на берегу реки Сухоны. Разгружаем автомобили и разбиваем палаточный лагерь.
Программа-минимум на сегодня выполнена, переходим к купанию и рыбалке — отдыхаем!
Позднее, сытые и расслабленные, мы вернулись на берег реки и, собрав лагерь, отправились в деревню Маркуша, что на сто километров севернее Тотьмы. Прибыли туда только под вечер. Нас уже ждали местные жители. Для них в Доме культуры мы устроили концерт, а потом отец Вадим обратился к людям с небольшой проповедью. Он говорил вещи простые и понятные, и в целом ничего нового я не узнал, но на душе стало как-то спокойно и хорошо. Видимо, важно не то, что нам говорят, а то, что мы слышим.
В завершение был показан художественный фильм «Остров» Павла Лунгина. Пока шло кино, наша внедорожная бригада съездила к источнику, у которого назавтра должна была состояться служба, и выбрала место для бивуака.
После фильма мы снова скатали в деревню — забрали воспитанников и сценическое оборудование, а затем приступили к установке лагеря и приготовлению ужина. На джиперском совете было принято решение сегодня вечером «посидеть», поэтому палатки детей были установлены чуть поодаль. А мы люди серьезные и за свои слова отвечаем, поэтому до двух часов ночи включительно ели, пили и пели под гитару. Как выяснилось, наличие священнослужителей в группе существенно улучшает вокальные возможности коллектива, а также способствует очищению разговорной речи от слов охайного и бранного свойства.
Уже заполночь подтянулась местная молодежь на двух машинах, и мы некоторое время вели вполне приятную общую беседу, в ходе которой выяснилось, что один из подростков некрещеный. Отец Сергий предложил ему приехать утром и окреститься. Так закончился второй день похода.
Двадцатикилометровый променад для экспедиционной «стопятки» — плевое дело. И вот я на месте. Село большое, в нем есть милиция, почта, Сбербанк и даже гостиница.
Когда я вернулся в лагерь, служба в беседке у источника святого Агопита уже началась. У мостика через ручей расположился хор, а непосредственно в беседке происходило таинство. Крестили восемнадцать человек, одним из них был наш вчерашний ночной гость. только храма до недавнего времени не было, а батюшки и сейчас нет. В молельном зале чисто и светло. Я попросил у двух пожилых служительниц сто крестиков, но они мне дали меньше, сказав, что часть должны оставить у себя, так как новые купить не на что — всю выручку церковной лавки они отдают на строительство храма. Вот такие реалии. Народу в деревне много, а средства на храм собрать не могут. Видимо, в России так уж повелось: единственное, на что всегда находятся деньги, — это выпивка.
После службы мы привычно собрали лагерь, загрузили снаряжение в машины и отправились в Тарногский Городок. По дороге заехали в детский приют в Маркуше, где гимназисты исполнили для детей несколько песен и вручили подарки. Потом посетили селение Игумновская — там тоже есть детский дом. Ребятня очень обрадовалась нашему визиту, а когда воспитанников рассадили по машинам и покатали по окрестностям, их восторгу не было предела. Сделав детям подарки, мы отправились в Тарногу. А дальше все по накатанной схеме — концерт, беседа и фильм «Остров». Потом ночевка на берегу небольшого озера с деревянным мостком над прозрачной прохладной водой.
Пока в кипящей воде весело перекатывались сосиски, дежурные резали овощи, а мой четвероногий компаньон заводил полезные знакомства среди местных представительниц собачьего сообщества, мы — взрослые (сборная бригада из джиперов и священнослужителей) — предавались благостному ничегонеделанию.
Уже ближе к ночи пришли пьяные мужики и попытались испортить нам вечер, но мы их вежливо отправили восвояси.
День пятый
Моей задачей было разведать дорогу к лесному озеру, на берегу которого когда-то стоял монастырь. Мы с моим товарищем по клубу Анатолием поехали на двух Toyota — «стопятке» и « восьмидесятке». В соседней деревне нас ждал проводник — приземистый мужичок лет пятидесяти. Сев в машину и поздоровавшись, он окинул взглядом салон и изрек: «Николай я. Toyota Corolla, все понятно. Не проедет она там». Познания местного жителя в модельном ряду самого большого автопроизводителя мира навели меня на мысль, что и в проходимости этих машин он разбирается так же, поэтому я предложил ему все же попробовать прокатиться. Николай хмыкнул, но спорить не стал. Попросил лишь заехать к нему домой за сапогами и ружьем. Следуя его указаниям, мы свернули с дороги, преодолели вброд реку и поднялись на крутой косогор по тракторным следам. Там стоял дом Николая, а у дома — десятая модель «Жигулей». Я спросил проводника, зачем мы ехали через реку при наличии нормальной дороги, он промямлил что-то неразборчивое и ушел в дом. Видимо, таким образом он производил проверку проходимости наших машин. Непростой мужичок попался.
Выдвинулись. Первые пару километров Николай беспрестанно советовал мне, как ехать, потом притих, а уж на бездорожье совсем замолчал. В сухую погоду мы проехали бы без проблем, но дождь напитал землю водой, и машины постоянно сносило в тракторную колею. Мы уже успели по разу отлебедиться и пересечь ручей, как вдруг Толя разбортировался. Пока ставили на место покрышку, я окончательно понял, что тащить по этой дороге два стандартных внедорожника, прицеп и микроавтобус идеологически неверно. Развернулись, завезли домой зауважавшего нас после совместных приключений Николая и вернулись в село Илезский Погост.
К этому времени литургия закончилась, и детский хор, усиленный тремя священнослужителями, мялся под козырьком Дома культуры, уныло поглядывая на пузырящиеся лужи.
Оказывается, пока мы с Анатолием героически «колбасились» под проливным дождем, приезжал мужик на тракторе из соседней деревни Сулонга — его направила к нам тамошняя общественность с просьбой их посетить. Там нет храма, а священника люди отродясь не видывали.
Поскольку дорогу размыло, решили микроавтобус с прицепом, а также и часть группы оставить в Илезском Погосте и двигаться мобильным конвоем на четырех внедорожниках. На окраине села заехали за проводником, но он составить нам компанию на своем тракторе наотрез отказался, мотивировав это тем, что проехать сейчас не получится, потому что на дороге большие промоины и высокая вода. После небольшого диалога сошлись на том, что он сядет ко мне в Toyota и будет показывать дорогу.
Первые несколько километров Леха (так звали проводника) ныл, что проехать все равно не сможем и мы только напрасно теряем время. Потом как-то успокоился. Когда же я спросил его, где то страшное непроходимое место, он, немного помолчав, тихо ответил, что мы его уже миновали.
И все же дорога преподнесла нам сюрприз в виде размытого крутого подъема, который являл собой серию высоких ступеней. Но деревья на обочине росли в изобилии, и после получаса упражнений с тросами на свежем воздухе мы все же вскарабкались наверх.
Двадцатикилометровая дорога заняла весь день. Стандартные машины то и дело застревали, и их приходилось вытаскивать. Это было несложно, но требовало времени, к тому же ливень не затихал ни на минуту.
К вечеру добрались до Сулонги. Мы-то думали, что едем на далекий хутор, а оказались в большой деревне на несколько десятков домов. Встретил нас Василий — тот самый тракторист, что приезжал в Илезский Погост. Он и помог разместиться в сельском клубе. Насидевшаяся за день в машинах ребятня шумела и резвилась, а дежурные занялись приготовлением ужина. Пожалуй, это был самый насыщенный день с начала экспедиции. Я чувствовал, что мы по-настоящему полезны. Ведь без внедорожников священнослужителям никак не удалось бы добраться до этой деревни. Все устали, и ставших уже традиционными вечерних посиделок не было. После ужина все разошлись по комнатам и машинам, устраивались на ночлег.
День шестой
Во время службы народ крестился целыми семьями — родители, дети, братья, сестры. Глядя на то, с каким волнением молодежь наблюдала за священнодействием, я окончательно утвердился в мысли, что затея с миссионерским походом была очень правильной.
Обратная дорога оказалась не в пример легче. И уже к обеду мы воссоединились с ожидавшей нас в Илезском Погосте группой. Перекусив на скорую руку, двинулись дальше. Сегодня мы должны были еще добраться до села Верхний Спас. По дороге ненадолго углубились в лес, чтобы установить памятный крест на месте разрушенного ЗосимоСавватьевского монастыря в Долговицкой пустыни.
Снова началась асфальтовая дорога. Но ощущения, что мы вернулись к цивилизации, не было: висящее прямо над головой небо и бескрайние просторы, насколько хватало взгляда, создавали впечатление, что мы перенеслись на сотни лет назад и едем по малолюдной и дикой Северной Руси.
В Верхнем Спасе нас уже традиционно разместили в здании клуба. Да, так я еще не путешествовал. В гостиницах ночевал, в палатке тоже, в машине и под открытым небом — бывало, но вот чтобы так — в клубах и ДК — для меня это новый и, как ни странно, весьма комфортный способ.
Когда, разгрузившись в лагере, я вернулся к УАЗу, вокруг него уже кипела работа — экипаж вовсю высверливал обломившиеся шпильки. Не знаю, сколько времени такой ремонт занял бы в специализированном техцентре, но ребята управились часа за три, потому что в наличии имелось все необходимое: умелые руки, нужный инструмент и целая куча разнокалиберных болтов, гаек и шпилек на все случаи жизни.
Лагерем расположились на вершине горы. Здесь стоял дом Сергея Карасева — нашего проводника, а рядом — построенная им и другими местными жителями довольно симпатичная церковь. Небольшой и очень аккуратный храм был возведен совсем недавно, и, как выяснилось, в нем еще ни разу не проводились богослужения. Завтрашней литургией и освящением местной церкви мы закончим наш миссионерский поход.
Вечером священнослужители занялись подготовкой богослужения, а мы отправились ужинать.
Сергей как принимающая сторона тоже не терял времени даром. Он и два его гостя из соседних деревень собрали парапланы и поднялись в небо. Аппарат Сергея оказался двухместным, и он с удовольствием катал на нем всех желающих.
Так мы и провели этот вечер — за накрытым столом среди желтых стогов, а над нашими головами то и дело проносились разноцветные купола парапланов.
Потом отец Вадим провел литургию, в завершение которой поблагодарил всех участников этого миссионерского похода и «Немодный клуб», оказавший серьезную помощь в его осуществлении. А церкви Пресвятой Троицы деревни Гора он передал освященную икону с изображением Святой Троицы, которую специально для этого доставил из самой Коломны.
Мы вышли из храма. Ярко светило солнце, по небу плыли белоснежные облака. Нам предстояли почти сутки пути до дома, монотонность трассы и маета ночной дороги, но сейчас, стоя на ступенях деревенской церкви, я чувствовал, что сделал доброе и полезное дело, и от этого на душе было тепло и спокойно.
Хронология миссионерских походов