На Гелике через всю Европу.

В новогодние каникулы я проехался на своем "Перегонном кубе" от Москвы до Лондона. Просто так, от нечего делать.  В этом посте хочу собрать все основные цифры и моменты.

Антон (Тоха) Карпов 

Весь маршрут выглядел так: Москва — Санкт-Петербург — Хельсинки — Травемюнде — Бремен — Париж — Лондон — Эйндховен — Варшава — Брест — Москва. Общий пробег занял около 5500 км.

Все путешествие заняло 10 дней. Из них два дня я провел в Париже и полтора — в Лондоне. Остальные дни прошли в формате "приехать вечером в гостиницу, поужинать, лечь спать, наутро посмотреть центр города и двинуться дальше".

Основная статья расходов — бензин 🙂

На бензин ушло 550 евро + 155 фунтов + 383 злотых + 102 белорусских деноминированных рубля + 8500 русских рублей.

Из примечательных моментов, и в качестве выводов для себя, могу выделить следующие:
— Самый скучный отрезок пути — по восточной части Польши, Белоруссии и России. В следующий раз точно поеду паромом не только туда, но и обратно;
— За все время поездки полицейские патрули не встретились ни разу. Уже не первый раз отмечаю этот факт, передвигаясь по "цивилизованной Европе". При этом, по словам путешественников, в "Европе второго мира" (типа Словении или Словакии) патрули встречаются;
— Штрафов с камер пока не приходило (на момент написания поста прошло две недели);
— Основная трудность в поездке в западную Европу зимой из России на машине — это шины. На востоке минус и снег, на западе — плюс и дождь. Универсальной резины для такого изменения климата не существует. Где-то придется жертвовать комфортом;
— В Германии совсем не самые лучшие дороги, вопреки популярному мнению про автобаны;
— Если у вас автомобиль выше чем 1.85 метра, готовьтесь с проблемами c парковкой в центре крупных городов, так как большинство парковок — подземные;
— Туалеты почти на всех заправках центральной Европы платные. Стоят 70 центов, но 50 центов возвращают купоном на скидку на покупку еды и вещей на этих же заправках;
— Скоростные трассы в массе своей безжизненны, если вы планируете останавливаться по пути в придорожных мотелях, вы можете разочароваться;
— Если вы хотите провезти в багажнике семью африканских беженцев и десяток шпионов-нелегалов, везите их в Англию на автомобиле. Я ожидал полный, детальный досмотр автомобиля со странными номерами на границе с UK. Но получил лишь улыбки таможенников;
— Доехать до Лондона из Москвы на своем автомобиле — легко 🙂

Подготовка и паром в Германию.

Есть у меня сомнительная традиция: не планировать заранее новогодние каникулы. Все нормальные люди за месяцы покупают билеты и едут кататься на лыжах в Альпы или в Карелию (в зависимости от бюджета), спасаются от зимы на Бали или какой-нибудь Шри-Ланке. Я же обычно приезжаю 31-го декабря в Питер к родителям, встречаю с ними Новый Год, а дальше импровизирую. Так как билеты на все популярные направления к этому времени уже, разумеется, раскуплены, то обычно все заканчивается поездкой куда-нибудь на автомобиле. В прошлом году это была Прибалтика. А в этот раз я решил доехать до центральной Европы и где-нибудь там покататься. Но в итоге вышло так, что я доехал до Лондона.

Для тех, кому интересны только сухие цифры, привожу их здесь. Москва — Санкт-Петербург — Хельсинки — Травемюнде — Бремен — Париж — Лондон — Эйндховен — Варшава — Брест — Москва. Все путешествие заняло 10 дней и примерно 5000 километров. На бензин и омывайку ушло около 1000 евро. На гостиницы (остановки в городах) и парковку ушло около 1200 евро. Сколько ушло на пиво, вино, сыры и высокую кухню — не считал ;-).

Началась поездка, впрочем, еще в Москве. В центральной Европе зимняя резина обязательна к использованию, но запрещены шипы. Забегая вперед, отмечу, что за всю поездку так и не увидел никого, кто бы проверил наличие шипов. Более того, ни разу еще за все свои европейские путешествия я не увидел ни в одной стране полицейских кордонов или постов. Впрочем, европейские полицаи склонны появляться в самых неожиданных местах и ровно тогда, когда это нужно, ведь в просвещенной Европе принято стукачество на дорогах ;-). Поэтому на время поездки зимнюю шипованную Хаккапелиту сменила другая Хакка, R SUV.

Покупка резины автоматически повлекла за собой покупку дисков. Теперь у меня не два, а три полноценных комплекта колес

Шипы оставляем дома

Рано утром 31-го декабря я выдвинулся в Санкт-Петербург. По дороге случилось спасти бедолагу, который вез жителям Твери новогодние торты.

Разумеется, нормального троса у бедолаги не было

Новый Год встретили традиционно по-семейному, без больших возлияний алкоголя и гуляний до утра. Ведь уже в полдень предстояло выдвигаться на Хельсинки, где у меня было забронировано машиноместо и отдельная каюта. Бронировал все в онлайне днем ранее, под новогоднюю речь президента ;-).

Паром отправлялся в 17:00 2-го января. И хотя до Хельсинки от Питера чуть менее трехсот километров, я решил не подгадывать время и выехать заранее, переночевав в гостинице возле порта Vuosaari. Границу прошли быстро: желающих вечером 1-го числа оказаться в Финляндии было не так много. Хотя туристические автобусы присутствовали. На пароме, кстати, основную массу составляли туристы, едущие на автобусе в Париж. Не представляю, что может быть хуже, чем путешествие по Европе на автобусе, бррр!

Порт Vuosaari, из которого ходят паромы Finnlines в Германию, мне хорошо знаком. Я много раз ездил отсюда в Европу. Здесь у меня есть своя традиция: я приезжаю не в пассажирский, а в грузовой терминал и мою машину на мойке для грузовиков (легковая мойка в порту отсутствует). В этот раз, как обычно, мойщик запустил меня без очереди, со стороны выезда, и за это положил 30 евро за мойку себе в карман.

Пока Гелик моют, по другую сторону стоят и ждут злые дальнобои…

Легковых машин на пароме было не очень много. Но не сказать, что пусто. Когда я подъехал к чек-ину, в очереди стояло около 10-ти автомобилей. Послушные европейцы выстраивались друг за другом, не смотря на то, что соседний чек-ин был тоже открыт. Ну, я и встал туда первым :-).

Берем курс на Германию

Паромы Finnlines мне нравятся тем, что у них нет дискриминации по высоте транспортного средства. Влезут даже внедорожники с экспедиционными багажниками.

Отходим. Путешествие началось!

Паром идет полтора дня, описывать все происходящее на борту не имеет смысла. Все жрут, бухают, в общем, всячески убивают время. Мероприятие это довольно скучное, но способа проще и дешевле оказаться сразу в центральной Европе с хорошими дорогами и погодой, нет.

Первая заправка за пределами Родины — в Любеке. Паром прибывает туда в 9 вечера, поэтому после заправки было принято решение доехать до какого-нибудь не очень мелкого и не очень далекого города и там заночевать. Но с тем расчетом, чтобы на следующий день перегон до Парижа занял меньше 1000 километров.

В Европе нет 92-го бензина

Выбор пал на Бремен. Это около 200 километров по трассе и менее двух часов ходу. С собой в поездку я взял свою британскую сим-карту с pay-as-you-go тарифом и активированной опцией безлимитного интернета (оператор Three). Почти вся Европа у Free находится в зоне так называемого "домашнего роуминга", то есть, активированная опция работает в каждой стране. Это очень удобно. Все гостиницы по пути я искал и бронировал с телефона, на заправках, через мобильное приложения booking.com.

Путешествовать без четкого плана и расписанных сроков — это очень круто. Автомобиль — это свобода!

Кстати, поездка до Бремена оказалось самой некомфортной за все путешествие. Шел дождь и дул сильный ветер. Зимняя Хакка отказывалась нормально работать в +5, поэтому машина постоянно аквапланировала, а ветер сдувал Гелик с курса. И надо сказать, что качество дорог в Германии совсем не идеальное.

Утро 3-го января встретили в Бремене. Здесь я первый и единственный раз за всю поездку увидел полицию, и то — не на посту.

Позавтракав и немного прошвырнувшись по городу (был дождь, который не располагал к прогулкам), мы взяли курс на Париж. Это чуть менее 800 километров.

Типичная ситуация. Автобан без ограничения скорости, дождь. У кого-то электроника в очередной раз не смогла обмануть законы физики и машину закрутило. Но отбойники с двух сторон удержали автомобиль, никто не пострадал. Когда у же у нас на всех трассах будут жесткие разделители направлений движения?

Кто-то доигрался

Еду, смотрю — мужик тащит "Запорожец". Присмотрелся — не "Запорожец", но что-то очень похожее.

Занятный факт. В Европе на АЗС нет заправщиков. Машину водитель заправляет сам, а затем идет платить. Видимо, для того, чтобы он не забыл затем повесить пистолет, фиксатор у пистолета откручен. Ни разу мне не попалась заправка, где можно включить фиксатор и пойти курить. Я обычно опустошаю бак до последней четверти, а это где-то 75-80 литров. Поэтому каждый раз я, как дурак, стоял и несколько минут держал пистолет, чтобы заправиться до полного бака.

Где-то на границе с Голландией пошел град. Это был мой звездный час, когда все снизились до 80-90 км/ч, а я как летел 130, так и продолжил доминировать :-).

Впрочем, град быстро прекратился.

Далее были несколько сотен километров скучного руления по автобану и к вечеру 4-го января мы въехали во Францию. Границ между странами как таковых в Евросоюзе нет. Просто в какой-то момент тебя встречает табличка с названием другой страны и все надписи на указателях становятся на другом языке.

Впереди нас ждали два дня в Париже.

Итак, мы въехали во Францию и взяли курс на Париж. Думаю, не стоит напоминать, что многие участки трасс в Европе — платные. Стоимость проезда варьируется от 5 до 20 евро. Однако отдельно отмечу организацию пунктов оплаты. Во-первых, никаких людей, все автоматизировано: ты получаешь билет из автомата и оплачиваешь через автомат, можно картой, можно наличными. Во-вторых, посмотрите внимательно на фото. У автомата нет рук, он не может протянуться к тебе навстречу за деньгами. Значит, ты должен подъехать максимально близко. Для этого сбоку сделаны такие волосатые ограничители. По ним ты можешь примерить подъезд своим зеркалом заднего вида (самой торчащей частью автомобиля), без риска что-то задеть и поцарапать. Удобно.

Въезжаем в Париж, встаем в вечернюю пробку. Ну в чистом виде "трешка" :-).

Чем занимаются люди в Париже? Любуются на достопримечательности, предаются чревоугодию, фоткаются на фоне Эйфелевой башни.

Прекрасная европейская зима

Почти Питер

Фуд-порно

Отпрыски толерантности торгуют шмотьем перед Лувром. Такая вот просвещенная Европа.

Не сфоткал — не доехал!

Париж удивил тем, что даже в центре там — довольно широкие улицы. Наверное, поэтому в ходу не только прокатные велосипеды, как в Европе. Но и электромобили.

Всем Париж хорош — кухня, архитектура, погода… Но есть одна проблема. Там везде французы. Мне, англоману, это мешает. К тому же на душе грузом висел незакрытый гештальт: уже три года я собираюсь доехать до Великобритании на своем автомобиле. Поэтому я сел в машину и отправился в Кале.

Попрошайки из Сирии клянчат деньги на перекрестках. Вообще, на улице полно бездомных. Толерантность! Противно.

В Кале (около 300 км. от Парижа) находится терминал Евротоннеля, по которому за полчаса можно перебраться на машине через Ла-Манш.

Прекрасная зимняя погода

Съезд к Евротоннелю. Разумеется, я сначала промахнулся и приехал в порт для грузовиков

Добро пожаловать в Евротоннель!

Почему-то многие думают, что Евротоннель это такая труба, по которой пропущена автомагистраль и на автомобиле можно доехать до Англии. Разумеется, это не так. По Евротоннелю ходит поезд. Ты грузишь машину на поезд и через 20 минут выгружаешь её в Фолкстоуне, куда этот поезд приходит. Также многие путают и называют этот поезд "Евростаром". Нет, "Евростар" — это скоростной поезд для пассажиров, он ходит из Парижа в Лондон и на него с машиной не попасть. А это — просто паровозик через Евротоннель. Альтернативный, более традиционный вариант — паром. Это дешевле, но дольше (займет часа два). Я выбрал поезд.

Но сначала надо зачекиниться. Поезда ходят каждые полчаса, билет лучше покупать заранее. Разумеется, через интернет. Есть несколько вариантов, он самого дорогого (приезжаешь в любой день и час, проходишь везде без очереди) — около 300 евро, до самого дешевого (приезжаешь точно в назначенное время, стоишь в общей очереди, билет идет в пакете "туда-обратно" на следующие сутки) — 75 евро.

 

Билет на поезд

С одной стороны, это дорого. С другой стороны, строительство Евротоннеля стоило таких бешеных денег, что за 20 лет проект все еще не окупился.

Сначала проходим французскую границу…

… А потом — британскую

Кстати, о проходе границы на автомобиле. Есть у профессионалов такой термин, "театр безопасности". Это рамки в аэропортах, сканирование чемоданов, вот это всё. Видимость безопасности не для защиты от террористов, а для того, чтобы пассажиры были спокойны, видя, что о них заботятся (террористов вычисляют другими методами). Так вот, неоднократно убеждался, что все пограничные контроли в аэропортах — это фикция. Хочешь провезти кило взрывчатки или семью беженцев — езжай на автомобиле. Никто никогда ничего не досматривает, за редким исключением. На границе с Великобританией моему автомобилю с русскими номерами не уделили никакого внимания. Поставили штамп в паспорте, улыбнулись и отправили грузиться на поезд.

Высокие автомобили идут в отдельные вагоны

В отличие от парома, на поезде есть дискриминация по высоте автомобиля, проходящая по границе 1.85 м. Дело в том, что вагоны — двухэтажные. Стандартные автомобили грузятся на два этажа, в таких вагонах есть лаунжи, кофе, в общем, можно всю дорогу себя развлекать. Микроавтобусы, внедорожники с багажниками и просто высокие авто направляют в отдельные вагоны без второго этажа. Сюда же попадают широкие автомобили (суперкары), так как обычные вагоны недостаточно широкие.

Гружусь в вагон вместе с гастарбайтерами из восточной Европы

В моем вагоне Феррари или Ламборгини не оказалось, сплошь фургоны с работягами из Литвы и Польши, колесящими по центральной Европе в поисках заработков (судя по номерам и внешнему виду людей). И была еще семья из Литвы, на пафосно оформленном наклейками микроавтобусе "Латвия — Англия — Латвия!". Путешествие века, типа. Надо было видеть их лица, когда перед ними буднично встал автомобиль с российскими номерами, с одним скучающим парнем за рулем :-).

Заезжаем в вагон…

… И плотно паркуемся

Поезд тронулся и через 20 минут мы прибыли в Великобританию.

Поезд приходит в городок Фолкстоун, где есть ресторан со вкусными фиш'энд'чипс и летом стоит проехаться по красивому побережью. Но зимой там ветрено, поэтому сразу берем курс на Лондон. Первое, что встречает водителя на дороге — это предупреждение на всех языках о том, что ты попал в страну с левосторонним движением.

Лондон находится в примерно 100 километрах от Фолкстоуна

Заезжаем на заправку, в очередной раз огорчаемся курсу валют. Полный бак Гелика — 120 фунтов, это примерно 10 тысяч рублей. Кстати, в Англии на каждой заправке висят предупреждения, что соваться в Европу на британском автомобиле просто так нельзя. Надо обязательно купить набор, состоящий из нашлепок на фары, чтобы не светить своим праворульным автомобилем на встречку, знака аварийной остановки, наклейки "GB" и алкотестера, который якобы обязателен во Франции. Удивительно, но ни в Германии, ни в Бельгии, ни где бы то ни было еще я не видел никаких подобных требований для машин, въезжающих во Францию с востока.

Объяснение тут может быть одно. Французы, традиционно и исторически не любящие британцев, при случае не преминут обшмонать английский автомобиль на предмет соответствия местному законодательству. На всех остальных европейцев же они закрывают глаза. Впрочем, не думаю, что все соблюдают эти требования. Повторюсь, за всю поездку я не встретил на дорогах ни одного полицая.

Алкотестер купил как сувенир

В Великобритании бензин даже не подписан стандартным образом (95). Просто Е10 и все

И вот я в Лондоне на своем автомобиле, из Москвы! Трехлетний гештальт закрыт. Дело в том, что я очень люблю Великобританию, в Лондоне у меня много друзей и я летаю туда каждые 2-3 месяца. Я очень хорошо знаю город и ориентируюсь в нем. С этой точки зрения приехать в Лондон на своем авто из Москвы — это как приехать в Питер.

Въезд в Лондон стоит денег (congestion charge), но только в будние дни до шести вечера. Поэтому мне не пришлось платить.

Бытует мнение, что в Лондоне все очень плохо с парковками. Это неправда. В центре полно подземных парковок, просто они стоят достаточно дорого. Оставить машину на сутки — около 40 фунтов (3200 рублей). И, как и много где в Европе, если у тебя внедорожник, то могут быть трудности с поиском подходящей парковки. 90% парковок имеют ограничение по высоте 1.85 или 1.98 метра. Я нашел ровно одно место, Q-park в Сохо, где лимит по высоте составлял 2.10. Там я и припарковался и пошел пить пиво с виски.

Еще один вопрос, которых волнует многих автомобилистов — насколько трудно ездить по дорогам с левосторонним движением. Отвечаю — ничего сложного. Три года назад я брал в Шотландии праворульную машину напрокат. Тогда я убедился, что ни левостороннее движение, ни даже переключение МКПП левой рукой не составляет никаких проблем. Привыкаешь быстро. Самое сложное — постоянно помнить, что ты сидишь справа и весь автомобиль находится у тебя по другую сторону, нежели обычно. Поэтому такие вещи, как удержание в своей полосе или езда задним ходом представляют определенные трудности. На машине же с привычным левым рулем, да еще на своей собственной, перемещение по Англии не вызывает никаких проблем.

На следующий день я поехал фоткаться на всех туристических местах. Тауэрский мост, Вестминстер и Биг Бен, Букингемский дворец и Молл… Не сфоткал — не доехал! 🙂

Тауэр!

Британский музей

Вестминстер!

На вестминстерском мосту, перед парламентом и Биг Беном, я не сдержался. Дорога была относительно пустая и я встал на аварийке, выскочил из машины и сделал каноническую фотку. Кто-то скажет, что это дикое нарушение, приехала тут русская мафия на Геликах…

А я так скажу. Во-первых, встать на 10 секунд на аварийке — не преступление. Во-вторых, проходящие мимо туристы, глядя на относительно редкий для Британии автомобиль на диковинных номерах, улыбались и поднимали большой палец, осознавая откуда эта машина сюда доехала. Так что хейтеры могут спать спокойно.

Букингемский дворец

Еду по The Mall

Еще одна зарисовка про Лондон. Краткосрочно припарковаться на улице (не на специальной парковке) и правда сложно. Я встал на единственное свободное место, которое до 13:30 предназначалось только для погрузки и разгрузки. На часах было 13:15. Рядом тусил полицейский. Я спросил его, можно ли мне встать уже сейчас, ведь еще 15 минут, но вряд ли кто-то уже приедет грузиться. "Все окей", — ответил он мне — "я присмотрю за вашей машиной, если что. Паркуйтесь". Не могу представить у нас подобный диалог с представителем власти, к сожалению.

На втором этаже этой таверны расположен закрытый клуб любителей виски, который я регулярно посещаю вот уже шесть лет

Вечером меня ждала обратная дорога на поезд в Кале. Здесь я отметил еще один нюанс передвижения на леворульном автомобиле по автострадам Англии. Твои фары светят на встречку, которая тут вместо обочины. Ты инстинктивно смотришь туда, куда светят фары, то есть, на встречные машины. И они слепят тебя светом своих фар. В остальном же все легко и просто. Указатели все заранее, повороты четко по полосам… Ездить намного проще, чем в России.

 
 
Пункт чек-ина на Евротоннель со стороны Англии больше и просторнее. Отдельно отмечу, что вместо указателей на поезд здесь просто и лаконично написано "Франция". Тонкий британский юмор.
 
 
Впереди была долгая дорога обратно в Москву…
Но перед тем, как рассказать про обратную дорогу, немного пофилософствую про путешествия на своем автомобиле.
 

Мне нравится ездить на машине на дальние расстояния. Причем я говорю не про путешествия ради красот, приключений или чтобы добраться туда, куда не ходят поезда и не летают самолеты. Мне нравится сесть в машину, обнаружить себя за две-три тысячи километров от дома и осознать, что у меня нету обратного билета на самолет, нет четкого плана, нет возможности за пару часов оказаться снова в Москве. Все, что связывает меня с домом — это вот эта двухтонная четырехколесная штука и долгая дорога обратно. В самолете можно подремать, это безопасное путешествие, ты там — пассажир, не чувствующий расстояния. На автомобиле ты проживаешь каждый километр. Надо рулить, надо заправляться, до дома надо добраться. Вот именно это немного нервное, щекочущее ощущение я и люблю. Только путешествие на автомобиле способно показать тебе, какой большой — или наоборот, какой маленький — наш земной шар.

Но хватит романтики. В прошлой части я остановился на том, что подземный поезд привез меня обратно во Францию. Был вечер, и впереди была долгая дорога в Москву. Поэтому было принято решение заехать в ближайший Carrefour (это супермаркет типа Ашана), закупиться там французскими сырами, фуа-гра и вином, и сделать поездку домой максимально комфортной и минимально гнетущей. По этим же соображениям первая остановка была назначена в Эйндховене, 250 километров от Кале.

Зима в Европе — это туман и дожди

Всю дорогу нас преследовал туман. Иногда это было красиво, иногда — опасно. Местами видимость составляла меньше 100 метров. Когда ты едешь по автобану 150 км/ч, сто метров — это очень мало.

Приехали в Эйндховен, распили бутылочку вина, откушали сыра и фуа-гра и легли спать. На следующий день нам предстоял перегон больше 1000 км до Варшавы. Но мы не стали торопиться и осмотрели город, родину марки "Филлипс".

Эйндховен в тумане

Найди Гелик на фото

За Голландией пошла Германия. На ней мне несколько раз встретились предупреждающие знаки на русском языке, для дальнобоев.

Очередная заправка

Какой-то разницы в качестве бензина в Европе я, кстати, не заметил. Видимо, мотору объемом в 5.5 литра плюс-минус все равно, что в него льют. Зато не могу не отметить правила движения по автобанам. Это то, чего нам в России очень не хватает, ведь у нас тоже есть скоростные платные трассы с большим количеством полос. Но мало иметь три полосы в одну сторону, надо уметь по ним быстро ездить. В Европе есть четкое правило: запрещено ехать в левой полосе при свободной правой. Это карается большим штрафом и поверьте, не зря! У нас ведь как? Едешь ты, скажем, по Симферопольскому шоссе в среднем ряду. Разрешенная 130, ты идешь 150. В твоем ряду на скорости 110 тупит какой-то болван, в крайнем правом плетется фура. Ты обходишь болвана слева. Упираешься в другого болвана, который идет 130 в крайней левой полосе. А в средней — еще один дибил, который ползет 90. Ты обходишь их обоих через две по крайней правой, при этом помня, что тот дибил, который идет 110, тоже сейчас будет обгонять этого дибила, который едет 90 в том же ряду. И такие "шашечки" всю дорогу. Вроде бы едешь в разрешенных пределах, но постоянно рискуешь, маневрируя. А если еще дорога мокрая или скользкая…

Теперь смотрите, как ездят в Европе. Допустим, у тебя E63 AMG. Ты валишь по автобану 190 и упираешься в пенсионера на S500, который плетется 150. Ты включаешь поворотник и обходишь его слева, никого не подрезая — потому что обгонный ряд всегда свободен. Затем возвращаешься в свою полосу. И тут с прилегающего шоссе приходит дублер, а по нему несется Порш 911 GTS. Водитель Порша включает поворотник, встраиваясь в твою полосу (ты ведь едешь по крайней правой, пока она свободна). Но ты не тормозишь! Ты, в свою очередь, тоже включаешь поворотник, перестраиваясь на ряд влево, давая водителю Порша встроиться, также без притормаживания. Если в левой полосе при этом кто-то едет, он также перестраивается еще левее, давая вам возможность совершить маневр. Никто не бьет по тормозам, все едут с равномерными скоростями. И все безопасно, потому что самый левый ряд всегда должен быть свободен — это закон!

Типичная заправка Гелика в Европе

Кстати, автомобили с русскими нормерами за всю поездку встретились всего 2 раза, возле Берлина. Дорого нынче путешествовать по Европе.

Долго ли, коротко ли, но Германия превратилась в Польшу, а туман — в снег. Кстати, про усталость за рулем. Рулил я в одно лицо, и тот, кто скажет мне, что Гелик — некомфортная машина, получит ответ, что у него неправильная спина. Пробеги в 1000+ километров не доставляют мне никаких проблем. Хотелось только, чтобы путь домой все-таки не превратился в марафон, поэтому вторая остановка была предусмотрена в Варшаве.

Первый снег встретился только в Польше. Это уже Восточная Европа и знакомая нам зима

Хочу также отметить вот какой факт. Не знаю почему, но в центральной Европе машина на трассе не пачкается. Вроде бы там такая же слякоть, как у нас в межсезонье. Но то ли жидкая грязь с обочины не стекает на дорогу, то ли дороги не поливают чем-то мерзким. Но факт. Идет дождь, ты едешь, машина мокрая, но приезжаешь на заправку и видишь, что мокрая не означает грязная.

Кстати, о заправках. Понравилось, что в Европе не только заблаговременно пишут, через сколько километров будет АЗС, но и через сколько — следующая после нее. Указывая при этом логотип бренда. Очень удобно. Едешь и знаешь, когда будет Shell, когда — BP и так далее. Почти все заправки на трассах оборудованы стоянками, кафе как правило строится отдельно, но тут же, рядом. То есть, комплекс АЗС — это больше, чем просто заправка. Такой безопасный и очень цивилизованный островок отдыха. Вот только бензин дорогой.

Это не все чеки с заправок за поездку 🙂

Впрочем, я отвлекся. Следующий после Варшавы перегон — до границы с Белоруссией. Здесь мы поначалу встали на два часа в Тересполе, очередь не двигалась из-за очень дотошного досмотра на белорусской стороне. Плюнули и поехали на соседний КПП Домачево, который открылся в конце года и про который пока мало кто знает. Это был первый раз в моей жизни, когда я вернулся в страну выезда.

Крюк в 100 километров вдоль границы себя оправдал и поздно ночью мы прибыли в Брест.

На следующий день осмотрели Брестскую крепость, почтили память крепости-героя. Шутка ли, два месяца держать оборону, уже зная, что город взят. Никто не выжил. Вечная память героям.

Финальный перегон в 1000 километров по Белоруссии и Смоленской области не представлял из себя ничего интересного. На границе с Белоруссией досматривают только фуры, легковушки не вызывают никакого интереса. А дальше — родина. Родная, грязная, несчастная но гордая Россия. Пусть кричат "уродина", а она нам нравится.

Вместо резюме.

К поездке я хотел сделать международные права, так как не был уверен в статусе российских прав в Великобритании. В очередной раз повторюсь, что за все путешествие никто ни разу права не смотрел. Из определенных минусов зимней поездки могу отметить тот факт, что перепад погодных условий (от +9 до -16) совершенно не оставляет надежд на универсальную резину. Или ты стремно чувствуешь себя в начале и в конце путешествия, или страдаешь в середине, случись пойти ливню. Но зато зимой меньше машин на трассах. Если вы едете в Европу на высоком автомобиле, надо помнить, что дискриминация по высоте — повсюду. Многие подземные парковки (а в центре европейских городов они только такие!) рассчитаны максимум на 1.85 метра, а на пароме с вас просто возьмут повышенный тариф.

Отдельно хочу сказать про паром из Хельсинки в Германию. С одной стороны, это неспортивно, круче весь маршрут пройти на колесах. Да и ценник кусается (90 евро за машину, 90 за человека и 170 евро — каюта). Но, признаться, в следующий раз я бы и обратно поехал на пароме. Слишком нудными оказались последние полторы тысячи по Польше, Белоруссии и России. Смотреть особо нечего, а перегоны большие.

В дальнейших планах — поездить нормально по Англии и Шотландии (друзья как раз зовут на рыбалку). Прокатиться по Скандинавии (это будет проще и короче, но надо ехать летом). И добраться до Исландии (мечта!). Ну а заодно можно и полностью Европу пересечь слева направо и сверху вниз, ведь Португалия и Италия еще остались непокоренными. Земной шарик маленький!

 
28.03.2023
Про АКПП