Байкал 2004

То, что на востоке нашей Родины есть большое и красивое озеро Байкал, это факт. Про города Иркутск и Ангарск также более или менее известно. Но вот о том, что в этих мегаполисах есть клуб любителей внедорожного отдыха, знают далеко не все. А между тем подобное общественное объединение имеется, и называется оно «Протектор». Ребята катаются по прибайкальской тайге, устраивают триалы и внедорожные праздники, в общем, славно проводят время. Но есть и особенности. Каждый раз выбирается маршрут, которым еще не ездили, – приключение в чистом виде! А где приключения, там мы...

текст и фото: Лёня НЕМОДНЫЙ

Глубокое синее море
Как мы прокатились по прибайкальной тайге

 DSC02977

Город Иркутск, я в гостях у Михаила Курсанова по прозвищу Бегемото-драйвер. Вечер. Закончив последние приготовления в дорогу, мы обсуждаем предстоящий маршрут: общий сбор у деревни Большая Речка, оттуда через Прибайкальский национальный парк выезжаем к селению Нижний Кочергат. А дальше возможны варианты, все зависит от того, как пройдет первая часть маршрута. Перед сном Миша долго возился с телефоном на предмет установки будильника, но в результате наколдовал что-то не то. В общем, утром я вскочил на ноги от возгласа: «Блин, проспали!». В темпе грузимся в машину, по пути подбираем штурмана Диму и летим на место сбора у деревни Большая Речка. Но летим медленно, поскольку вчерашний дождь за ночь трансформировался в сильный снегопад и дорога представляет собой кашу из мокрого снега на ледяной подложке. Впереди пятьдесят километров до места сбора. Дорога петляет между заснеженными сопками. Раздается звонок мобильника (здесь он еще принимает) – звонит Дмитрий Кононов (президент клуба «Протектор») и интересуется, где мы, собственно, есть. Отвечаем уклончиво – на подъезде. Дима что-то гневно ворчит в трубку и отключается. Посовещавшись, экипаж принимает решение все временные коллизии валить на московского гостя. Его бить не будут...

DSC03027

Прогулка по парку

Уходим с тракта и двигаемся на северо-восток. Нас восемь экипажей – УАЗ, ГАЗ, четыре Toyota и два Nissan. Как видите, японский автопарк превалирует. Впрочем, оно и неудивительно – что до Владивостока, что до Москвы отсюда ехать примерно одинаково.

Преодолев пару небольших бродов, упираемся в закрытые ворота – въезд на территорию Прибайкальского национального парка. Дальше только по специальным пропускам, у нас такой есть. Ворота открыты, двигаемся дальше... Проехав около километра, колонна встала. На мой вопрос «чего стоим, кого ждем?» последовали разъяснения, что надо обязательно побурханить, иначе пути не будет. Кстати, для тех, кто не в курсе: «бурханить» – старинный обычай местного населения делиться с духами гор, источников и перевалов самым ценным, что у него есть. А поскольку за годы советской власти наибольшую ценность приобрели спиртные напитки, они и приносятся в «жертву». Процедура проходит следующим образом: в стакан с водкой нужно макнуть безымянный палец (он самый чистый, им даже в носу не ковыряют), брызнуть во все стороны света, выпить и подумать о хорошем. От такой замечательной процедуры я отказаться не смог...

За спиной около десяти километров заснеженной колеи. Судя по карте, мы двигались по зимнику. Но как только я решил, что дорога вполне проходима, арьергард колонны крепко засел. Трясина коварно поджидала нас, прячась под свежевыпавшим снегом. Провозившись около часа, мы извлекли-таки всех засевших. А когда собрались трогаться в дальнейший путь, то оказалось, что мы промахнулись мимо поворота. В общем, пришлось проходить болотину еще раз, но теперь уже в обратном направлении. А тем временем лес становился все гуще и гуще, и вот уже и окружающие сопки скрылись за деревьями. Грунт стал настолько мягким, что машины то и дело садились на брюхо, вгрызаясь в землю зубастыми колесами. В одном из каверзных мест чуть не переворачивается ГАЗ-69 – машина повисает, наполовину свалившись в ручей.

DSC03001

Боевые потери

Из хвоста колонны приходит информация, что у Кононова проблемы с машиной... Поперек колеи стоит Toyota Димы, а сам он стоит рядом грустный и задумчивый. «Чего случилось-то?» – спрашиваю. Вместо ответа он протягивает мне кусок железа, облепленный грязью. Верчу его в руках, и тут ко мне приходит понимание, что это обломок хаба. Вот и покатались. На одном заднем мосту далеко не уедешь. Принимаем решение дотащить Диму до асфальта (благо недалеко уехали), и пока основная группа будет продолжать поступательное движение, мы на Toyota останемся ждать возвращения «эвакуатора». Ждать пришлось долго...

К тому времени как мы пустились вдогонку, основная колонна успела уйти далеко за пределы чувствительности радиостанций. Но особых трудностей с выбором пути у нас не возникало; одно дело идти по снежной целине и совсем другое – по распаханной дороге, где уже проползло пять машин. Внезапно лес кончился, мы выехали на большое поле, снега на нем не было совсем, зато было замечательное болото, в котором мы хором и угнездились... Каким-то чудом неподалеку оказалась мачта высоковольтки, и, собрав все удлинители и троса, мы смогли-таки залебедиться за этот оплот цивилизации.

А потом снова начался лес, и дорогу нам преградил овраг. Нехороший такой овраг... Вроде бы небольшой и неглубокий, но крутой вход и диагональный выход делали его довольно опасным препятствием. «Бегемот» засел на выходе, пришлось разматывать лебедку, благо деревьев вокруг было с избытком.

Пелетон мы догнали, когда уже совсем стемнело. Ребята ждали нас почти на выезде из Национального парка близ селения Нижний Кочергат. Мы построились в колонну и по накатанной дороге отправились к предположительному месту ночевки неподалеку от Голоустнинского тракта. Вот и выезд из парка. И тут дорога упирается в закрытый на замок шлагбаум. Как мне нравится жить в этой стране! Помните, в «Формуле любви»: «интересный народ русские – ключи выдают, а замков нет». У нас все было как раз наоборот – ворота на замке, сторожа нет и ключей тоже. Что делать? Ломать замок неправильно, искать сторожа бесполезно... Выкурив по сигарете, решаем объехать ворота по лесу. Тут «попилились», там «полебедились», и вот, миновав закрытые ворота и Нижний Кочергат, мы останавливаемся на берегу реки Голоустная.

 DSC02980

Высокая сопка

Утро встретило нас обильным снегопадом и сильным ветром. Пока основная группа собирала лагерь, наш экипаж рванул в Голоустное с целью запастись рыбкой. Место встречи назначили на повороте с тракта. Мы объехали всю деревню, но из-за сильного шторма в море (а Байкал местные называют именно так) никто не выходил, и все, что нам удалось найти, это три небольших хариуса. На выезде из деревни встретили «Сафари» Вани в сопровождении TLC-71 (ребята поехали в Голоустное искать сварщика для заваривания порванной тяги). Больше мы их не видели... Сварщик-то был найден, но результата его трудов хватило лишь на несколько километров, и ребята двинули в сторону дома.

Мы же тем временем выехали на берег Байкала... Снегопад не прекращался, и видимость была от силы метров сто. Так что увидеть озеро во всей красе мне так и не удалось. Но главное я все-таки сделал – попил чистой и вкусной байкальской воды. Группа остановилась у подножия сопки, по другую сторону которой нас ждали заброшенная туристическая база и пара приятных сюрпризов... Миша Курсанов предложил сесть мне за руль своего «Бегемота».

DSC03013

Вот и заброшенная турбаза. Глушим машины, выходим и встречаем рыбаков, которые тут обосновались. Сюрприз первый – у них есть рыба. Миша достает коптильню и приправы.  А вот и второй сюрприз: снегопад закончился, видимость отличная. Здравствуй, Байкал! Но меня уже зовут к столу. Мать честная, сколько же рыбы! Правда, и потенциальных едоков немало. В общем, заканчиваю беглый осмотр и начинаю поглощать... Ел пока мог, а когда уже не мог... снова ел. Жаль, но я так и не понял, что вкуснее копченым – омуль или хариус. Одно бесспорно: свежепойманный малосольный омуль вне конкуренции.

DSC03025

 После обеда мы выдвинулись в обратный путь и без приключений добрались до Голоустной. Я уж собрался было подводить итоги путешествия, думая о том, что все прошло почти без потерь, как у УАЗа провернуло полуось в заднем мосту, а еще через какое-то время на 69-м развалилось сцепление. Благо, это случилось уже на тракте. Наше путешествие все больше начинало напоминать стихотворение про десять негритят (у них там тоже личный состав таял на глазах).

С УАЗом все решилось само собой, подключили передний мост и превратились в переднеприводник, а вот с «газиком» пришлось повозиться. На покрытой льдом трассе машину начало кидать (тормоза оставляли желать лучшего), трос намотало на колесо, и 69-й въехал в тащившего его «Сафари»! Спасибо бамперам, обошлось без последствий. После долгих попыток сделать жесткую сцепку и размышлений о буксировке на растяжке, пошли по пути наименьшего сопротивления и... починили тормозную систему. Оставшийся путь прошел без приключений, и через пару часов мы были в Иркутске. Из восьми стартовавших машин уцелело четыре...

DSC02972

P. S. Набирая высоту, самолет уносил меня от великого озера, сказочной природы и замечательных людей. Но в сердце я увозил частичку Байкала, а частичка меня навсегда осталась там, среди высоких сопок на продуваемом ветром каменистом берегу глубокого синего моря.

Полный фотоотчет о путешествии >>>

28.03.2023
Про АКПП