Монгольский Алтай или десять дней в невесомости.

Наступил долгожданный день 28 июля 2011 года. Утром этого дня два автомобиля TLC-105 стартовали из г. Подольска. На борту по одному пилоту, снаряжение и запас продовольствия.

текст: Ярослав Шмель
Фото: Евгений Горбик

МОНГОЛЬСКИЙ АЛТАЙ
или
ДЕСЯТЬ ДНЕЙ В НЕВЕСОМОСТИ
 IMG_1305

Дорога до Барнаула заняла пять дней и 1 августа во второй половине дня мы поселились в гостинице. Пятидневный маршрут проходил через Кострому, Киров, Пермь, Екатеринбург, Тюмень, Омск, Новосибирск. В день проходили от 600 до 1100 км. Прошли легко на одном дыхании, ночевали на природе. Дневка в Барнауле, знакомство с нашим проводником и гидом, Женей Горбиком, но о нем позже, эта личность заслуживает отдельного описания.
Утром 3-го августа – старт, вышли на Чуйский тракт, и полные впечатлений достигли пос. Курай, что в 120 км от границы. Дневной перегон по Чуйскому тракту впечатлил своими неповторимыми пейзажами. Фотографировать можно зажмурившись, поворачивая фотоаппарат как диск рулетки, все равно получится открытка, но это не умаляет способности Жени Горбика, фото которого здесь представлены.
На границе были в 830 минут утра. Пограничный переход работает в неспешном режиме с 900 до 17 00 обед 1200 до 1300 выходной воскресение. Проход российской стороны 3 часа- монгольской 15 мин. От перехода до границы около 16 км. Российская территория защищена колючкой и пограничниками с автоматами, с монгольской стороны ничего. «Вам надо охранять границу – вы и охраняйте». Асфальт заканчивается по границе ворот, открыли ворота а там… Монголия и сразу «грейдер».

Места где мы проехали 1700 км называются Западная Монголия или Монгольский Алтай.
 IMG_1402

В Монголии нас встречал монгольский соответственно УАЗик с русским названием «буханка» - машина сопровождения. Удивительно, но факт, она проехала с нами те же 1700 км. Все поломки чинились проволокой и монгольскими руками водителя-переводчика, правда он этнический казах, как оказалось. Экипаж «буханки» дополняли Женя Горбик, его внук Данила (8 лет) и милая барышня в золотых босоножках с романтическим именем Булка. Сразу родилась приговорка « наша Булка на «буханке» едет».
Маршрут наш проходил не по прямой, предстояло попетлять по Монгольскому Алтаю основательно. Ночевали на оз. Талбо, далее сошли с трассы преодолели перевал 2800 м над уровнем моря. Вторая ночевка в прекрасном месте с названием Золотая чаша – это высокогорное пастбище с изумрудной травой, чистейшими ручьями и реками. Общались с местными, пили кумыс, айран, пробовали знаменитый монгольский сыр. Кстати, в этой части Монголии всегда находишься будто в огромной чаше, со всех четырех сторон горы.

Первая высокогорная ночевка, на отметке 2200 метров над ур. моря, привела нас всех в состояние невесомости, невозмутимости и трепетного волнения.
IMG_1139

 

Утром опять перевал. Необычайной красоты, словно плюшевые горы, где не возможно определить ни расстояния между предметами, ни местоположение своего во времени и пространстве. Дневка в городе Ховд в юрточном кемпинге, днем базар.
Дальнейший путь, до самой удаленной точки маршрута, вдоль озер Хар-Ус-Нуур, Хар- Нуур, Дургун Нуур через маленький поселок Дургун. Эта часть пути - сначала горы, потом степь, очень похожая на Казахскую, но вместо полыни горный лук, целые плантации, в воздухе запах сушеного лука и далее барханы. Озеро Дургун Нуур пресное, но вода на столько щелочная, что в нем никто не живет. Зато после холодных горных речек мы накупались в теплой воде с удивительными берегами из мелкой гальки. По рассказам Жени Горбика сюда приходят умирать местные Ламы (Буддистские священники) он не однократно находил человеческие кости в подтверждение тому.

IMG_1076

На утро погода испортилась. Плановая дневка отменилась, отменился даже завтрак из-за огромного количества мошкары, атаке которой мы подверглись, пришлось ретироваться. В этот день был пройден самый длинный перегон 370 км с не запланированной ночевкой на высоте 2400 м над ур. моря. « Призом» за лишения был купленный баран, и вместе с ним, вернее с его останками (имею в виду мясо) мы выдвинулись на запад к границе с Китаем. Через несколько перевалов мимо озер Хоргон Нуур и Даян Нуур, максимально приблизившись к Китайской границе на расстояние в 6 км. Были ночевки на прекрасном водопадике, вернее даже порогах, потом на реке Ховд-гол и 13-го августа мы вышли к уже знакомому нам пограничному переходу.

IMG_0933

 

Десять дней пути пролетели как один. Пейзажи невозможно описать словами, попробуйте оценить по фото. Свое состояние я не знал как описать и наверное невесомость это подходящее определение, хотя в настоящей невесомости я не был.
Огромное спасибо всем, кто помог нам это путешествие осуществить. Особое спасибо Жене Горбику и компании «Терра Монголия». Немного о Жене, как обещал в начале. Женя Горбик, человек уникальный- альпинист, музыкант, проводник. Монголию он знает лучше чем монголы и это с их слов. Очень надеюсь с ним еще встретиться и провести такие же незабываемые дни.

ПОЛНЫЙ ФОТООТЧЕТ В ГАЛЕРЕЕ КЛУБА >>>

28.03.2023
Про АКПП