GPS-ориентирование "Регион 64".

Интерес к внедорожному спорту растет с каждым годом. И сегодня офф-роуд-клубы есть почти во всех крупных городах. Год назад появился такой и в Саратове. И что же – за столь небольшой срок ребята уже успели провести пять соревнований! Настал черед шестого. Итак, на повестке дня саратовская клубная гонка «Регион 64».

текст и фото: Лёня НЕМОДНЫЙ

 

Регионы просят огня
Открытое внедорожное соревнование «Регион 64», Саратовская область

 

Признайтесь, часто ли вам приходилось бывать в офисе офф-роуд-клуба? Лично мне нет. А все потому, что официальный статус и помещение в нашем нелегком деле имеют лишь большие и, я бы даже сказал, старинные джиперские организации.

Между тем, у маленького клуба в Саратове есть самый настоящий офис! Но удивляться здесь особенно нечему – «Саратовский клуб внедорожников» – самая настоящая официально зарегистрированная организация. Вот так-то. Ну вот, с юридической стороной вопроса мы вроде бы разобрались, а теперь перейдем к делу. Поскольку, как вы догадываетесь, приехал я в славный город Саратов не для того, чтобы попить чаю в компании единомышленников. Ну, точнее, не только для этого.

Надо иначе

Ориентирование проходило по стандартной схеме – квадрат 20х30 километров, 23 контрольные точки (стоимостью от 50 до 200 очков) и контрольное время. Основная масса точек большой сложности не представляла, и лишь несколько наиболее дорогих находились в заполненных водой низинах. Около них-то и шла основная битва. Участники подъезжали с небольшими интервалами и одновременно с разных сторон бросались на штурм. Вой лебедок, бульканье притопленных выхлопных труб, мечущиеся штурманы, громкие и совершенно нелитературные крики, причем основной смысл последних сводился к простому, в сущности, утверждению, что «так не надо, а надо иначе».

 

Автобус с солдатами

Если в первый день организация саратовских соревнований ничем не отличалась от мириадов прочих клубных мероприятий, то день второй меня, мягко говоря, удивил... С самого утра к карьеру, в котором была проложена трасса, начали собираться службы обеспечения, причем, помимо машин организаторов, на точку прибыли: бортовой «Урал» с аппаратурой, автобус с солдатами, милиция, пожарные и передвижные кафе. Более того, автосалон «Кар-Моторс» привез тест-драйвовые внедорожники от разных производителей. И только потом стали подтягиваться зрители…

Имидж – ничто?

Такое количество людей я последний раз видел на внедорожных соревнованиях в… Да никогда я столько народу не видел. Сотни машин заняли гостевую парковку и все свободное место в непосредственной близости от трассы, и все продолжали прибывать. И дело тут не в отсутствии других развлечений. Просто организаторы заранее озаботились рекламой мероприятия. Информационными спонсорами гонки выступали такие известные СМИ, как телеканал ТВ3 и «Радио 7 На Семи Холмах». Да, на фоне такого размаха московские клубные соревнования как-то совсем теряются.

Итак, гонка второго дня, заявленная как джип-спринт, по рельефу трассы больше напоминала смесь автокросса с трофи-рейдом, а по накалу страстей могла сравниться разве что с финалом Чемпионата мира по футболу. Но обо всем по порядку.

 

Танцуют все!

Ко вчерашним зачетам «Туризм» и «Спорт» добавились «ATV» и «Мото». И если квадроциклов на старт вышло только два, то мотокроссмены приехали всем клубом и устроили показательное выступление для зрителей. А теперь касаемо самой трассы. Она представляла собой трехкилометровое кольцо и включала набор препятствий на любой вкус. Тут были и горки, и заполненные водой низины, и скоростные прямые. Но основная интрига была еще впереди. Привыкший к «рафовскому» варианту джип-спринтов, я ожидал увидеть на трассе одновременно два экипажа с разнесенным стартом. Но все оказалось проще. В каждой из категорий, с интервалом в одну минуту, на трассу выпускались... все участники. Первыми выступали «туристы». Их трасса целиком находилась внутри карьера и особых препятствий, кроме низины, заросшей камышом, не имела, но когда на кольце оказались 15 машин, началась серьезная борьба. Масло в огонь подлила «Нива» Алексея Шленкина – она засела, закупорив накатанный проезд.

Безумный Макс

Среди участников заездов был и такой пока еще редкий в российском автоспорте автомобиль, как Great Wall G5. Кстати, наблюдая за пируэтами новенького китайского пикапа, присутствовавший на гонке начальник гарантийного отдела автосалона, в котором буквально два месяца назад была куплена сия машина, многозначительно изрек: «О гарантии пусть даже не мечтает».

А когда заезд, состоявший из пяти кругов, закончился, стало ясно, что первым, как и во вчерашнем ориентировании, оказался Владимир Бобьяков на УАЗе. Да, и вот еще какой любопытный момент – все пять кругов на равных со взрослыми дядями на своем подготовленном Daihatsu за победу боролся и десятилетний (!) пилот Максим Максимов по прозвищу Безумный Макс.

 

Победители довольны

«Спортивная» трасса отличалась от «туристической» как длиной, так и сложностью. По дну карьера протекал заболоченный ручей. «Спортсменам» предстояло пересечь его четыре раза за круг, а всего таких кругов насчитывалось 10! Правда, для упрощения переправы организаторы построили импровизированные мостики из скрепленных между собой бревен. Но мы-то знаем, куда ведут дороги, вымощенные благими намерениями... Мостики, призванные облегчить участникам прохождение трассы, на деле лишь мешали. После первого же круга бревна вздыбились, и участникам пришлось искать пути объезда. Ну а те, кто все же решался на лобовую атаку, получал фатальные повреждения подвески. Результат не заставил себя ждать – одна за другой сошли все подготовленные «Нивы», следом не выдержал и фаворит вчерашнего ориентирования Nissan Patrol под стартовым номером 21. И вообще, чем больше кругов было пройдено, тем меньше участников оставалось на трассе, и тем сильнее становился… накал страстей. Так, например, штурман Юрий Ефиненко при жестком приземлении в русло ручья разбил головой лобовое стекло (благо на ней был шлем). А вот УАЗ под номером 17 лишился «остекления» в неравном сражении с растущими вдоль трассы деревьями. Но больше всех пострадал УАЗ кроссмена Владимира Чернышева. От машины отвалился задний борт, кузов деформировался, а капот и двери постоянно открывались.

На последних кругах борьба разгорелась между Виталием Дмитриевым на УАЗе  и Дмитрием Саяпиным на Jeep Cherokee. Интрига сохранялась до самого финиша, и лишь на последнем вираже Jeep вырвался вперед, одержав победу как в спринте, так и во всем соревновании. А закончить статью я бы хотел фразой, сказанной на прощание руководителем «Саратовского клуба внедорожников» Сергеем Шевяковым: «Среди победителей недовольных не бывает».