Экспедиция-трофи 2006

«Экспедиция-трофи» – молодая гонка, ей всего год. Старт проекта можно назвать вполне удачным. 2005 год отличала четкая организация, отсутствие серьезных происшествий и грамотный подогрев интереса со стороны СМИ. И все это во многом благодаря невиданному для российских соревнований бюджету. В этом году все оказалось совершенно иначе. Бюджет на порядок ниже, а амбиций, увы, больше…

текст и фото: Лёня НЕМОДНЫЙ

Культурная революция
Минорный репортаж с гонки "Экспедиция-трофи 2006"

Мурманск – Санкт-Петербург – Москва – Пермь – Екатеринбург –
Новосибирск – Красноярск – Иркутск – Чита – Хабаровск – Владивосток

Для начала пара слов по регламенту соревнования. В этом году к основному, «золотому» зачету прибавились еще два – «Культурная навигация» и переходящий приз, присуждаемый лучшему экипажу самими участниками. С одной стороны, это хорошо, ведь если в прошлом году экипажи, выбывшие по результатам прохождения одного из спецучастков, сразу же отправлялись восвояси, то теперь они могли продолжить борьбу в других зачетах. Но есть вторая сторона медали – введение дополнительного зачета взвинтило и без того напряженный «экспедиционный» темп.

IMG_3539

Гонка за смертью

Как я уже говорил, прошлогоднее соревнование имело только один зачет – «золотой». Задача участников состояла в том, чтобы выполнять условия прохождения и не опаздывать на финиши спецучастков. Просто, как песня. Но нелегко. На этот раз появился зачет, названный «Культурная навигация», суть которого сводилась к следующему. На всем протяжении маршрута гонки были разбросаны десятки точек, представляющих историческую, архитектурную или художественную ценность. Участникам требовалось посетить их, зафиксировав свое присутствие цифровой фотографией. Вроде бы ничего сложного, обычное автомобильное ориентирование. Так, да не так. За счет разбросанности «точек» коридор гонки расширился на сотни километров, а сроки остались те же! Конечно, в ходе пресс-конференций организаторы постоянно говорили о том, что при движении по дорогам общего пользования участники обязаны соблюдать ПДД. Куда там! Они (участники), может, и рады были бы их соблюдать, но проблема в том, что законопослушным экипажам просто нереально остаться в зачете, не говоря уж о победе. Поэтому «экспедиционщикам» приходилось выжимать из машин максимум. В течение двух недель внедорожники шли на пределе своих технических возможностей и зачастую далеко за пределами возможностей пилотов. Как результат, два лобовых столкновения и около десяти переворотов! Лишь по счастливой случайноcти обошлось без жертв, но если бы на месте встречного грузовика или лесовоза оказалась какая-нибудь малолитражка, все могло быть иначе...
Конечно, формально никто не заставлял участников гнать без оглядки на обстоятельства и собирать все расставленные точки. Можно было ехать медленнее. Но как вам такая ситуация? По правилам гонки на участке Екатеринбург – Новосибирск участники должны были как минимум три раза встретиться с поездом экспедиции и получить отметку в карнете. В противном случае им грозило выбывание из золотого зачета. Место и время стоянок известно. И вот первая стоянка взята, и участники устремляются ко второй.

IMG_3545

До нее около 50 километров. По трассе летит десяток экипажей, рядом по рельсам катит поезд. На дороге творится полное безумие: обгоны по встречной… обочине и «елочка» между грузовиками (о превышении скорости этак на 60–80 км/ч я даже не говорю). Ажиотаж был изначально создан условиями прохождения. Поверьте, это была «гонка за смертью». Я ехал в одной из машин и все прочувствовал на собственной шкуре. Эмоции опускаю, слишком непечатные…

Что это было, Пух?

«Трофи» означает «трофей». Трофей – это 10 килограммов золота. Казалось бы, все правильно. Проблема лишь в том, что в массовом сознании слово «трофи» прочно закрепилось за передвижением на полноприводных автомобилях по сильно пересеченной местности, снежной целине и непромерзающим болотам.
В «Экспедиции-трофи» бездорожья был мизер. Внедорожные спецучастки на поверку оказались просты и тривиальны. Взять хотя бы екатеринбургский СУ с названием «ледовый триал» (100 метров снежной целины с двумя брустверами и тремя канавами). На его прохождение организаторы отвели 4 часа, а у команды «Ночные волки» на все про все ушло… 4 минуты! Да и остальные участники не сильно отстали. В подобной ситуации мне хочется, как незабвенный Пятачок, спросить: «Что это было, Пух?» А последний, владивостокский СУ?! На протяжении гонки все шли командами из двух машин, вместе преодолевали трудности, делили тяготы пути, и тут на тебе: война окончена, всем спасибо, теперь каждый сам за себя. Вот такое командное соревнование… Вы деритесь теперь друг с другом за «желтенький металл». И ведь дрались, зачастую до полного разрушения… автомобилей. Только это, простите, не трофи, это дичь какая-то...

IMG_3501

Большая коррида

Бригада организаторов ехала на экспедиционном поезде и в машинах, которые шли впереди со значительным опережением.
С колонной (если это слово применимо к подобному броуновскому движению) участников они пересекались лишь на финишах этапов. На протяжении всего остального маршрута следования команды были предоставлены сами себе. На мой взгляд, это больше всего походило на извращенный вариант корриды. Представьте, что организаторы открыли ворота загона в одном конце страны, выпустили стадо обалдевших от адреналина быков и закрыли ворота в загоне на другом конце, когда последний из уцелевших копытных, натужно хрипя, пронесся мимо скрипящих створок. Ответственность же за их триумфально-хаотичное продвижение по стране лежит на плечах… ДПС, МЧС и прочих государственных аббревиатур.

IMG_3484

Домашние заготовки

По условиям гонки, как в подготовке автомобилей, так и в дополнительном оборудовании допускались любые решения. Более того, организаторы приветствовали нестандартные ходы и смекалку. Это, конечно, похвально – каждой команде давалась возможность по-своему воплотить в жизнь формулу успеха. Вот только некоторые участники зашли по этому пути слишком далеко. Одна из команд, например, установила на свои машины оранжевые проблесковые маячки. Документы на эту «властную утилиту» у них разумеется имелись, и вроде бы все было по закону. Вот только согласитесь, как-то это все неспортивно. Дальше - больше – капитан другой команды, направо и налево нарушая правила дорожного движения, тыкал в лица растерянных инспекторов ДПС каким-то «околофээсбэшным» удостоверением! Представители власти разумеется тут же брали под козырек и отпускали нарушителя. Вот такие домашние заготовки…

IMG_3464

Одна винтовка на двоих

И вот еще харрактерная деталь – за победу в зачете «Культурная навигация» Златоустовская фабрика «Оружейник» предоставила замечательные призы – настоящее наградное оружие, кортики, изготовленные по старинной технологии. Согласитесь, достойная награда за столь серьезное испытание духа. Но организаторы и тут приняли нестандартное решение. Три наградных кортика выдавались на команду из… шести человек. Делите как хотите! Во время Великой Отечественной войны идущим в бой тоже часто выдавалось одно оружие на двоих, но тогда не хватало винтовок, а чего не хватает сегодня? Молодцы латыши, они просто дозаказали недостающее количество на заводе. А вот в  другой команде на почве дележа вспыхнул настоящий скандал. Дошло до того, что один из участников завел на другого уголовное дело, обвинив в краже денег…

P.S. Грустная получилась статья. Грустная и… злая. Так неужели в этой гонке все было так плохо? Нет, конечно. Здесь присутствовали и командный дух, и честная борьба, и взаимовыручка. Да, много было настоящего и доброго. Но об этом уже писали, да и еще напишут. Мне же хотелось заострить внимание на ошибках, которые были допущены при организации и проведении. Я за «Экспедицию-трофи», но против риска и непрофессионализма. Надеюсь, что в будущем организаторы учтут свои ошибки, и соревнование станет тем, чем оно и задумывалось – самой длинной и самой красивой зимней гонкой в мире. 

28.03.2023
Про АКПП