Грузия. Путевые заметки

К чему надо быть готовым, отправляясь в путешествие по Грузии на автомобиле.

В начале осени мы заложили большую петлю по Грузии группой из нескольких внедорожников. Посетили отдаленные уголки этой красивой страны, прокатились по главным автомагистралям и, конечно, провели время на морском побережье. По результатам поездки появилось большое количество информации, весьма полезной для тех, кто только собирается ехать в этот горный край на автомобиле, которой я и спешу поделиться.

Граница

На данный момент открыт всего один погранпереход между Россией и Грузией – Верхний Ларс. Он находится на Военной Грузинской дороге неподалеку от Владикавказа. Движение здесь довольно оживленное, особенно в сезон. В основном это легковые автомобили и автобусы. Грузовиков очень немного.

Подъехав к границе, мы обнаружили километровую очередь из легковушек, и опыт перехода границ немедленно подсказал мне, что мы проведем здесь весь день. Но на удивление, продвигались мы весьма шустро. Не прошло и двух часов как граница была пройдена. Обратный переход и вовсе занял полчаса. Пограничники рассказали, что раньше стоять приходилось гораздо дольше, но в какой-то момент начальство с обеих сторон приказало ускорить процедуру досмотра.
На данный момент фактически машины досматривают только российские таможенники. Грузинские просто заглядывают в салон через окно, дабы убедится в том, что водитель находится в машине один (пассажиры проходят паспортный контроль в терминале).

По правилам в Грузию нельзя ввозить заполненные топливные канистры (там горючее дороже чем у нас). Но по факту на это не обращают внимания. Вывозить же можно не более пяти литров алкоголя на человека, точнее ввозить в Россию из Грузии. За этим следят российские таможенники, которые скрупулезно досматривают каждую машину.
Сама организация перехода очень неплоха. Все делается спокойно и четко, никакой суеты и неразберихи. Сотрудники обеих стран вежливы и предупредительны.

Когда ездили мы, автомобильная страховка не требовалась, но с 19 декабря этого года парламент Грузии принял закон об обязательном страховании иностранных автомобилей с минимальным сроком действия 15 дней. По ценам не сориентирую, так как пока не в курсе.

Пересечь границу можно только по загранпаспорту, но виза для россиян не требуется.

Добавление о "братьях наших меньших" от экипажа Нивы (это где таксик с трусами на голове =) ):

"Про перевозку зверья. Перед отъездом специально узнавала, какие доки необходимы для перехода границы Грузии с псом: обязательно нужен чип, справка из ветеринарки, полученная не ранее, чем за 5 дней до перехода границы и актуальные прививки. Всё было сделано, чтобы не завернули на границе... На нашей стороне даже не попросили предъявить справку, не говоря уже о считывании чипа. Таможенница сказала, что ЕЙ моя справка не нужна)) На стороне Грузии глянули на ветпаспорт, и то, только потому, что я его насильно предъявила. А рассел соклубника проехал "контрабандой" в переноске в машине туда и обратно, его даже не заметили при осмотре машины. Я так и не поняла, там всегда так или нам несказанно повезло? ;)"

Дорожная инфраструктура

Основные магистрали Грузии находятся в хорошем состоянии. Ровный асфальт, дорожная разметка и знаки. Главное неудобство состоит в том, что почти все они имеют по одной полосе в каждую сторону, а горный рельеф делает их извилистыми и изобилующими закрытыми поворотами с минимальным обзором. Посему прерывистая разметка позволяющая обогнать тихоходную фуру (а в горах они все едут очень медленно) встречается крайне редко.

Дороги до Тбилиси и далее в Батуми на запад и в Кахетию на восток имеют весьма оживленное движение и развитую дорожную инфраструктуру. Много заправок, магазинов, ресторанчиков и придорожных торговцев.

Дороги в отдаленные горные районы грунтовые и подчас небезопасные. Здесь все зависит от погоды. Пока сухо, все едется на легковом автомобиле, но после дождей мелкие ручейки, тут и там пересекающие дорогу, превращаются в мощные и бурные потоки, сходящие с гор и низвергающиеся с дорог в обрывы. В такое время ездить по горным дорогам не стоит. Все может закончится большой бедой. Недаром на дороге в Тушетию сплошь и рядом стоят мемориальные доски погибшим.

Заправки на асфальтовых дорогах встречаются довольно часто, как правило, в населенных пунктах. На грунтовых дорогах их нет. Так что, отправляясь в труднодоступные уголки страны, стоит запастись топливом.

На заправках можно расплачиваться и наличными и картой. Но до полного бака заправляют только за наличные. Заправщик и заливает горючее и берет деньги и выдает чек. Никуда ходить не нужно. Цены на топливо выше чем в России. Дизель «евро» стоит около 52-х рублей. Бензин чуть дешевле пятидесяти. Газ так же очень дорог. Ненамного дешевле бензина.

Автоинспекции на дорогах много. В основном ловят за обгон под запрещающий знак. Все машины полиции передвигаются и стоят с включенными проблесковыми маячками. А при остановке обязательной процедурой является алкотест.

Магазины, питание и валюта

Менять рубли на лари (и обратно) лучше всего непосредственно на границе. С грузинской стороны есть отделение крупного банка непосредственно в самом терминале. Курс 1 лари 26 рублей. Можно поменять и позже, но в обычных обменниках курс держится в районе 28-ми рублей за лари.

Через несколько километров после погранперехода находится селение Степанцминда. Покупать там что-либо я истово не рекомендую. Обилие туристов развратили местных торговцев и за все дерут втридорога. К примеру, питьевая вода в баклажках стоит у них 1 лари за литр. То есть десятилитровая бутыль обходится в десять лари и это при том, что в любом захолустном магазинчике с не самыми лучшими ценами ее вам продадут за три с половиной лари.

Для глобальных закупок лучше всего заехать в супремаркеты «Carrefour» они есть в крупных городах. Цены там очень низкие и многое продается по акции. Например, все ту же воду мы брали дешевле двух лари.

Раз уж я столько внимания уделил воде, добавлю, что набрать питьевую воду можно повсеместно. На дорогах часто встречаются облагороженные родники, каменные сооружения с торчащими из них трубами.

Но вернемся к магазинам. Ассортимент минимаркетов в небольших населенных пунктах довольно скуден, но все необходимое для полноценного питания там купить можно. Продавцы, как правило, говорят по-русски, а если и нет, то зовут кого-нибудь кто сможет перевести.

Закусочных и ресторанов встречается много. Кормят в них очень вкусно и недорого. А надписи «fastfood» говорят о том, что здесь вы можете купить хачипури, пироги и напитки. Американскими многоярусными бутербродами там не торгуют.

Вино в магазинах продается только бутилированное  по 15 лари (390 рублей) за бутылку. Но в любом селении вы без труда найдете отличное домашнее вино, которое вам продадут по 5 лари (130 рублей) за литр.

С выбрасыванием мусора так же нет никаких проблем, практически повсеместно у магазинов, на заправках и просто вдоль дороги у домов стоят мусорные контейнеры.

Местное население

Грузины очень искренние радушные и отзывчивые люди. Никогда не оставят в беде и не возьмут за свою помощь денег. Очень гостеприимны и добры. В них нет никакого негатива и злобы. За время своего путешествия мы общались со многими людьми и все они были вежливы и корректны. Нам помогали, нас угощали и на прощание напутствовали добрыми словами.

В Грузии прекрасные горы, вкусная еда и теплое море. Но основное богатство этой страны – люди. Замечательные люди с открытыми сердцами и светлыми помыслами.