Главное не бояться!

Страх. Он появляется ниоткуда, вяжет по рукам и ногам, лишая способности ясно мыслить. Страх — главный враг новичка на бездорожье. Именно поддавшись ему, вы будете чаще всего застревать, приобщаясь к внедорожной езде. Как же справиться со своим страхом?

текст: Лёня НЕМОДНЫЙ
фото автора

С широко открытыми глазами
Как победить собственный страх перед бездорожьем

 

IMG_1710

Легче всего сказать: «Не надо бояться». Садясь за руль, вы со всей очевидностью понимаете: бояться тут нечего. Но как только машина проваливается в глубокую лужу, заполненную жидкой грязью, взгляд ваш стекленеет, руки каменеют, а нога нажимает газ в пол. Ясное дело, машина мгновенно застревает.

Когда вы потом показываете фотографии этого момента друзьям, приходится давать неизменный комментарий: это на фото все так безобидно выглядит, а на самом деле было гораздо страшнее — яма была глубже, подъем круче и грязи больше. А вы знаете, от чего так происходит? Да от того, что…

У страха глаза велики

 

Эта русская народная поговорка не на пустом месте возникла. Страх — самая что ни на есть плодотворная почва для фантазий. Слегка качнулась машина, переезжая через кочку: «А-а, мы сейчас перевернемся!!!!». Погрузились колеса в лужу по ступицы: «Мама!!! Мы тонем!!!». Подсел внедорожник на мосты — тут же паника: «Мы отсюда никогда не выберемся!!!».

Вот ответьте мне… нет, лучше себе: вы на бездорожье зачем? Чтобы инфаркт получить или все же дабы проехать? Если первое, тогда вы на правильном пути, не смею мешать, а если второе — то читайте дальше.

Страх, который вы испытываете, когда машина едет по бездорожью, прежде всего вызван тем, что вам кажется: вы теряете контроль над автомобилем. Машину немного потащило по скользкой колее, а ваше воображение уже рисует страшные картины катящегося кубарем внедорожника. И все… Вы уже не способны обрабатывать получаемую информацию и адекватно реагировать на изменяющиеся дорожные условия. Куда там — теперь ваша цель выжить, выжить любой ценой. А для этого надо немедленно спасаться, а значит «газ в пол», штурвал на себя и полетели. Точнее, это грязь из-под колес во все стороны полетела, а машина остановилась и вяло испаряет ее с трубы глушителя, покачиваясь посередине лужи.

«Ну это уж ты хватил, уважаемый рассказчик, — скажете вы. — Это же надо быть полным идиотом, чтобы так вести себя за рулем». Отнюдь, друзья, именно так вы и ведете себя в начале своего внедорожного пути. Каждое неожиданное для вас движение автомобиля сопровождается нажатием на педаль газа. Как же побороть свой страх?

 

IMG_4380

Штурман должен быть вдумчивым и серьезным, пилот — веселым и бесстрашным. Наоборот не должно быть ни в коем случае

 

Живем по Карнеги

 

Старина Дейл, когда писал свои книги, ориентировал их на совершенно другие области человеческой жизни, но его метод вполне применим и для офф-роуда. Итак, приступим.

Что самое страшное может случиться с вами при проезде через эту лужу? Правильно, вы застрянете, в салон зальется грязная вода, а вам придется ковылять по мерзкой жиже к багажнику, доставать буксировочный трос и потом тащиться на сухое, чтобы прицепить его к другой машине. И? Что тут ужасного? Если вас все это пугает до жути, так зачем вы вообще занялись офф-роудом? Или застревают только «чайники», а «реальные пацаны» проезжают везде легко и непринужденно? Застревают все. И чем больше ездят, тем чаще застревают, потому что джипер так устроен — по дороге, на которой негде застрять, он не поедет. Следовательно, отправляясь кататься по бездорожью, вы должны быть готовы к тому, что застрянете. Так, с этим разобрались, что там у нас дальше? Ах да, трос и жижа. Достаньте трос заранее, прицепите к своей машине и бросьте в салон через открытое окно или намотайте на бампер. На ноги наденьте болотные сапоги. Вот и все. Вы подготовились к тому, чтобы действовать в случае, если все ваши наихудшие ожидания оправдаются. А теперь спокойно садитесь за руль, трогайтесь с места и начинайте думать о том, как не застрять, а не о том, как проехать. Сейчас непонятно сказал? Расшифрую. Не надо смотреть вдаль и планировать, между какими именно деревьями, стоящими в 500 м впереди, вы проедете, когда переберетесь через лужу, колею и канаву. Думать надо сначала о том, как не застрять, проезжая по луже, потом, когда она кончится и начнется колея, сосредоточиться именно на ней. Затем уделить максимум своего внимания канаве, а вот когда доедете до деревьев, можно будет подумать о том, как между ними проехать. Мозг водителя должен быть занят решением текущих задач. Стратегическое планирование — удел штурмана. Если вы едины в двух лицах, то сначала вышли из машины, пробежались и исследовали засадный участок, по которому предстоит проехать, выбрали оптимальную траекторию и, сев за руль, сосредоточились на вождении. Таким образом убиваете сразу двух зайцев: вы собранны и внимательны, а главное, вам совершенно некогда бояться.

 BB6A8741

Из салона происходящее под колесами кажется гораздо более страшным, чем на самом деле

Бразильская система

 

В завершение нашего краткого курса по теории бесстрашия хочу рассказать одну поучительную историю. Был у меня один ученик, звали его Рома «Кошка» Брискиндов. Он очень хорошо водил машину и все внедорожные премудрости схватывал на лету, но был у него один недостаток. Каждый раз, когда по стеклу машины били ветки деревьев, он моргал. Когда быстро едешь по лесу, ветки в стекло стучатся постоянно, и, конечно же, это частое моргание сильно отвлекало его от пилотирования.

Мои объяснения, что, мол, моргать не надо: ветки снаружи, а ты внутри, не бойся их, — не имели никакого действия. Тогда я стал делать так: каждый раз, когда Рома оставался за рулем, а я выходил из машины, первым делом подбирал ветку потолще, незаметно подкрадывался и сильно бил ей по лобовому стеклу. Первое время «Кошка» дергался как ошпаренный и выкрикивал некрасивые слова. Постепенно его реакция стала более спокойной, и со временем он просто перестал реагировать на удары веток по стеклу как стоящей машины, так и во время движения.

Страх — друг неведомого. Больше ездите по бездорожью, анализируйте природу поведения автомобиля в сложных внедорожных ситуациях, и чем лучше вы будете ее понимать, тем меньше места в вашем сознании останется для страха. Со временем он и вовсе пропадет.

28.03.2023
Про АКПП