Зимний Байкал, или Туда и Обратно.

Двое наших соклубников скатали в зимой Иркутскую область и совершили путешествие по льду озера Байкал.
текст: Юра СТАРОСТА
фото: автор и Женя КИМЫЧ
"Еду в магадан ..."
цитата из песни
 На Байкал, или Туда и Обратно.
Дорога туда:
Выехав из Москвы в сторону Иркутска, мы слабо отдавали себе отчет о предстоящей дороге. Да, мы читали чужие отчеты о поездках, просчитывали финансовые затраты, дни пробега и места ночевок, но вид трека на карте автодорог и сухие цифры километража настораживали, но не более. Планы прохождения были всякие, начиная от 1500 км в сутки и заканчивая мало реальными 2000 км в сутки. Энтузиазм и радость того, что поездка началась, переполняли нас, и предстоящие 5500 км до Иркутска нас не пугали.
IMGP8959
 Реальность быстро вернула нас на землю , на 3-й день пути мы почувствовали себя настоящими дальнобойщиками, к фразе «НА БАЙКАЛ» на заднем стекле авто добавилось нецензурное слово ……, которое отражало всю полноту наших чувств и ощущений от дороги.
Километры тянулись ужасающе медленно. Погода делала все возможное чтобы усложнить наш путь.
IMGP8967
В какой-то момент мы начали путаться в названиях городов… , но зато сразу же узнавали задние части фур едущих с нами в потоке. К этому добавьте постоянное смещение часового пояса и светового времени … В общем ехать в день более 1000-1200 км в безопасном для нас режиме не получалось.
IMGP8975
Такого участка дороги в сторону Иркутска не было ни разу!!! Дорога представляла собой ледяной каток с выбоинами как после бомбежки. Через пару дней пути у нас выработался четкий стиль езды : мы сменяли друг друга примерно раз в 300-400 километров, при первых признаках усталости, правила старались не нарушать, ехали 80-110 км/ч если позволяла дорога.
IMGP8979
IMGP8990
IMGP9025
Ночевка и готовка:
Еще на старте мы приняли решение – ночью спать, причем не в машине, а на нормальных кроватях! Сперва мы заезжали в гостиницы расположенные в городах, но позже решили, что тратить время на езду по городу (особенно в утренних пробках) – для нас непозволительная роскошь, и начали останавливаться в придорожных мотелях на ночевку.
Цены на номера колебались от 600 до 2200 рублей за двухместный номер за ночь. Гостиницы, конечно, были разные – так в одной из гостиниц посмотрев на регион номера авто нас с удивлением спросили, зачем нам две раздельные кровати… В другой предложили номер для молодоженов….Стиль и оформление номеров в гостиницах создал впечатление, что вся наша необъятная страна усеяна гостиницами и отелями для встреч на час. Но выбирать было не из чего, сил куда-то ехать еще уже не оставалось – пришлось мириться с реальностью жизни, тем более еще были свежи неизгладимые впечатления после проезда Челябинска –родины Ивана Дулина…
IMGP9044
Питаться мы старались в кафе-столовых на трассе. Полноценный, плотный обед обходился нам в 500-600 рублей на двоих, что нас вполне устраивало. Но вечером приходилось тайком проносить плитку в номер гостиницы и готовить ужин из консервов. Пожарные датчики ни разу не запищали!Главной целью нашей поездки был Байкал, поэтому мы не останавливались на осмотр достопримечательностей по дороге, дабы не тратить драгоценное время. Исключением стала Красноярская ГЭС. Еще на момент выезда у нас зрела идея посетить Саяно-Шушенскую ГЭС, но крюк в 600 км заставил пересмотреть планы и остановиться на Красноярской. Зимой зрелище, конечно, не столь красочное, но масштабы впечатлили…
IMGP9091
От Канска до Иркутска дорога была не ахти, местами грейдер, местами обледеневший асфальт.
IMGP9097
В какой-то момент федеральная трасса М-53 выглядела так:
IMGP9196
или так:
IMGP9207
Часто попадались машины, слетевшие с дороги в поле. Мы, как и положено, вытаскивали своей лебедкой всех на дорогу. Люди недоуменно спрашивали кто мы, служба спасения? На что мы решили называть себя «черными плащами».  Очень странно было наблюдать проносящиеся мимо мест аварий автомобили, даже не замедляющие скорость, не говоря уже об оказании помощи. Но даже такие остановки не замедлили наш ход, и к утру 21го марта мы оказались в городе Иркутске, остановились в гостинце и свалились от усталости.
IMGP9212
Днем позже мы закупились продуктами и выдвинулись в сторону острова Ольхон, где нас уже ждали проводники. По дороге нам изрядно испортила настроение запаска, отлетевшая от встречной машины, увернуться не удалось, и все окончилось пробитым левым передним колесом .
Пока мы в шоке смотрели на пробитое колесо, хозяин запаски вернулся, забрал ее (она лежала метрах в 100 от нас) – и на всех парах умчался вдаль…  На ремонт ушло 2 часа, шиномонтажник–бурят споро установил в колесо камеру, подлатал как мог, и, не смотря на все наши опасения, колесо нам больше проблем не доставило.
К ночи мы доехали до Ольхона. Переправились по ледовой переправе, поплутали, и приехали в поселок Хужир. Наш проводник – Игорь, встретил нас очень радушно.
Нас ждали великолепный стол с кучей вкусностей (кстати, омуль был во всех видах, в каких только возможно: жареный, соленый, тушеный и т д), ну и, конечно, баня! Мы отлично выспались и с утра выехали на лед.

И вот он Байкал!
Мы впервые его увидели при дневном свете.
Красоты Байкала неописуемы! Фотографии не передают и сотой доли наших впечатлений!

IMGP9258
IMGP9271
IMGP9286
Мы и наши провожатые:
IMGP9294
IMGP9302
Лед, во всех его проявлениях, поражал воображение. Льды и торосы встречались всяческих форм и размеров. Слой льда под ногами, как правило, достигал одного - двух метров в толщину, и самое удивительное, что просматривался он практически насквозь! Все застывшие пузыри воздуха, и разломы можно было тщательнейшим образом рассмотреть! Осознание того, что дальше под тобой местами 500 – 1600 метров до дна прибавляло остроты и глубины ощущениям…
IMGP9309
IMGP9314
Своими шипованными колесами мы нарушили такую красоту…
IMGP9331
 IMGP9378
IMGP9394
Кстати, поражает чистота льдинок. При солнечном свете они сверкали так, что смотреть больно…
IMGP9372
IMGP9456
IMGP9369
IMGP9423
 IMGP9468
В дороге мы повстречали рыбаков. Сердце обливалось кровью, когда мы увидели, как они выбрасывают (крупные!) креветки, которые просто считают за мусор, и не едят!
IMGP9540
IMGP9542
IMGP9545
IMGP9552
И это все тоже для них было «мусором», хотя и очень красочным… Кстати, слева рыба, которая имеет ноги и рыбаки нас уверяли, что она ходит ими по дну!
IMGP9557
Нам отсыпали «немножко» омуля (кг так с десяток…)! Мы уважительно относились к местным традициям, и приходилось время от времени задабривать местных духов – бурханить. Бурханят следующим образом: в стакан с водкой нужно макнуть безымянный палец, брызнуть во все стороны света, и выпить. В итоге набурханились мы так здорово, что всю поездку по озеру нас сопровождало солнце и ясная погода.
IMGP9413
IMGP9721
Впрочем, практика показала, что можно обходиться и без манипуляций с безымянным пальцем – духи были благосклонны к нам всю поездку, тем более после священного ритуала - крещения Байкалом!
 imgp9413_IMG_0322
Отдельного упоминания заслуживают закаты - они восхитительны!  Цвета меняются прямо на глазах! Местами кажется что это пейзаж совсем другой планеты!
IMG_0390 IMG_0397 IMGP9861 IMGP9866
В дороге мы повстречали «поселок» из юрт на льду. Если вы хотите подлёдного лова со всеми удобствами – то это однозначно для вас! В юрте есть все необходимое для комфортного отдыха! Гостеприимные ребята из Иркутска показали нам свое жилье, усадили за стол, и продемонстрировали различные «ноу-хау» используемые ими для рыбалки.
IMGP9607 IMGP9621 IMGP9623
В лунку опускают камеру и смотрят в "телевизоре" кто клюет на их снасть !
IMGP9629 IMGP9635IMGP9619
Обменявшись визитками и водкой мы стали друзьями на века, но дорога звала вперед к чуду Байкала - горячим источникам!
«Дружба» с обитателями рыбацких юрт немножко подпортила наше самочувствие, но по заверению наших провожатых, байкальское чудо, в виде бьющего из земли горячего источника воды с температурой около 40 градусов, должно было вернуть нам здоровье и затуманенный разум на место!!!! Удивительно, но окунувшись в источник, и пробыв в нем некоторое время, мы действительно ощутили легкость в теле (как после хорошей баньки) и прояснение разума (и перестали быть похожими на обезьянок с фото!).

imgp9635_IMG_0481
Теперь можно было смело продолжать свой путь на очередную точку нашего маршрута.
Следующая наша ночевка - поселок Давша Баргузинского заповедника.
IMGP9854
Гостеприимный хозяин расположил нас в своем доме, и, в качестве благодарности, Кимыч угощал всех напитком своей молодости, приготовленным по секретному рецепту, узнав который, все сначала категорически отказывались пить, и нюхать приготовленное зелье! Но поскольку на него ушел весь оставшийся запас спирта, ничего другого нам уже не оставалось!
Кстати, надо отдать должное и повару, и продукту – напиток «Черный Капитан» прошел на «ура», и даже был переименован в «Черного Дьявола» , и незабываемо сгладил наш досуг! На следующий день мы выдвинулись в сторону базы отдыха - курорта Хакусы.
IMGP9952
Прибыв на место, мы остановились в летнем домике с сюрпризом - каким, мы узнали позже!
Взяв с собой полотенце, мы стройной колонной отправились к целой группе горячих целебных купален на открытом воздухе. Купальни были на любой вкус: от 38 градусов до 45. Нашему наслаждению не было предела, сразу забылись все проблемы, ледяные дороги с ямами и гаишниками.
Вернувшись в домик, мы озаботились приготовлением пищи. Самым голодным оказался Кимыч - он сварил всем на радость пол ведра (!) макарон с тушенкой!
Мы достали остатки запасов «живой воды» и началась дружеская беседа…… За беседой время пролетело незаметно, наступила глубокая ночь, потухла печка, все легли спать и ….. тут то и начал проявляться «сюрприз» летнего домика – внутри стало холодать… Так как в таком морозе (-15, -20гр.) не спасали даже спальники, не говоря уже о фанерных стенах… Проснулись все очень рано. Встав, мы поспешили идти греться на горячий источник. Там и родилась гениальная мысль о том, что надо было ночевать в нем, а не в домике.
Пообедав, мы двинулись на левый берег Байкала - в Северобайкальск (один Кимыч не обедал - он был сыт вчерашними макаронами!).
Прибыв в Северобайкальск, мы побродили по местному рынку в поисках сувениров. Затарившись вдоволь, поблагодарили наших проводников за прекрасную экспедицию по льду Байкала, обменялись контактами.
Дорога обратно
Дальше наш путь лежал обратно - в сторону Братска. Трасса пролегала вдоль железной дороги БАМа,
IMGP9956 IMGP9957 IMGP9962
 и представляла собой грейдер во льду, местами сужавшийся до 1,5 машин. Ехать пришлось весь оставшийся день и всю ночь. На утро «никакие», мы въехали на Братскую ГЭС, сфотографировать толком ее не получилось, т.к. все подъезды были еще закрыты, да и мы были выжаты как лимоны.
IMGP9965
Изучив карту дальнейшего движения, мы встали перед выбором: ехать по дороге через Тулун - это 450 км, или сократить путь по бездорожью на Тайшет - 250 км. В итоге, мы склонились к кротчайшему маршруту через Тайшет (джиперы мы, в самом деле, или нет!  ), насторожило лишь то, что, спросив про дорогу у местных ДПСников, мы получили ответ, что дороги там нет, но на Уазиках в прошлом году люди прорубались… Сказано – сделано. Проверив лебедку, трос и сэндтраки, мы полетели навстречу приключениям, зная о которых заранее, мы бы даже и на карту не смотрели в том направлении! Если сказать кратко про путь, то потратили мы на него весь световой день! Лебедились, копали, матерились, возвращались, плутали, ездили по брошенной ледовой переправе, общались с местными лесорубами, колхозниками, машинистами, коммерсантами и т.д..
IMGP9969
Наткнулись на «трубу Путина» - так называют местные нефтепровод проложенный вдоль БАМа.
IMGP9974
Помог нам местный «бугор»: объяснив, что нужно сначала общаться с местными, а уж потом рубиться в лесу, он продал нам бензин, т.к. свой мы весь сожгли, и указал правильное направление дороги. К вечеру, грязные и усталые, мы все же встали на твердое покрытие трассы М-53 , и проехав Красноярск, остановились на въезде в г. Ачинск. В номере опять была двуспальная кровать, но к этому мы уже привыкли…  Дальнейший наш маршрут пролегал через города: Новосибирск, Омск, Тюмень, Екатеринбург и Казань.
Дорога была уже сухая, и мы, в спокойном режиме, с ночевками, успешно прибыли в столицу. Вечером, в четверг 31 марта наше приключение закончилось!!!
Расслабившись, и уговорив за оставшийся вечер бутылочку виски, мы осознали, что все приключения позади, и экспедиция закончились!! Мы смогли выполнить то, что давно намечали, и о чем так давно мечтали! Слава богу, что все прошло хорошо, и без больших поломок и потерь.
На следующее утро, один из членов команды, уже несся из Москвы на Сапсане к своим родным и близким в Питере, а второй, с больной головой, разгребал кучи накопившихся дел у себя на работе…
P. S. Прошло уже четыре дня с приезда домой, но по ночам, во сне, мы все еще едем на Паджерике по трассе М-53!