И придумали организаторы новый зачет для стандартных внедорожников. И назвали его Smart, что по-ненашему означает «умный». И отправился я участвовать в гонке, с каждым днем все отчетливее осознавая, что ума мне явно не хватало…
текст: Лёня НЕМОДНЫЙ
фото: Роб Причард и автор
Умных — к умным
Рассказ о трофи-марафоне «Pro-X 2012» от первого лица
Жаркое летнее солнце, конечно, хорошо и приятно, но не когда спишь в салоне внедорожника, стоящего на открытом месте. Правда, когда я парковался, то считал, что деревья обеспечат тень, и они бы так и поступили, но солнце взошло не с той стороны, с какой я ожидал. Заспанный и взмокший вываливаюсь из кабины и вижу большую поляну у базы отдыха «Межутоки», сплошь заставленную грузовиками, полуприцепами и спортивными машинами. Сегодня первый день трофи-марафона «Pro-X 2012». И на этот раз я не просто журналист. Я спортсмен, участник нового зачета Smart, в котором едут только стандартные машины.
Поскольку мой внедорожник теперь стандартный, технический комиссар опечатал стационарную лебедку. Точно так же он поступил с остальными стандартными машинами в зачете, потому что без лебедок среди «Умных» практически никого не оказалось. С трудом нашлись и свободные от наклеек места для того, чтобы разместить стартовые номера и кучу рекламы.
Пока мы развлекались в секции триала для самых маленьких, спортсмены зачетов Light и Open крушили колесами бетонные руины и колбасились в болоте. Они искали утонувшие сендтраки под слоем торфа, таскали реечные домкраты и «лебедились», в общем, вели максимально активный образ жизни. Спортсмены-трофисты — они такие, им чем хуже, тем лучше.
На следующий день нам раздали дорожные книги с легендой маршрута, а в к ачестве дополнительного з адания велели найти и сфотографировать объекты, находящиеся в приложении. В основном это были таблички с разными надписями и столбы с цифрами.
Маршрут был проложен по живописным лесным дорожкам, и если бы расстояния, указанные в роад-буке, с оответствовали действительности, то я бы получил большое удовольствие от спецучастка. Вторым неприятным моментом был секундомер в качестве мерила наших достижений. Он превратил езду любительского зачета в клон зачета спортивного с той лишь разницей, что спортсмены медленно таскались на лебедках, а «смартовцы» летали по лесным дорогам на бешеных скоростях, изображая из себя раллистов.
На следующий день все повторилось как под копирку, только СУ был меньше, расстояния бились получше, а скорости были еще выше. Каждый новый день я встречал все более злым, и рано или поздно меня должно было прорвать. Я боялся, что это случится, потому что, несмотря на все косяки с организацией зачета, мне нравились как само мероприятие, так и его организаторы, и не хотелось вываливать на них свой негатив. Но новый день добил меня.
Суть марафона в том, что все спецучастки на нем представляют разные внедорожные дисциплины. Следующий СУ был кольцевой песчаной гонкой. Нас, «Умных», пустили первыми и не всех кучей, как спортсменов, а по одному. Но утром на информационном стенде так и не появилась точка старта и один из организаторов по доброте душевной выдал мне координаты того, что он считал таковой. Следует ли удивляться, что последующие полтора часа я рыскал по окрестным дорогам в поисках того самого заветного карьера, где должна была состояться гонка. Искомое найдено не было. Я вернулся в лагерь с одной-единственной мыслью в голове — найти главного судью и убить его. Но он сам нашел меня — выехал мне навстречу из ворот базы. Между нами состоялся короткий диалог, в ходе которого я титаническим усилием воли удержал в узде свои сильно натянутые нервы, после чего отправился вслед за ним на точку старта. Ознакомление с трассой состоялось после того, как включили секундомер, поэтому во время первого из пяти кругов я искал нужную дорогу среди ленточек, во время второго круга во мне произошел некий перелом, а три оставшихся до финиша я ехал «на все деньги» со стрелкой тахометра, дергающейся неподалеку от красной зоны.
Я проехал финишный створ и почувствовал, что злобы во мне больше нет, видимо, она зацепилась за один из виражей и отстала, а может быть, просто впиталась в песок под колесами. Я, собиравшийся все бросить и уехать домой, решил остаться и во что бы то ни стало проехать гонку до конца.
Этот, уже пятый по счету спецучасток, стал первым по-настоящему «умным». Спокойная езда, вдумчивое ориентирование. Жаль, точек было немного и маршрут не сверхпротяженный и случился уже под самый занавес гонки.
Впереди еще был день триала напополам с рокроулингом для спортсменов и езда между ленточками для нас, любителей. Этот заключительный день гонки получился самым зрелищным и красивым. «Котлеты» зачета Open и подготовленные машины Light карабкались по почти отвесным стенам на лебедках, ревя моторами, преодолевали рельеф и скатывались с крутых склонов. Вокруг ходили толпы восторженных зрителей, то и дело фотографируя машины и спортсменов.
После того как победителям вручили призы и медали, официальная часть закончилась и Юрий Селифонов, главный организатор гонки, вышел на сцену с электрогитарой в руках и вместе с несколькими профессиональными музыкантами устроил настоящий концерт для собравшихся.
Гонка закончилась, участники разъехались по разным городам и странам. Вернулся домой и я. И почувствовал, что мне не хватает той атмосферы, которая царила на трассах соревнования и в базовом лагере. Понял, что мне было очень хорошо в эту дождливую и холодную неделю в конце июня. И еще одно осознал со всей очевидностью: я обязательно поеду на «Pro-X 2013». Может быть, участником, а может, и организатором. Кто знает…