Каждую зиму мы отправляемся в Заполярье, дабы всласть насладиться бескрайними просторами и побыть какое-то время наедине с собой. Так мы поступили и в этот раз. Вот только никакой возможности остаться один на один с дикой природой нам не дали.
текст и фото: Лёня НЕМОДНЫЙ
Мы дошли До Котласа, как и положено отважным покорителям севера: пустые дороги, снег и суровые экспедиционные будни. Подъехали к ледовой переправе через Вычегду, тут-то все и началось. Оглядев наши подготовленные внедорожники, дежурный на КПП изрек: «Своих догоняете?». Я не придал значения этой нелепой фразе, решив, что от мороза и алкоголя у мужика случились видения.
Жизнерадостные поляки
Утром мы продолжили свой путь в гордом одиночестве, которое, увы, продолжалось весьма недолго. Буквально через пару десятков километров у стелы на границе Республики Коми мы догнали те самые внедорожники, промчавшиеся мимо меня ночью. Опа! А номера-то у них польские. Надо же, братья-славяне! Естественно, мы остановились и незамедлительно приступили к братаниям. Обменяли водку на невнятное тридцати пятиградусное пойло, подарили друг другу внедорожные журналы и сфотографировались на память. Затем решили поговорить «за жизнь». Выяснилось, что эти ребята едут точно туда же, куда и мы, а именно в Салехард через Воркуту.
Все бы хорошо, но я снова (в третий раз на одном и том же месте) допустил навигационную ошибку, и мы, свернув не туда, вместо Печоры приехали к газовым насосам. Ладно, ничего, запас еще есть, мы оторвемся. Естественно, поляки нас немедленно догнали и сопровождали до самой Печоры.
В городе мы провели два дня, отдыхая и набираясь сил. И вот снова в пути. А погодка не шутит, ветер все сильнее, дорогу переметает, и видимость метров десять. Одно хорошо — поляков давно не встречали.
До Инты добрались уже по темноте и сразу выскочили на Воркутинский зимник. За последующие сутки проехали всего половину дороги и… снова уперлись в поляков. Те, потеряв надежду пробиться дальше, встали лагерем. Мы решили, что такие героические парни, как русские джиперы, не должны пасовать перед трудностями. Поэтому, помахав руками полякам, отважно углубились в пургу. Правда, не сильно, метров на двести. Впереди переметы в рост, сбоку ветер, сзади фары поляков (они за нами поехали). В общем, ночевали мы кучкой на зимнике. Утром продолжили рубиться. Ветер гонит снег, ребята машут лопатами, а машины едут в час по чайной ложке. Я уже совсем было решил принести в жертву местным богам парочку нетрезвых поляков, но тут пришел бульдозер и всех спас.
Следуя по ровной твердой дороге, остающейся за ковшом гигантского трактора, мы добрались до автобазы местного отделения Газпрома. При этом выяснилось, что бульдозер шел именно сюда и дальше дорогу чистить не планирует. На наш закономерный вопрос: «Что же делать?» — местные ребята ответили классическим: «Сухари сушить». В том смысле, что «ждите, пока пурга не утихнет, тогда и дорогу начнут чистить». Ну что нам оставалось? Мы выбрали в качестве временного укрытия от пурги стопку бетонных плит и, выставив внедорожники в ряд, принялись ждать хорошей погоды.
Бульдозер работал медленно и без огонька. Маленький ЧТЗ больше разгребал снег в стороны, чем прочищал дорогу, и за ночь мы продвинулись от силы километров на пять. Под утро бульдозерист объявил, что его смена закончилась, и уехал обратно на базу. Пурга заметала машины, мороз усиливался, и вроде бы самое время приступать к терпению лишений и борьбе за жизнь на безлюдном зимнике, только делать это совершенно невозможно, когда тебя окружает несколько десятков машин. Все испуганы, нервничают и честят дорожников на чем свет стоит, в общем, все как дома в вечерней пятничной пробке.
Утром пришел другой бульдозер, огромный и бодрый, с ним подтянулась еще одна колонна грузовиков и… как вы думаете кто? Нет, не поляки, поляки никуда и не уходили. Ну подумайте, кто может появиться на зимнике, когда ты уже видеть не можешь полноприводные автомобили.
Правильно! Два улепленных наклейками лифтованных внедорожника из клуба «Там в России».
— Привет! Чего стоите?
— А что делать-то? Лежать?
— Да не, надо всех обходить и по тундре идти!
— Идите и поляков с собой прихватите.
Естественно, никто никуда не пошел. Мы так и толкались в этой пробке еще несколько часов. А потом бульдозерист сказал, что дальше чистить не будет, потому что, куда ему было надо, он уже приехал, а все остальное его не тревожит. «Уралы» попробовали идти по целине и завязли. Мы обошли их и, проехав еще несколько десятков метров, обратили внимание на огни вдалеке. К нам навстречу шла колонна из Воркуты с бульдозером в качестве флагмана. Весь азарт покорения бездорожья в нас мгновенно утих, и мы решили скоротать время в ожидании встречных за ужином и приятной беседой, благо поляки подотстали. Во время трапезы мы с интересом наблюдали за «тамовцами». Те наминали себе путь в нашей колее, потом спускали колеса, потом пробовали проехать через перемет впереди, потом возвращались, потом качали колеса — в общем, как могли, терпели лишения, пользуясь любой возможностью. Меня даже охватила легкая зависть. Тем временем бульдозер приблизился к нам вплотную и, накидав снег с дороги в трехметровые сугробы, чинно проследовал дальше, за ним шла вереница грузовиков и… Ну, угадайте, кто! Конечно, внедорожник в наклейках с… Вот теперь точно не угадаете, с чем. С прицепом, заполненным МОТОЦИКЛАМИ! Откуда они ехали? Правильно! Из Салехарда через Воркуту. Понятное дело, что снова братания, обмен журналами и наклейками.
«Тамовцы», как только поток встречки иссяк, с пробуксовкой сорвались вдаль. Ясное дело, ребятам не меньше нашего хотелось потерпеть лишения в диночестве. Попрощались с мотоциклистами, из всего разговора мне больше всего запомнился их ответ на мой вопрос: «Парни, вы что, совсем отмороженные, на зимник на эндуро выпираться?» — «Если бы мы знали, что нас там ждет, то ни за что бы не поехали!» Эх, мужики! Да если бы я знал, что меня тут ждет, то поехал бы в Европу, уверен, там путешественников гораздо меньше, чем здесь.
Мы прибыли в город поздно вечером и сразу же принялись таскать вещи в квартиру, которую снял для нас Кимыч. Работа задержала его в Москве, и он прилетел в Воркуту самолетом, снял квартиру, накупил кучу еды и окружил нас, усталых и раздраженных, заботой и вниманием.
На КПП перед газпромовским зимником нас остановили и попросили разрешительные документы. В качестве оных я предъявил пачку журналов и телефонный звонок их московскому начальству, которое подтвердило, что мы «те самые журналисты, про которых должны были предупредить, но, естественно, не предупредили». Пока мы занимались бумажной волокитой, охранник поведал, что не далее как пару часов назад тут проехали две машины (по описанию, «тамовцы»), но они не свернули на Салехард, а умчали дальше к берегу океана.
И вот мы на зимнике. «Тамовцы» поехали на побережье, поляки повернули назад. Мы одни! Ура!!! Впереди нас ждут экспедиционные будни и одиночество. Вот оно — время побыть наедине с собой, поразмыслить о многом, по-новому взглянуть на свою жизнь.
Горизонт впереди озарился светом десятков фар. Вскоре мы уперлись в лоб неподвижной колонны грузовиков. Оказалось, что это группа дорожной техники под предводительством начальника зимника. Мы разговорились:
— Мужики, чего стоите? — Да балок (жилой модуль. — Ред.) свалился с трейлера, сейчас его бульдозер на место затолкает, и дальше пойдем. Как там дорога?
— Да нормально, только километрах в пятидесяти отсюда грузовик под лед провалился.
— Это КамАЗ, что ли? Так мы ж его еще позавчера достали, когда сюда шли.
— Не, там «Татра» сидит.
— «Татра»?! Блин, как же достали эти гастарбайтеры. Ладно, сейчас поедем, достанем.
— А что там дальше за фары?
— А, это надымские ребята на джипах камаз домой сопровождают. Они мотоциклистов везли на Воркуту, вот возвращаются.
На этот раз при упоминании джиперов меня впервые за долгое время не передернуло. Я знал, кто это, и с нетерпением ждал встречи со старыми друзьями. Простившись с водителями, мы подъехали к застрявшему КамАЗу и стоявшему за ним УАЗу. За рулем сидел незнакомый мне парень.
— Здорово! Димка Гурьев с вами?
— Ага, он в головной машине, там, впереди.
— Вызови его по рации, скажи, чтобы сюда шел.
— А чего сказать-то?
— Скажи, мужик какой-то подъехал, нервничает.
Через пару минут появился угрюмый Димка, но как только увидел меня, сразу просветлел и с криком «Немодный!» набросился с объятьями. Я тоже был очень рад встрече. Мы познакомились во время одного из моих путешествий по Сибири много лет назад и с тех пор сильно сдружились.
— Парни, вы куда?
— Да вот на Нягань хотим идти, а нас на зимник не выпускают. А ты куда?
— Да я на воркутинский зимник. Там две машинки поломались, надо помочь.
— Дай-ка я угадаю… Паджерик и L200?
— Ага!
— Ясно! «Тамовцы» все же нашли себе приключений.