Полярный экспресс. Нарьян-Мар.

Сразу после Нового года три экипажа из спортивно-экспедиционной команды «Немодного клуба» отправилась в Заполярье, чтобы проехать 6000 км и встретить Рождество среди белых снегов русского Севера.

текст и фото: Лёня НЕМОДНЫЙ

POLAR EXPRESS 2009

IMG_8215

Дорога. Для каждого из нас это слово звучит по-разному. Одни слышат в нем гудки автомобилей и гул шин, другие – топот ног, треск костра и тихий гитарный перебор, для третьих дорога это просто временной интервал между работой и домом. Для таких как я Дорога пишется с заглавной буквы. Мы путешественники. Дорога наша жизнь. И в то время как жители нашей необъятной Родины бегают по магазинам в поисках кулинарных изысков к праздничному столу, мы увязываем снаряжение на верхних багажниках наших экспедиционных автомобилей. Мы собираемся в Дорогу.
Это не первое путешествие в Нарьян-Мар. По этому маршруту я уже ездил четыре года назад. Так что разрабатывая график движения я пользовался старым треком. По нему же и прокладывал новый маршрут. Москва, Ярославль, Кострома, Устюг, Котлас – стрелка навигатора уверено ползла по красной черте старого трека. Единственной нашей задачей было своевременно меняться за рулем. Первый сюрприз поджидал нас в Коряжме. Ледовая переправа через реку Вычегду не встала, но зато ходил паром. Пока ждали своей очереди разговорились с местными мужиками и они посоветовали нам за реку не соваться а пройти по федеральной трассе. Взвесив все «за» и «против» мы так и поступили, без проблем добрались до Ухты а от туда до Каджерома, название которого оживило в памяти имя веселого англичанина. Но приключения, которые ожидали нас и не снились тем трем парням в лодке… Дальше дороги не было. Как не было? А вот так – совсем. Поговорили с местными, те сказали, что вроде бы после нового года из Печеры прошел ГАЗ-66, объяснили где найти его следы. И вот мы едем по тайге. Срезка через лес в 70 км без дороги по местным меркам пустяк. И для нас это тоже уже не расстояние, но вот незадача – тяжелый грузовик проломил лед на реках. Он снова схватился, но слабо и машину не держал, лишь припай у берегов стоял насмерть не желая выпускать на берег. Пришлось нам переквалифицироваться в дизельные ледоколы.

IMG_7954

Броды на -30 неприятны тем, что машины сильно обледеневают, после десятка бродов глубиной около полуметра и длинной от 5 до 15 метров на каждой из машин «ехало» по паре сотен килограмм льда. И это тоже бы было ничего, но тут передний мост TLC-105 решил, что с него хватит, и рассыпался. До выезда на чищеную дорогу оставалось около десяти километров и один брод. Ах что это были за километры! Впереди шел Дефендер а за ним Диско на тросу тянул Тойоту, шли быстро останавливаться было нельзя – не тронешься. В процессе движения выяснилась интересная особенность: сцепленные между собой Discovery и заднеприводная Toyota едут быстрее чем убегающий от них Defender.

IMG_7985

 Потом как-то незаметно мы очутились в Печоре. Интересное создание человек – еще пять часов назад мы не чаяли выбраться из этого белого безмолвия, не выспавшиеся голодные и усталые копали снег и тянули друг-друга лебедками, но вот мы в гостинице, сытые и чистые лежим в мягких кроватях перед телевизором и Роман меланхолично распространяется о том, что гостиница-то так себе – стульев в номере нет.
Утром мы нашли автосервис и оставили там нашу «стопяточку». Сами же устремились дальше уже двумя машинами. На ледовой переправе через Усть-Усу спасли несколько машин местных жителей, которые попали в переметы. Оказалось, они про нас уже слышали – и вправду молва идет быстрее коня.
До Харьяги добрались без приключений, дальше начинался нарьянмарский зимник. Во время прошлого путешествия мы попали на нем в пургу и с избытком хлебнули северного автодорожного колорита. Но Север в очередной раз преподнес нам сюрприз. Зимник был утрамбован и расчищен до такого состояния, что по нему можно смело ехать на девятой модели Жигулей.

IMG_8181

Мы расслабились, и напрасно. Писец подкрался незаметно. Да-да именно писец, знаете маленькая такая белая полярная лисичка. Она вышла из тундры и уставилась на наши машины. Мы же начали живо обсуждать к кому именно из нас пришел этот писец и тут Сергей сообщил по рации что у его Дефендера похоже больше нет амортизаторов. При беглом осмотре выяснилось, что оба задних амортизатора оторвало. Зимник он, конечно, чищеный, но рельеф-то никто не отменял. Качает на нем не по детски, а Деф под завязку забит барахлом, когда перегружались из оставленной Тойоты, на его долю выпал весь запас горючего, плюс на днище два центнера льда. В общем картина маслом. 200 км до Нарьян-Мара мы ехали со скоростью 15 км/ч очень долго.
И вот наконец-то мы добрались до конечной точки нашего путешествия – столице Ненецкого автономного округа. Город почти не изменился за четыре года, что я здесь не был, разве что рекламы стало побольше, да гостиницу новою открыли. Весь следующий день мы провели в осмотре достопримечательностей а вечером устроили себе королевский ужин в ресторане гостиницы. В целом это был совершенно обычный ужин, королевским он стал в тот момент когда принесли счет. Я и забыл, что сюда все доставляется самолетом…

IMG_8029

Обратный путь до Печеры прошел тихо и мирно. У Дефендера снова оторвался один из амортизаторов, заваренных в Нарьян-Маре, да наше временное пристанище - Discovery III Игоря немного пощекотал нам нервы. Дело в том, что гномики, отвечающие за работу АКПП видимо выходили на перекур и в один прекрасный момент ручка коробки отказалась переключаться куда-либо из положения «паркинг». Но потом гномики вернулись на свои рабочие места и процесс наладился. Какие гномики? - спросите вы. Да самые обыкновенные. Мы давно поняли что такого количества электроники в одной машине быть не может, слыхано ли чтобы машина сама управляла подвеской, тягой, трансмиссией? Конечно,  не слыхано. Значит кто это делает? Правильно – специально обученные гномики. Когда Игорь через чур увлекся скоростью и машу начало долбить о зимник Рома попросил срочно сбавить скорость мотивируя это тем, что если гномиков укачает – нам всем хана.
В Печоре нас ожидал вердикт по Тойоте – переднего моста, ребята, у вас больше нет. Снятые кардан и привода лежат в салоне, удачи на дорогах. Да мы и не расстроились, чего тут осталось-то, обратно пойдем через Вуктыл, там дорога расчищенная проблем ноль.

IMG_8312

Проблем действительно было бы «ноль» если бы мы поехали две недели назад когда эту дорогу последний раз чистили. Сейчас же следы работы дорожной техники угадывались лишь по заметенным свежим снегом метровым отвалам по краям снежной целины, которую из себя представляла дорога. Но смутить нас чем либо меньшим чем низовая пурга было сложно, а именно этого стихийного бедствия и не ожидалось. Поэтому мы привычно сцепили Диско и «стопятку» тросом и весело и задорно провели последующие пятьдесят километров. Когда перед Вуктылом снова началась чищеная дорога я вздохнул спокойно ведь дальше начиналась цивилизация, тут с нами уже ничего не могло случится. Ничего особенного и не случилось, не считая замерзшей задней подвески Диско зависшей в положении «навечно поднято» и Дефендера который заглох во время ночевки на границе Марий-Эл и поскольку сразу не была выявлена совершенно нелепая и простая причина – завоздушивание системы из-за разгерметизации мы еще пару сотен километров играли в «потягушки» на тросу.

IMG_8373

А потом как-то внезапно мы вернулись домой. Подъехав к городу, мы остановились, вышли из машин и, прощаясь, говорили друг-другу: «Парни, мы сделали это!». Потом пожали руки и разъехались по домам.
Наше путешествие закончилось, но мы снова соберемся вместе и поедем за три девять земель, мы не можем иначе, Дорога ждет.

IMG_8218

Полный фотоотчет о путешествии >>>

28.03.2023
Про АКПП