Пещеры Южного Урала

Отчет о путешествии от пилота самой маленькой машинки в группе, но тем не менее настоящей и внедорожной. 

текст: Кирилл (Jimny) МАТВЕЕВ
фото: участников экспедиции 

Маршрут Москва - Южный Урал - Москва пройден :) 

Отчет о путешествии по пещерам Южного Урала

Иногда бывает нужно написать отчет о каком-нибудь мероприятии, а я тяну все до последнего, потому что вроде бы и писать то не о чем, а писать надо. Но сейчас совершенно другой случай вчера вечером мы вернулись с внедорожной экспедиции "Пещеры Южного Урала" и я отрубился спать не разгружая машину "прямо с порога", а утром проснувшись по челябинскому времени я  сварил себе кофе и последние три часа передо мной совершенно ясно возникают образы горных рек, пещер, таежных лесов, я чувствую носом запах костра и догорающей "нодьи", а руки, когда я захожу в ванну автоматически тянутся включить налобник вместо выключателя. Итак, начнем... Вот уже прошло более 10 часов как мы вернулись в Москву и уже неслышно голосов друзей на 38 канале радиостанции, уже не прозвучит фраза "замыкающий движение начал, колонна в сборе". В придорожном кафе, как мы старательно не просили выключить телевизор, все же нам удалось краем уха услышать последние новости. И вдруг мне стало ясно, что в мире бардак, не хватает настоящего экспедиционного, походного порядка, когда каждый на своем месте и все делают вместе общее дело, стремятся к одной цели, но видимо такое возможно только когда ставишь лагерь под дождем на поляне и инстинктивно тянешься поближе к товарищам, сгрудившись у костра греешься и делишься всем, что у тебя есть. Без пафоса и без высокомерия просто именно так и выглядит настоящая Свобода, когда глаза не могут определить дальнюю точку горизонта, потому что он кажется бесконечным, а не ограничен квадратными метрами соседа по лестничной клетке. 

 Московская барыня - слишком много всего.

Про выезд из Москвы можно сказать только одно.. Мы все его ждали и нам по ночам снилось и думалось только о предстоящем путешествии. И вот, настал долгожданный день 4 августа, когда в 9 утра возле Макдональдса на трассе М5 стали происходить странные вещи, начали появляться машины до верха груженые шмурдяком, так что даже в зеркале заднего вида отражались только пенки и палатки, а при открывании задней двери под изумленный взор скучающих в пробке водителей на землю вываливались и катились по дороге консервы и прочий необходимый хлам, который тут же возвращался на место утрамбовывался и со второго раза дверь все-таки захлопывалась. Так вот мы выпили немного кофе, затарились семечками и орехами и тронулись в путь.   

Все те, кто знал тебя раньше – их можно вбить на один сидиром (Б.Г.) 

По дороге до Златоуста у меня возникло только две ценные мысли, которыми хотелось бы поделиться. Мысль первая: Для современного человека понятие дорога не является, чем-то особенным и расстояния даже более длинные, чем прошла наша экспедиция, не являются какой-то ощутимой преградой. Путь для многих - это скорость умноженное на время и тенденция идет к увеличению скорости и уменьшению времени пути. Такое вот перемещение из пункта А в пункт В в искусственно созданном комфорте и микроклимате, с телевизором и просмотром газет. Желание человека переместиться побыстрее отобрало у него очень важную составляющую понимания себя в мире и ощущения пространства. Куда-то исчезло выражение "отправится в путь", вместо этого мы просто говорим "взял билет до Самары" или "у меня завтра поезд до Саратова". А вместе с тем сама по себе дорога является очень интересным и познавательным занятием, поучительным. Ведь первая радость которую испытывают звери - это радость перемещения и изучения и расширения пространства. Очень интересно наблюдать за тем, как сменяются климатические зоны за окном, как меняется растительность и каждый раз выезжая из-за поворота ты ждешь что перед твоими глазами откроется какой-нибудь замечательный новый вид. Забегая вперед скажу, что уже после 8 часов дороги мы с нетерпением ждали, что вот-вот вдали появятся горы и перевалы.   Мысль вторая посетила меня, когда на одометре появилась цифра 1100 км, именно такое расстояние мой автомобиль проехал бы на штатной резине, а поскольку колеса чуть большего размера, то реальный пробег на тот момент был, где-то 1300 км. Мысль очень простая. Все чем я являюсь, моя душа, мои мысли и все что я люблю и мне дорого и ценно может уместиться на флешке 8 ГБ и все это я могу взять с собой в дорогу. На флешку, которую я взял с собой уместились почти все мои любимые песни Гребенщикова, весь русский-рок, половина иностранного, мои стихи, стихи моих друзей, письма и несколько папок с фотографиями самых ценных моментов жизни. Вот так вот человек живет, живет, а все чем он является умещается на одной флешке. Было еще одно поистине восхитительное событие по дороге - это "полная радуга" после дождя, где-то в районе Пензы, мы присмотрелись и увидели, что она не одна, а двойная, впервые я видел двойную радугу. Зрелище невообразимо красивое и фантастичное.   

Помощь на дороге.

 На второй день пути по трассе мы увидели вылетевший с дороги автомобиль Ниссан и возле него ходил абсолютно потерянный бедняга водитель, который то отчаянно смотрел на свою машину, то на жену и ребенка с виноватым взглядом. Руководитель экспедиции Леня Немодный сразу сказал по рации, что мы останавливаемся и пытаемся помочь человеку. Девчонки тут же выскочили из машин и забрали к себе ребенка и жену, чтобы угостить чаем и печеньями. Молодцы. А мы стали думать как выручить и вытащить машину из кювета на дорогу. Было много вариантов, но сработал последний: машину прицепили через стропы и крючки за диски задних колес и по мокрой раскатанной джипом траве аккуратно вытащили на обочину, после чего забортировали колеса и надеялись что медленно но все-таки они смогут добраться без эвакуатора до ближайшего населенного пункта и сервиса. Надо сказать, что помощь на дороге это то самое доброе дело после которого путешествие сразу обрело какой-то высокий смысл. Чтобы уже закрыть тему дороги, еще два воспоминания: в Мордовии, заправляясь под проливным дождем мне улыбнулась заправщица и пожелала доброго пути, сразу стало теплее, а потом я увидел табличку "не зли других и сам не злись. мы гости в этом мире". А при въезде на уральскую землю было крупными буквами написано: Урал - опорный край страны!! 

 Златоуст - долгожданная встреча на перевале. 

В Златоусте, нас слегка подуставших с дальней дороги радушно встретили ребята из клуба "УАЗ-патриот Урал", два экипажа. Надо сказать, что ребята к нашему приезду приготовили замечательный маршрут по горам и пещерам Южного Урала и каждая последующая стоянка все больше поражала взгляд красотой природы, величием гор и причудливыми изгибами горных рек. Хотя появление ребят сразу нас настроило на то, что впереди нас ждут необычайные открытия и восхитительное путешествие по бездорожью, горным тропам и лесным дорогам. Иначе и быть не могло, потому что на футболке у Андрея было крупными буквами написано "не вернемся в город" - замечательный девиз, а вид Максима, профессионального спелеолога с очень доброй улыбкой и позитивным отношением к происходящему нам сразу дал понять, что мы в надежных руках и лучших проводников по Уралу нам просто не найти. Ребята нас увидели достаточно вымотанными дорогой и на их вопрос "где бы вы хотели сегодня встать на ночевку", услышав из последних сил собранную с чувством юмора фразу: "нам бы лес какой или полянку, мы не привередливые и дождик бы убрать куда-нибудь", они тут же взяли всё в свои руки и привезли нас на гору Магнитка, откуда нам показали замечательный вид на горы, куда нам предстоит забираться, а после этого несмотря на нашу непритязательность нас привезли в замечательную березовую рощу, где в какую сторону не взгляни - кругом одни березы и воздух был свежий и морозный. Вечер знакомства удался. Мы кутались в свитера и тут же появилась шутка о том, что мы же на Южном Урале, здесь должно быть холодно, неужели кто-то рассчитывал что будет жарко. Ребята приготовили нам замечательный лагман - горячий суп и мы сели за большой стол с ощущением что наш отдых теперь начался. Был приготовлен кальян с яблочным табаком и мы устроили посиделки у костра и продолжали наше знакомство до поздней ночи.   

Большая Сатка.

 На следующий день мы попытались проехать быстрым маршрутом до стоянки на горной реке, после нескольких часов "рубилова" в колеях по которым ездят Уралы и лесовозы решено было немного изменить маршрут и выехать к лагерю с другой стороны, потому что дождь не прекращался и ехать становилось все труднее и труднее. Было принято решение увеличить путь, уменьшив сопротивление грязи под колесами автомобилей. Ближе к вечеру миновав брод через реку, где Патруль Сережи чуть было не схватил гидроудар из-за того, что попал в ямку, мы приехали в потрясающе красивое место. С одной стороны наш лагерь укрывали высокие горы, с другой была потрясающе холодная и быстрая река Большая Сатка, а сразу за лагерем тропинка уводила взгляд далеко за горизонт в бескрайние поля и луга, вдобавок ко всему, погода была отличная, дождя больше не было. Мы вытащили все что было из наших машин и приготовили замечательный ужин, наелись до сыта, накупались в реке и снова уселись у костра под уральским небом. На завтра была запланирована "дневка", то есть с утра мы не сворачиваем лагерь и не перемещаемся с места на место, а ловим рыбу, гуляем, отдыхаем, загораем, в общем отрываемся по полной программе и копим силы для спуска в пещеры. Дневка удалась, лазили по горам и придались изучению ближайших окрестностей с высоты птичьего полета, ловили рыбу. С утра проснувшись, я пошел на утреннюю зарядку, а после в речке нашел рыбу, которую, как мне показалось надо спасти, потому что во рту у нее застрял кусок ветки и она выбросилась на берег, я взял и разломал ветку и выпустил ее в воду. Только потом я узнал, что это называлось "кукан" и ребята хотели на него поймать "обед" :) Предупреждать надо. Девчонки целый день приводили себя в порядок, загорали и рисовали пейзажи. А на вечер Андрей и Максим заделали нам настоящую челябинскую походную баньку. Я больше люблю купание в холодной реке, но все же меня уговорили на баню и я остался очень доволен. Банька получилась замечательная и ароматная, даже собаку пропарили. Вечером затяжной ужин и байки у костра с просмотром отснятого материала на ноутбуке. Виталик нас всех удивил "исполнив" сальто назад с переворотом. Под хруст догорающей нодьи мы пошли спать и набираться сил. На следующий день быстро позавтракав овсянкой с орехами изюмом и вареньем мы свернулись и поехали к пещерам. 

Пещеры Южного Урала. 

Дорога к пещерам петляла по едва заметной тропке в лесу, закладывало уши и ясно ощущалось, что мы поднимаемся все выше и выше и пещера это не что-то подземельное, а более нам представлялось уже, как гнездо в скале. Ко встрече с пещерами мы подготовились еще в Москве и были экипированы, как настоящие спелеологи: стропы, шлемы, перчатки, два налобных фонаря, "поджопники", рюкзаки штативы камеры и варган. С этим всем шмурдяком мы и подошли ко входу в пещеру на скале. Первой в пещеру ринулась собака - рыжий питбуль "Бренди". За ней осторожно втискиваясь среди скал и пытаясь пролезть в отверстие начали проникать внутрь холодной пещеры и мы. Про пещеры я могу сказать, что настоящие пещеры разительно отличаются от того, что предлагают туристам в Новом Афоне либо в других разведанных окультуренных комплексах. Во первых, в этих пещерах не подсвечиваются разными красивыми огоньками сталактиты и сталагмиты и единственное оружие позволяющее бороться с темнотой - это мощный налобный фонарь. Во-вторых, в этих пещерах легко заблудиться, потому что углублений и коридоров по которым можно пойти и реально заблудиться великое множество. Когда я очутился в пещере, то первым делом перед глазами была серая пленка от дневного яркого света и я стоял не шелохнувшись привыкая к полной темноте минут 5 прежде чем нащупал у себя на голове кнопку включения налобника. Ощущения от всех пещер я пожалуй опишу сразу, потому что они объективны и относиться ко всем пещерам, которые мы увидели. 

В пещере горного Короля. 

Воздух в пещере сырой и влажный, если остановится и замолчать, то не проходит ни один звук из внешнего мира. А если сесть на подстилку и посидеть с выключенным фонарем, то начинаешь ощущать пространство вокруг себя шестым чувством, оно просто вырисовывается  в твоей голове, когда начинаешь вслушиваться как падают капли с разных сторон, именно эхо позволяет понять насколько большой зал в котором ты оказался, потому что ясно чувствуешь, что одна капля упала в 3 метрах от тебя слева, а другая в 10 метрах за спиной, значит размер комнаты в которой ты оказался очень впечатляющий. В одной из пещер мы поиграли на варгане, когда нашли стоянку первобытного человека, тем более что скорее всего из музыкальных инструментов у первобытных людей были только варганы или что-то подобное. Увидели наскальные рисунки. И первая мысль у меня была о том, почему они нарисованы не на стене, а на потолке, ведь даже мне смотреть было неудобно, а уж тому кто рисовал и подавно. Еще охватить весь рисунок ни мой взгляд, ни объектив фотоаппарата не смогли. Опять вопрос. Как тогда рисовались эти рисунки, ведь свет от факелов еще тусклее чем свет моего налобника. В общем, пещеры - это загадка, возможно вид пещер неизменен в течение нескольких тысяч лет и до сих пор заходя в пещеру мы можем наблюдать тот же самый рельеф, что видели древние люди, эдакая машина времени. В голове мелькнула мысль, что от глобального потепления скорее всего можно будет спастись именно в пещерах, потому что там стабильная температура 7-8 градусов и провести там человечество сможет и несколько тысяч лет в ожидании новой эры земной жизни. В настоящей пещере можно перемещаться не только вправо влево, но еще вверх и вниз, потому что пещера имеет губчатое строение с множеством канавок и углублений. Под ногами периодически попадаются камни большие и маленькие, одни твердо лежат на земле и составляют общий ломанный рельеф, а другие легко отламываются и катятся под ноги сзади идущему, либо на шлем :) Обитателями пещер полноправными помимо спелеологов являются летучие мыши. В пещере иногда бывает нужно проползти несколько метров в очень узком отверстии в стене, иногда и по воде или грязи для того чтобы попасть в другой большой зал. Многообразие форм рельефа и различных выступов и углублений делает путешествие по пещерам очень интересным занятием, конца и края которому не видно. Между прочим, если удастся обнаружить и нанести на карту новую пещеру или ход в ней, то это называется географическим открытием. Есть пещеры где до сих пор остаются неизведанными многие пространства из-за того что, например, чтобы туда спуститься нужно брать с собой акваланг и запас кислорода, но это уже не о нашей экспедиции, хотя Максим с таким упоением об этом рассказывал, что ясно было что уж он то точно знаком со всеми радостями спелеологов. В тот день мы посетили целых две пещеры. Сняли немного видео из серии "посвящение в спелеологи", по пути осмотрели плотину, с сохранившимися турбинами прошлого века и гравировкой. Нас даже пустили в зал, где работают эти гигантские машины. Потом мы видели фонтан бьющий из под земли, почти гейзер в горах и направились на стоянку возле реки Сим, она оказалась еще холоднее чем первая, с ледниковым питанием. Но купание в этой мелкой и быстрой реке было таким долгожданным после жаркого дня. На этот раз стоянка была уже возле самих пещер, так что мы могли ночью наблюдать из места лагеря зияющее жерло гигантской пещеры, в которую нам предстоит отправиться завтра. Так и представлялось, что в этой пещере, подобно сказке про Али-Бабу спрятаны сокровища и драгоценности. Снова мы замечательно посидели "у огня", поели плова, да такого, что я в жизни ни ел ничего вкуснее. Спасибо Максиму и Андрею.  

Пещерная дневка: Суходол реки Сим. 

Следующий день начался с походов в пещеры. Одна была прямо напротив лагеря в скале, а другая дальше по горам в глубине лесной чащи, откуда открывался замечательный вид на точку лагеря и на причудливые изгибы реки Сим. Было так высоко, что даже не было никакого страха, мир внизу, машинки и палатки казались просто игрушечными.

 

Пещеры оказались совсем не похожими на предыдущие, но мой запас слов для описания пещер уже подошел к концу, поэтому я просто образно выражаясь могу назвать одну пещеру "горизонтальной" другую вертикальной, по ощущениям. Вечером мы спустившись с гор, отправились в "другие горы", дабы посмотреть удивительное явление природы - место где бурная река, вдруг полностью уходит под землю. Мы прошли от места, где она вытекает из под скалы  вверх несколько километров по дороге, которую можно было назвать сухим руслом, потому что валялись камни, попадались высохшие лягушки и речная растительность. Пройдя некоторое количество времени мы уже начали слышать звук бурлящей воды за поворотом и пошли на него. Когда увидели, то были ошеломлены тем что открылось нашему взору. Река, которая с грохотом и мощью бежит с гор вдруг исчезает в камнях и есть четкая граница, где вода, которой, казалось бы, нужно течь дальше вдруг уходит между камнями, хотя русло спускается еще ниже и ничего не мешает ей дальше течь по поверхности, тем более что по всему видно что когда-то река текла именно вниз, но что-то произошло и заставило горную речку уйти под землю. Мы немного посидели на камнях ровно на границе такого непонятного водораздела и отправились в обратный путь в лагерь, каждый в своих мыслях, которые периодически высказывались и обсуждались. Вечером снова был кальян, баня и веселые посиделки. Максим нам поведал секрет, что завтра он нас поведет в секретную пещеру, которую знают только спелеологи Урала и берегут ее для себя. Отдельная часть нашего коллектива в тот вечер пошла ночью в пещеру во второй раз за поиском романтики и приключений. В общем, незабываемая стоянка у нас получилась на реке Сим, вкуснейшее мясо и посиделки до самого утра.  На следующий день мы отправились в путь к последней нашей пещере на маршруте, которая, как нам уже было сказано, свернет "всем крышу". Крыша и так была свернута, потому что отсутствие мобильной связи, незнание дат и дня недели с периодическим сном и заходами в пещеры сделали свое дело. Мы были полностью выключены из социума и, черт побери, свободны.   

Священный Грааль. 

Дорога к последней пещере была "дорогой жизни" для некоторых машин, на Патруле Сережи оторвался расширитель и поняли мы это только на обратном пути. Дорога петляла сначала по грейдеру по уши в пыли, так что впереди идущий экипаж не было видно, потом несколько очень живописных бродов и русел рек пришлось форсировать "ходом", не выходя из машины и не проверяя брод. Осознание того, что именно эту пещеру для нас приберег Максим и очень просит никому о ней не рассказывать и трек с координатами не выкладывать в сеть привело меня к когнитивному диссонансу, потому что вряд ли кто ринется туда по таким буеракам и канавам. :) Хотя дорога была безумно красивой. Когда ехать стало уже НЕВОЗМОЖНО и НЕКУДА, Максим оживился и сказал: "Ну вот кажется где-то здесь". Мы как раз успели на обед к комарам, оводам и слепням, поэтому ринулись за ним искать пещеру, чтобы скрыться от палящего солнца и комаров. 

 Еще метров 50 по навигатору..  

И, действительно, пещера оказалось дикой, потому что по дороге к предыдущим были хоть какие-то указатели, а здесь не то что указателей, дороги даже не было и впереди как всегда побежал питбуль, а за ним шел Андрей и рубил при помощи мачете крапиву и траву выше человеческого роста. Нам предстоял подъем вверх. "Еще метров 50, по навигатору" - эти слова от Максима мы слышали раз 10. Отметкой входа в пещеру была не то бутылка, не то тряпочка привязанная к ветке дерева. И вот наконец Максим полный счастья прокричал: "Вот она" и указал на яму заросшую травой размером в несколько баскетбольных мячей. "Тут метров 10 надо ползти ничком, а там дальше полегче" сказал он полный позитива и вселяя в нас величайшую надежду. Мы посмотрели на Алексея, а он в свою очередь посмотрел на Максима. Максим понял о чем мы думаем и читая мысли сказал: "Да не, Леша тоже пролезть сможет, ведь я же пролезаю" :). Питбуль тем временем уже несколько раз спустился внутрь и выбрался наружу показывая нам что это не так сложно как нам кажется, просто надо чуть прижать морду к полу, высунуть язык и ползти :). Туда куда ползком пролезает питбуль мы заставили Максима пролезать первым. Я вообще пролезая пинал перед собой штатив и держал в зубах рюкзак с фотоаппаратом и вспышками, которые на "злобу дня" оказались полностью разряженными. Пещера была действительно великолепна, особенно в том месте где уже можно было распрямиться в полный рост и отряхнуться. Поскольку это была наша последняя пещера то мы решили в последнем зале отдохнуть и просто посидеть, слушая звуки и свое дыхание, отпустив мысли на свободу, запомнить ощущения и привезти их с собой.  По дороге назад мы нашли оторванный расширитель Сережи, а у моего штурмана Екатерины возникла замечательная идея на последней ночевке наделать блинов. Надо сказать, что с Екатеринами нам повезло, их было три - всех девушек в походе звали "Катя". Так вот на наше предложение по рации наделать блинов почему-то никто не отозвался и мы уже начали грустить предполагая что скорее всего Максим Андрей и Катя нас собираются покинуть уже сегодня.  

Реверсивная хроника событий. 

К сожалению, так и вышло, стоя на развилке "Москва-направо Челябинск-налево" мы после долгих прощаний и обмена контактами вынуждены были расстаться с нашими замечательными "проводниками" и челябинскими друзьями из клуба "УАЗ-Патриот Урал".    Поскольку от добра добра не ищут, решено было "пилить" до Москвы без остановок, потому что есть блины без друзей уже как-то не так замечательно. Поэтому мы заправили полные баки и начали рулить по трассе М5. У нас получилось 5 водителей на три экипажа и мы старались сменять друг друга каждые 300 километров, но против арифметики все равно не попрешь и вскоре встали на небольшую ночевку на заправке, потому что начало увеличиваться время за которое сможет отдохнуть водитель и обратно пропорционально этому сокращаться время которое сможет он проехать после отдыха. Далее все как положено, кафе закусочные, постепенное погружение в "матрицу", случайный просмотр новостей во время еды, заработала связь, начали приходить смски. В общем мы проехали Башкирию, Самарскую, Пензенскую, Мордовскую, Рязанскую и оказались в Москве напротив того самого Макдональдса откуда начинался наш путь на Урал.   P.S. где-то на полпути в столицу от нас ушел БГ (вместе с флешкой), чьи песни наполняли смыслом наш долгий путь и давали силы во время путешествия. Появилась шутка, что Борис Гребенщиков остался в цветущих полях Урала, потому что наш суетный город ему не мил. Ладно, найдете флешку с Гребенщиковым, верните, а. 

  "Что так печально стоишь на своих каблуках? 

Лучше бы ты, как тигрица на джипе с подлетной базукой в руках" 

(Борис Гребенщиков) 

  

Полный фотоотчет о путешествии >>> 

Обсуждение на форуме >>>