Трофи-марафон "Pro-X 2010"

Восемь дней продолжалось внедорожное соревнование, организованное клубом ProXodimec на севере Тверской области. За эти дни участники мероприятия успели попробовать себя в линейном трофи, дневном и ночном ориентировании и даже кольцевой гонке.

текст и фото: Лёня НЕМОДНЫЙ

 

Pro-Xват по болотам.
Первая международная гонка с европейской организацией

IMG_2977_resize

 

Когда я приехал в базовый лагерь, соревнование уже началось, так что о прологе и первом СУ я мог судить лишь по обрывкам разговоров участников. Но уже давно наступил вечер, и гонщики разговаривали в основном о женщинах и выпивке, потому что спортсмены — такие же люди, как все, и ничто человеческое им не чуждо. Вот если бы они с утра до ночи говорили исключительно о машинах и спецучастках, тогда все было бы плохо. Тем не менее я все же восстановил основные события двух предыдущих дней.

Для затравки организаторы предложили разделиться на команды по три машины и пройти небольшой карьер традиционно на время. Процедура была недолгой, зато вдоволь потешила зрителей и сплотила участников.

Кстати, об участниках. Их собралось немного. Причин тому несколько. Соревнование новое, неизвестное, к тому же недавно закончилась «Ладога», и многие попросту не успели восстановить машины. Да и формат подсчета результатов непривычный. На гонке, состоящей из нескольких спецучастков, разнящихся между собой как по характеру, так и по продолжительности, секундомер был сквозным. То есть время всех спецучастков суммировалось, и побеждал экипаж, прошедший трассу за минимальное время. Спецучастки были разбиты на секции, разделенные «чеками». На каждом из них участники получали судейскую отметку о прохождении. Каждый невзятый «чек» пенализировался. Это кардинально отличало данное соревнование от большинства других. Как известно, в судействе трофи-рейдов принята следующая практика: если экипаж не финишировал, СУ не засчитывается. То есть совершенно не важно, не вышел экипаж на старт в принципе и весь день отдыхал и чинился в лагере или прошел весь СУ, «разложил» автомобиль и не доехал до финиша сто метров. «Незачет» в обоих случаях. При этом машина, которая простояла в лагере и подремонтировалась, выходит на старт следующего дня, а вернувшаяся в лагерь сломанной весь следующий день чинится, пропуская еще один этап. Организаторы сделали попытку нивелировать несправедливость. Участник, прошедший часть спецучастка и собравший несколько «чеков», получает пенализацию только за несобранные, а не за всю трассу дня. Следовательно, машина, прошедшая часть СУ, находится в более выигрышной позиции, нежели не вышедшая на старт вовсе. Идея не нова, похожим образом подсчитываются результаты в классическом ралли, но в трофи данную систему применили впервые. Как следствие было много огрехов и накладок, без которых и не могло обойтись в первый раз, но в целом система показала себя вполне жизнеспособной.

IMG_3030_resize

Линейная гонка

Утром следующего после «карьерных игр» дня участники отправились покорять линейный СУ. Наиболее ярким моментом этой части гонки стали обрыв троса и полет «самурая» Игоря Изотова. Катясь с горы, машина прошла в нескольких сантиметрах от увлеченно работающего видеооператора. Спец участок был не сверхпротяженным, но довольно сложным, поэтому вечером после финиша в лагере кипела работа: механики команд устраняли поломки, а на «летающем самурае» даже заменили мотор.

Ежедневный брифинг начался поздним вечером, когда большинство участников соревнования уже находились в состоянии крайней степени расположения духа. Алексей Меньшенин, руководитель гонки, поздравил с днем рождения двух человек: видеооператора Викторию Чибисову, чудом не попавшую под тот самый летящий с горы автомобиль, и Алексея Сергеева из команды «Лукойл», который на самом деле родился именно сегодня. Потом Алексей подробно рассказал о предстоящем дне. Его постоянно перебивали вопросами и неорганизованными репликами, вследствие чего брифинг затянулся. Глядя на несчастного Меньшенина, третий раз подряд тихим ровным голосом отвечающего на один и тот же вопрос, я вспомнил, какая именно дорога вымощена благими намерениями. Как и следовало ожидать, чем больше говорил «рукогон», тем меньше понимания находил среди участников...

IMG_2879_resize

Следующий день был задуман в том же формате линейного gpsориентирования, но трасса оказалась значительно длиннее и изобиловала болотами и большими валунами. Болотный ковер не создал для опытных спортсменов никаких трудностей, а вот запрятанные в высокой траве камни всерьез калечили подвеску и трансмиссию, и, как следствие, дойти до финиша смогли далеко не все. Многочасовая борьба с бездорожьем усугублялась стоящей вот уже третий день подряд жарой, которую неплохо пережидать в тенистой беседке с бокалом холодного пива, но никак не в раскаленном кокпите, забитом слепнями и оводами.

Вечером в лагере было тихо: утомленные участники рано отправились спать в преддверии утреннего брифинга, а вот механиков спортивных команд ожидала бессонная ночь, за которую им предстояло починить все, что разворотили гонщики в борьбе за результат. Меня всегда поражало умение техников за несколько часов исправить то, на что в специализированном дилерском центре обычно уходит неделя.

IMG_2869_resize

Ориентирование

На следующий день участникам сообщили подробности предстоящего СУ. Он проводился в столь популярном в последние годы формате нелинейного gps-ориентирования. Точек было немного, и контрольное время вполне позволяло собрать их все. Трасса походила на ветвь новогодней елки, в качестве которой выступал «грейдер» местного значения с елочными игрушками контрольных точек. Большая часть из них находилась на деревьях, стоящих по берегам многочисленных речушек и болотин, так что спортсмены вновь погрузились в воды Тверской области, что было весьма кстати — солнце пекло немилосердно.

IMG_2967_resize

Участники щелкали точки, как семечки, пока не добрались до дерева, расположенного посередине плавучего острова. При попытке взятия точки УАЗ петербуржца Анатолия Шушурина ушел под воду целиком и был извлечен обратно объединенными усилиями участников и организаторов далеко не сразу. Понаблюдав за данными экзерсисами, часть гонщиков от взятия этой точки отказалась. Карельский экипаж со звучным именем «Авиатор» под предводительством Сергея Кирилловского, выступающий в категории hard, сразу после старта столкнулся с техническими проблемами и потерял два часа в попытках реанимировать электропривод включения межосевой блокировки. Проблема была решена частично — привод работал лишь под напряжением, в результате за СУ несколько раз выгорали провода и плавились предохранители, но карелам все же удалось добраться до финиша.

Defender Максима Романова из категории medium в результате жесткого контакта с толстой веткой получил пробоину ветрового стекла, впрочем, не помешавшую экипажу занять первое место на спецучастке и вырваться в лидеры своей категории.

IMG_2987_resize

Этап мне очень понравился в первую очередь своей зрелищностью. Ведь обычно трассы трофи-соревнований организованы таким образом, что стороннему наблюдателю подобраться к ним практически невозможно. Здесь же можно было любоваться борьбой спортсменов прямо с дороги общего пользования. Такая популяризация офф-роуда пришлась по душе не только болельщикам и журналистам, но и местным жителям, которые, забыв про свои дела, останавливали машины и выходили посмотреть на чудные аппараты, ездящие по болоту.

Кольцо по пустыне

А на следующий день участников ждал «сюрприз» — вместо уже привычного коврового болота им предстояло сразиться в кольцевой гонке по заброшенному песчаному карьеру. Нет, вы только представьте себе: по довольно узкому трехкилометровому кольцу, как электровеники, носятся трофийные болиды, сглаживая своими корпусами складки местности. Как говаривал ослик Иа: «Душераздирающее зрелище!» Но кровожадным организаторам показалось мало просто разом выпустить на 11 кругов сочащуюся адреналином ораву, они придумали веселую забаву — в процессе гонки участники должны были заехать на пит-стоп и поменять местами передние и задние колеса. Да от такой смены шин любой уважающий себя механик «Формулы 1» мгновенно застрелился бы, а тут эту процедуру должны были проделать пилот и штурман самостоятельно. Что говорил по этому поводу унылый ослик, я уже писал выше. К моему великому удивлению, да что там говорить, и к сожалению тоже, обошлось без контактной борьбы. Гонщики были галантны до изжоги и обгоняли друг друга со всей вежливостью, на какую только способны участники внедорожных соревнований. Основная масса спортсменов финишировала, а по трассе продолжал свое величавое движение Land Cruiser команды «Авиатор». Даже демонтированный капот не решил проблему перегрева, и ребята докатывали круги на минимальных оборотах, щадя и без того работающий на пределе мотор.

IMG_2892_resize

На следующий день было назначено нелинейное трофи-ориентирование. Вообще формат гонки с чередованием различных дисциплин оказался хорош. Участники не успевали привыкать и «вкатываться», каждый новый СУ отличался от предыдущего, и это вносило дополнительную интригу. А учитывая, что большинство из приехавших — многоопытные спортсмены, наблюдать за развитием событий было весьма интересно.

Болота, по которым сегодня ездили участники, на первый взгляд ничем не отличались от своих аналогов, покоренных в предыдущие дни, но все же смогли доставить гонщикам немало неприятностей. Хорошо, что профессиональный спорт не убил дух внедорожного товарищества — спортсмены помогали друг другу, и никто не остался на болоте.

IMG_2843_resize

Не обошлось и без курьезов. Антон Бекнев, лидер зачета hard, отдал поломавшимся собратьям пружинку с педали тормоза — тем без нее было не обойтись, а Антону, по его собственным словам, нетрудно подцепить педаль ногой и вернуть на место. Но в пылу борьбы он, конечно же, забыл об этом и очень удивился, когда обнаружил, что его машина отказывается тянуть даже на самых низких передачах. Все закончилось благополучно — спортс мен вовремя заметил утопленную педаль, и снятая с импровизированного стояночного тормоза «котлета» бодро понеслась дальше. В результате — первое место в своем зачете.

Подведем итоги

Гонка закончилась. После праздничного концерта и награждения участники разъехались по домам готовиться к новым соревнованиям. А нам пора подводить итоги.

IMG_2865_resize

Что же за гонка Pro-X, и имеет ли она право на жизнь? По моему глубокому убеждению, имеет. Я побывал на многих внедорожных соревнованиях и с уверенностью могу сказать: когда гонка, проводимая в первый раз не сработавшейся командой организаторов и без посторонней поддержки, проходит на таком уровне, как финишировавший в Бологом Pro-X, будущее у нее есть. Остается лишь пожелать успехов организаторам и ждать анонса Pro-X-2011.

Мнения участников

Евгений ПАВЛОВ
Зачет light. Руководитель джип-клуба «Лебедушка», Тверь

Здесь, на севере Тверской области, отличные условия для организации внедорожных трасс — много болот и небольших речек. Я обычно провожу соревнования ближе к Твери. Давно думал об организации многодневного мероприятия с одним базовым лагерем, но пока не собрался. А вот Юра (Селифонов) решился, и я вижу, что подобный формат вполне жизнеспособен.

Максим РОМАНОВ
Зачет medium, Москва

Меня пригласил организатор гонки Юра Селифонов. Ожидания оправдались, очень всем довольны, много приятных нюансов с точки зрения организации, лагеря, порядка — все на высшем уровне. Юра изначально хотел сделать российский аналог «Хорватии-трофи». Сначала все стали сравнивать Pro-X с «Ладогой», но ничего общего не нашли — она не сложнее, просто другая. Самым трудным был третий день, так как надо было пройти наиболее протяженный участок — 60 км. А в целом непроходимых мест не встретилось. В следующем году мы обязательно приедем снова.

Карл БУТТИГИГ Зачет hard, Ла-Валетта

Я первый раз участвую в российских внедорожных соревнованиях, и многое оказалось для меня неожиданным. Например, до этого я ни разу не ездил по болотам, их на Мальте нет, а тут на каждом спецучастке приходилось перебираться через топь, соответственно заново учиться ездить. Гонка очень понравилась — отлично организованное мероприятие. Лагерь на природе, большая бригада организаторов. Получил удовольствие от участия и буду рад приехать опять.