Новый Год в Мурманске

Идея поехать на новогодние праздники в Мурманск родилась еще летом 2010. В то лето мы купили (как тогда считали) настоящий внедорожник SuzukiGrandVitara. Прошло время, наши представления о внедорожниках изменились, но Витара все равно осталась с нами. И вот, на третий новый год, все получилось.

авторы: Саша и Юля

Новый Год в Мурманске

Маршрут 4059 км: Москва – Ярославль – Вологда – Вытегра – Пудож – Медвежьегорск – Мурманск – Медвежьегорск – Пудож – Вытегра – Кириллов – Череповец – Рыбинск – Углич - Сергиев Посад - Москва

DSC00080

Сборы завершены, и, рано утром 29-го декабря, мы выезжаем по Ярославке. Последние дни перед поездкой морозы в Москве отступили, и мы очень радовались, что едем на север в зиму. Не успели мы отъехать и на 100 км от МКАДа, как пошел снег! И вот постепенно внутреннее напряжение отступает  - мы в отпуске.

Довольно быстро доехали до Ярославля. К нашему удивлению, город встретил нас пробками. Мы еще и свернули пару раз не туда, так что в результате потеряли довольно много времени.

Проезжаем через Вологду, которая нас тоже огорчила предновогодними пробками, и, наконец, оказываемся на свободе. Поток машин на дороге резко уменьшается.

DSC00101

Фобии и реальность

Готовясь к поездке, мы читали отчеты других путешественников. Основных вещей, которыми нас пугали - всего четыре. Это: злые гаишники в Карелии, отвратительные дороги – дескать, где-то в Карелии Хаммер колесо потерял, редкие заправки и лесовозы.

Про гаишников ничего сказать не можем, за все путешествие нас не останавливали ни разу. Про дороги – отчасти, правда. Дороги так себе, но, тем не менее, практически везде можно идти со скоростью больше 80 км/ч. А потеря колеса, так мы это и раньше видели уже, надо просто гайки нормально затягивать и проверять то как они затянуты хотя бы раз в день.

С бензином тоже не все так плохо как нам рассказывали. На пути туда мы останавливались заправляться в среднем каждые 2-2.5 часа на сетевых заправках. Обратно, мы уже знали, где какие заправки и заливались только когда бензин в баке заканчивался. Самое большое расстояние между сетевыми заправками 260-300 км. У нас с собой было две канистры по 20 литров, этого запаса нам хватает примерно на 300 км.

Большое расстояние между заправками Зеленоборск (ТНК) - Кемь (ТНК). На повороте в Лоухи какая то ноунеймовская заправка, а в сами Лоухи мы не заезжали. Также нашли ТНК в Медвежьегорске на выезде к Пудожу и в самом Пудоже, после него, по направлению на Москву, где то ближе к Кириллову есть какой-то странный Лукойл. Мы же заправлялись в самом Кириллове на Лукойле.

А вот лесовозами нас пугали совершенно не напрасно. Первый раз нам попался встречный лесовоз, где то на границе Вологодской области и Карелии. Погода морозная и снег лежит на земле не слежавшийся, пушистый. Поэтому лесовоз поднимает за собой клубы этого снега. И если тебе попадается на встречу один лесовоз, то ты ничего не видишь 1-2 секунды, а если два или три лесовоза, то лучше вообще приостановиться и подождать пока снежная пурга поднятая ими осядет. К слову сказать, чаще лесовозы попадаются колоннами по два-три.

В Карелии на пути в Мурманск нам пришлось обогнать только один лесовоз. Это было не очень просто… Хорошо, что встречных машин там совсем мало и сориентироваться обгонять попутную машину или нет можно по тому, включен у неё дальний свет или ближний.

Но даже тогда, в Карелии, когда мы обогнали этот единственный лесовоз, мы еще не знали, что же это за страшный зверь. Понимание пришло уже на подъезде к Мурманску. Началась метель  и временами видимость довольно сильно падала. Иногда приходилось идти с одними противотуманками, ближний свет нас слепил. Пару раз даже приходилось останавливаться, чтобы понять где есть дорога, а где обочина… Итак, в какой то момент, когда метель была не очень то сильная мы ехали довольно быстро, километров 80 в час. И вот видимость, вдруг, ухудшается и на какой-то миг мы вроде бы видим красные огоньки. Сбрасываем скорость и пытаемся догнать эти огоньки. Этими еле видимыми огоньками оказался лесовоз. Который внезапно появился прямо перед нами.

В дальнейшем, мы научились угадывать момент, когда мы догоняем лесовоз в пургу. Отличие оказалось довольно очевидным. Когда усиливается пурга, то она просто усиливается и падает видимость, а когда догоняешь лесовоз, то появляются какие-то безумные завихрения.

DSC00019

Дороги и водители

В Ярославле и Вологде поведение водителей на дорогах мало чем отличается от того что творится в Москве – суета, все пытаются побыстрее проехать. Хотя, возможно это близость праздников так повлияла.

В Карелии принято обгоняющие машины пропускать. Когда вы приближаетесь и включаете левый поворотник, как правило, впереди едущая машина включает правый, сбрасывает скорость и прижимается к обочине.  Необычными показались лежачие полицейские перед пешеходными переходами. Их, почему то, кладут по 3-5 штук до и после перехода. Наверно это потому, что на фоне разбитых дорог, один лежачий полицейский не вызывал бы у водителей желание притормозить. Однако сами местные водители очень четко соблюдают скоростной режим в населенных пунктах. Если стоит знак 40, то едут 40. Если не стоит, то едут 60.

В Мурманск мы попали вечером 30-го. Та же предпраздничная суета, что и в других городах, обилие машин. Въехали мы в город и перед правым поворотом к нашей горнолыжной базе, в которой решили остановиться, встали в пробку. Пробка была из-за того, что на улице куда мы поворачивали была авария и на этой же улице находится въезд на парковку большого торгового центра. При всем при этом на поворот стоял только один правый ряд и все спокойно ожидали своей очереди. Стояли все и никто не объезжал, даже таксисты.

Впоследствии, каждый раз мы наблюдали одну картину, когда есть поворот и на него очередь (читай пробка) все стоят в этой очереди на поворот в одном ряду. Все остальные ряды едут прямо или на другой поворот. Один раз местные нас оббибикали и обругали, когда мы случайно чуть не проехали наш поворот и попытались в эту очередь вклиниться.

DSC00096

«Ленин»

В Мурманске мы посетили стандартный набор местных достопримечательностей, список которых можно найти в интернете. Как минимум один раз их все стоит посмотреть.

Особенно нас впечатлил ледокол «Ленин». Первый ядерный ледокол с демонтированным реактором стоит в морвокзале. В нем сейчас организовали музей, в котором проводят часовые экскурсии. После посещения этого музея возникло чувство гордости за нашу страну. Какие же ледоколы мы умеем строить! В музее, также представлены очень интересные фотографии.

DSC00248

Обратный путь

Утром 5го января мы выехали в направлении на Москву. В это время, как назло, пошел снег. В Мурманске он совсем не мешал, медленно кружился и падал. Было снежно и красиво. Но в горах снегопад стал серьезной помехой. Сильно упала видимость. И до Мончегорска дорога была довольно тяжелой.

После Мончегоска Юля спала, а я вел машину. Выезжаем из-за очередного поворота, и вижу вроде  машина в кювете. Останавливаемся, бужу Юлю и иду поинтересоваться нужна ли помощь. Все целы, даже машина визуально не пострадала. Машину занесло и она наполовину пробила снежный отвал и повисла на нем на брюхе. Мужик подходит ко мне с просьбой вытащить его. В руках его трос класса «резинка от трусов». Честно говоря, я не уверен, что на нем удалось бы повесится. Мужик уверяет, что машина лишь чуть-чуть подсела.

Осматриваю машину и вижу, что вовсе не чуть-чуть, да и его Кайрон килограмм на 300 тяжелее нашей Витары. Так что вряд ли мы своими силами его вытащим.  Но все же решаем попробовать. Достаю наш динамический трос – на мой взгляд, всегда лучше работать со своим тросом, он уже 100 раз опробован и известно как он тянется и с какой скорости можно дергать, чтобы не оторвать себе что-нибудь. Пробуем – конечно же ничего не выходит. Кайрон даже не шевелится.

Решаем остановить кого-нибудь потяжелее, пытаемся остановить грузовик. Мимо как раз проезжал грузовик посыпающий песком дорогу, но он не останавливаясь проехал дальше. Водитель Кайрона зачем то остановил проезжающий мимо уазик и, видимо, обиделся когда водитель уазика не стал даже пробовать. Тем временем, грузовик с песком, похоже, закончил посыпать свой участок, развернулся и подъехал к нам. Цепляем к нему Кайрон, еще пару минут и Кайрон на свободе.

DSC00299

Мораль

Мужик с женой ездил на праздники из Мурманска в Питер и теперь возвращался домой.  Еще когда я первый раз осматривал Кайрон, обратил внимание, что он на АТшной гудричесвой резине. Я искренне удивился, т.к. был уверен что на севере народ не питает иллюзий о «всесезонности» резины. Как вы думаете, какой вывод сделал водитель после своего вылета с трассы? Если вы считаете, что он решил, что зимой нужно ездить на зимней резине, то вы ошибаетесь. «Надо было подключить передний мост»  - сказал он мне. Конечно надо… Похоже нужно просто один раз сравнить, проехаться на всесезонке, а затем по этой же дороге, сразу же проехаться на зимней. У меня дважды была такая возможность на разных машинах. Там где машина на всесезонке мучаясь идет 60, на зимней можно ехать 100. При этом на 60 ехать тяжело и страшно, а на 100 ты бросаешь взгляд на спидометр и понимаешь, что нужно бы ехать помедленнее, т.к. ты слегка увлекся.

DSC00087

Монастыри

На обратном пути мы решили заехать в монастыри в Ферапонтово и в Кириллове. Очень понравилась выставка в подклете трапезной палаты в Кириллово-Белозерском монастыре. Там располагается экспозиция, посвященная истории края. У нас было мало времени и сил, чтобы посетить все что мы хотели, поэтому мы теперь планируем отдельную поездку в район Белого озера.

После Ферапонтово Юля сменила меня за рулем, тронулась и зачем то решила на ходу подрегулировать сиденье. Машина медленно вкатились правыми колесами на обочину и провалилась. Думали, что придется теперь спасать нас самих, но медленно и аккуратно по своим следам удалось выехать обратно. Кстати, потом случилась похожая ситуация, когда мы опять решили поменяться и остановились на обочине. Зимой обочины очень коварны. Смотришь на них – кажется, что они твердые, а не деле это не так.

Из Кириллова мы выехали уже под вечер, поэтому решили без остановок ехать домой. Проехали через Череповец, Рыбинск и Сергиев Посад. Рыбинск из машины показался очень красивым, поэтому он тоже теперь тоже попал в список городов, которые мы собираемся посетить.

DSC00328

Полный фотоотчет о путешествии >>>

28.03.2023
Про АКПП